«Узбек – брат мой», «Кыргыз-казах – братья навек», – говорят в народе. Эти пословицы – свидетельство того, что мы все – тюрки. А знаем ли мы, что башкирский народ, находящийся за рекой Урал, очень близок нам? Баш – голова, курт – волк. То есть, это был один из воинственных народов среди тюркских народов. Мы знаем, что он едва не исчез из-за колониальной политики и слился с татарами. А насколько он близок казахам? Кроме редких сведений, обстоятельной информации по этому поводу нет. Поэтому мы решили пригласить к беседе башкирского писателя Нияза Алсынбаева, который пытается восполнить этот пробел. Он изучает казахскую историю в тесной связи с башкирской, снял документальный фильм «Алпамыс. По следам одной легенды» и знакомит башкир с казахами. В 2013 году выпустил книгу «Потомки священного синего волка».
«Известно, что башкиры и казахи с древних времен были кочевыми, воинственными народами. Казахский народ создал свое ханство, а башкирского ханства не было. Кочевые народы издревле населяли эти земли, существовали лишь в виде аулов, союзов объединенных родов. Можно назвать семь основных родов, сформировавших башкирский народ: боризан, осирген, тама, тунгаур и три рода, происходящих от кыпшаков. Однако, по правде говоря, казахи Младшего жуза сыграли большую роль в формировании башкир как нации. Позднее в переписанной башкирской летописи об этом не говорится. Такова политическая цензура. При написании этой книги я много исследовал. Огромную помощь оказал мой казахский коллега Мурат Шекебаев, когда я работал журналистом на Башкирском радио. Сегодня этого человека уже нет с нами. Обойдя казахские аулы, расспрашивая старейшин-летописцев, я убедился, что башкирский народ – самый близкий казахскому народу. Опираясь на труды некоторых казахских историков, я пришел к выводу, что «основное происхождение башкир берет начало от казахского народа». Казахские роды переселились в этот регион, ассимилировались с финно-угорскими народами, и сформировался башкирский народ. Однако по известным причинам со временем это осталось лишь легендой», – говорит Нияз Алсынбаев.
В целом, башкирский народ подвергся ассимиляции со многими народами. Кроме русских, соседние народы хотели колонизировать башкир. Только казахи не проявляли такой алчности. Возможно, поэтому у башкир встречаются поговорки и пословицы, направленные против других народов, но ни одного негативного слова в адрес казахского народа не встречается. Разве это само по себе не признак дружелюбия, тесных отношений?!
Башкиры и казахи вели кочевой образ жизни. В быту кочевых народов случаются и барымта (набег за скотом), и карымта (ответный набег). Во время одного такого барымты юноши из башкирского рода осирген отправились в соседние аргынские аулы и за одну ночь угнали табун лошадей. Вместе с этим табуном они забрали и мальчика-конюха по имени Мамбет в качестве раба. Однажды этот мальчик отличился особым свойством. Ночью он светился и испускал свет. Изумленные осиргены сочли мальчика священным, выделили ему скот, и он стал уважаемым жителем того аула. Позднее потомки того Мамбета составляют сегодня половину башкирской нации. Несмотря на то, что они слились с местными башкирами, они говорят, что «происходят от казахов». Например, жители аулов Дереклы, Мамбетово, Калтай, Сагитово, Танатарово в Хайбуллинском районе Башкортостана являются потомками того Мамбета. Хотя они считают себя башкирами, их имена и фамилии – казахские. Рамиз Есенкулов, участвовавший в расцвете Уфы, Мифтах Мамбетов, бывший заместитель мэра Уфы, поэт Кадим Аралбаев, лауреат премии «Салават Юлаев» – все они потомки того Мамбета. Разве сами их фамилии не говорят о том, что они казахи?!
Итак, вернемся к прошлому. Несмотря на мелкие стычки между казахскими и башкирскими аулами, они стали сватами, обмениваясь невестами и выдавая дочерей замуж. Будучи родней по сватовству, они жили близко, население аулов общалось. Возможно, поэтому среди башкир часто встречаются роды керей, найман, тама, табын, кыпшак, кытай. Это можно увидеть и в записях Шакарима. Шакарим Кудайбердиулы в своей книге «Летопись тюрков, кыргызов, казахов и ханов» пишет следующее: «Арабские писатели говорят, что башкиры – это тюркский род, смешавшийся в древности с финно-угорским народом. Они отделились от казахов после «актабан шубырынды» (великого бедствия) в 1723 году и смешались там с татарами. Табы башкир – минский (это калмыцкий мингит, ставший татарским из рода тогайлы) и табинский (это табынцы, кыпшаки, тама, кытайцы, керейцы из Младшего жуза) и тазы, кыргызы. Судя по этим названиям, вы поймете, что башкиры – казахи и что они присоединились из каждого рода».
По словам писателя, казахи, оставшиеся в этом регионе, составляют большинство нынешнего башкирского народа. Салават Юлаев, командующий башкирами во время крестьянского восстания Пугачева, с тысячей своих воинов был спасен от карательного отряда казахами Младшего жуза, которые помогли им уйти. Это забота самых близких братьев друг о друге.
Нияз Алсынбаев говорит: «Во время голода 1920-30-х годов многие казахи начали переселяться в башкирские аулы, спасаясь от голода. Многие остались там жить. Село Варваринка сегодня хорошо известно животноводством. Но не все знают, что это казахское село. Такие братские отношения продолжались веками. Например, медресе «Галия» в Уфе дало образование многим казахским юношам, этот город стал благословенным местом для собраний Алашорды. Заки Валиди и Алихан Бокейханов хотели создать единую башкирско-казахскую автономию, сделав Оренбург общей столицей. Однако эта идея не понравилась центру и потерпела неудачу. Такое сближение стало политически опасным, и их пытались разделить. С тех пор все письменные легенды и документы башкир были подвергнуты цензуре и переписаны. В итоге они добились своего и представили два народа как извечных врагов. Только сейчас, когда наступила свобода слова, я могу с большой уверенностью сказать: «Предки башкир – казахи». Сейчас я работаю над романом «Естек батыр». В этом романе я собираюсь опубликовать исторически значимые сведения об отношениях башкир и казахов. У меня есть планы издать его и в Казахстане. Наш долг сегодня – показать, насколько близки были два народа, которые разошлись из-за бурь прошлого. Наш долг сегодня – показать, насколько близки были два народа, которые разошлись из-за бурь прошлого.
Советская цензура уничтожила многие национальные произведения. А Нияз Алсынбаев говорит, что не прекратит поиски в деле возрождения этих утраченных произведений. Если есть родство, как не радоваться?! Если он «старший брат», как не назвать башкира своим братом?! История – свидетель прошлого. А раскрытие истины прошлого – дело времени. Поэтому большая работа по восстановлению нашей истории еще впереди.
Ерзат ЕРМАГАМБЕТОВ
Караганда