Долгожданный великий праздник Курбан айт наступил. То есть, 1 сентября – праздник Курбан айт. Если вдуматься, Курбан айт – это особенный религиозный праздник в нашей религии. Слово «курбан» означает «приближение к Аллаху, обретение довольства Аллаха». Поэтому каждый мусульманин, имеющий возможность, спешит принести в жертву животное, исполнить свой долг перед Аллахом и совершить благое дело. В Священном Коране Всевышний Аллах повелевает: «Совершай намаз ради твоего Господа и приноси в жертву» (сура «Каусар», аят 2).
Принесение в жертву (курбан) в нашем шариате относится к виду поклонения, совершаемого посредством имущества. О большом вознаграждении для тех, кто приносит жертву ради довольства Аллаха, наш досточтимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорит следующее:
«Нет для раба лучшего дела в день жертвоприношения, чем пролитие крови жертвенного животного перед Аллахом. Ведь принесенное в жертву животное в Судный день явится со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь жертвенного животного достигает высокого положения перед Аллахом прежде, чем пролиться на землю. Посему приносите жертву от чистого сердца».
Если взглянуть на смысл принесения в жертву (курбан), мы увидим, что оно имеет ряд преимуществ для общества. В частности, принесение в жертву способствует развитию в человеке таких благих качеств, как братство, взаимопомощь, самоотверженность и солидарность, а также укреплению справедливости в обществе. Оно в значительной степени способствует устранению определенного разрыва между социальными группами, позволяет людям разного уровня узнать и близко понять положение друг друга и наладить тесное общение.
На вопрос сподвижника, спрашивающего о награде за принесение в жертву (курбан), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «За каждый волос жертвенного животного – одна награда». Сподвижник снова спросил: «О Посланник Аллаха, а если жертвенное животное будет шерстяным (как овца, ягненок), какова будет награда?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: «За каждый волосок шерсти – тоже одна награда».
Любое поклонение должно совершаться в первую очередь ради довольства Всевышнего Аллаха. А принесение в жертву (курбан), помимо личных и общественных выгод, является поклонением, совершаемым прежде всего ради довольства Аллаха. В Священном Коране Всевышний Аллах говорит об этом: «Ни мяса, ни крови их не достигнет Аллаха, но достигнет Его лишь ваше благочестие» (сура «Хадж», аят 37). То есть, прежде всего следует взвесить на весах разума цель и намерение, заложенные в принесении жертвы.
Два праздника в нашей религии начинаются с совершения намаза. Об этом в хадисе, переданном от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорится: «Первое, что мы делаем в эти дни (то есть в дни праздника), – это совершаем намаз». В связи с этим совершение праздничного намаза является обязательным для каждого мусульманина, достигшего совершеннолетия и обладающего разумом.
Когда приближаются дни праздника, то есть накануне дня Арафа, проводятся предварительные приготовления, готовятся вкусные блюда. Мусульманская община в день праздника омывается, надевает чистую и красивую одежду, надушается благовониями и отправляется на праздничный намаз. После совершения намаза мусульмане поздравляют друг друга и желают добра. Кроме того, нуждающимся оказывается помощь и подается милостыня ради вознаграждения.
Таким образом, слово «курбан» в религиозном смысле означает «заклание определенных животных в определенное время и при соблюдении определенных условий с целью приближения». Поэтому существуют следующие установленные шариатом условия пригодности животного для жертвоприношения.
В жертву можно приносить только овец, коз, коров и верблюдов. Овцы и козы, приносимые в жертву, должны быть не моложе одного года, коровы – двух лет, верблюды – пяти лет. Шести-семимесячные ягнята, если они упитанные и мясистые, как годовалые овцы, пригодны для жертвоприношения. Желательно приносить в жертву самцов овец и коз, а самок коров. Птицы, такие как куры, петухи, гуси, утки, не приносятся в жертву.
Овцу или козу может принести в жертву только один человек, а корову или верблюда, то есть крупный рогатый скот, может принести в жертву один человек от своего имени или семь человек совместно. При совместном принесении жертвы каждый человек должен иметь намерение совершить жертвоприношение. Если один человек совершает жертвоприношение, а другой – только ради мяса, то принесенное животное не будет считаться жертвенным для всех.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о животных, непригодных для жертвоприношения: «Непригодны для жертвоприношения слепые животные с явной слепотой, больные с явной болезнью, хромые (до такой степени, что не могут ходить) и очень худые, настолько, что видна кость». Следовательно, жертвенное животное не должно быть одноглазым; слабым до такой степени, что не может добраться до места забоя; не иметь от рождения ушей или хвоста или иметь их отрезанными в значительной части; иметь выпавшими большинство зубов; иметь сломанным один или оба рога у основания.
Чтобы не мучить животное, приносимое в жертву, следует использовать острый нож. После того, как животное положено на землю для забоя, облизывать и точить нож на его глазах – невежливо, а забивать без мучений – сунна. Пророк в одном из хадисов говорит: «Когда режете животное, режьте хорошо. Кто режет животное, пусть хорошо заточит свой нож и поскорее зарежет животное, даровав ему покой».
При принесении жертвы (курбан) произносится такбир: «Аллаху акбар, Аллаху акбар ля иляха илляллаху, Аллаху акбар, Аллаху акбар уа лилляхиль-хамд», и забивается со словами «Бисмилляхи, Аллаху акбар». Наилучшим является, когда хозяин сам забивает жертвенное животное. Можно также поручить забой другому. Желательно, чтобы хозяин присутствовал рядом со своим жертвенным животным. Разделение мяса жертвенного животного на три части и раздача – это вознаграждение. Одна часть – родственникам, соседям, вторая часть – бедным и нуждающимся, третья часть – своим детям, семье.
Обряд жертвоприношения (курбан) должен выполняться с искренним намерением и усердием. Курбан должен быть принесен после совершения праздничного намаза. Только тогда он будет считаться курбаном. Ведь принесение жертвы – это не просто повседневное дело. Уделяя пристальное внимание этому виду поклонения, проявляя искреннее намерение и принося в жертву лучшее из животных, мы обретем огромную духовную пользу и бесчисленное вознаграждение в этом мире и в загробной жизни. Пусть праздник будет благословенным, и да примет Аллах ваши жертвы.
Мансуров Батыржан Берденович,
Представитель ДУМК по Атырауской области, Главный имам центральной мечети «Имангали»