Религия ислам, внесшая огромный вклад в цивилизацию человечества, начала распространяться в казахской степи в начале VIII века. Арабская культура, пришедшая вместе с исламом, не смогла вытеснить обычаи и традиции кочевого народа с обширных степей, которые сегодня занимает Казахстан.
Казахи на протяжении веков придерживаются одного из четырех мазхабов суннитского направления ислама – мазхаба имама Агзама Абу Ханифы.
В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года Президент РК Н. Назарбаев говорил о религиозных установках мусульман страны: «… Мы – мусульмане, сунниты, придерживающиеся мазхаба Абу Ханифы. Этот путь, которому следовали наши предки, основан на уважении национальных традиций, родителей. На уважении молодежи к старшим. Наши предки никогда не закрывали лица девушек. Поэтому нынешнему поколению также следует чтить традиции предков, почитая ислам – благороднейшую религию в мире», – намекая на внешние силы, которые сбивают молодежь с истинного пути ислама и уводят в ложном направлении.
19 апреля текущего года, в ходе встречи с представителями Духовного управления мусульман Казахстана, Глава государства, говоря о роли религии в обществе и религиозной неграмотности молодежи, отметил: «Из-за религиозной неграмотности наша молодежь отращивает бороды и укорачивает штаны. Увеличилось число девушек в черных одеждах, закрывающих лицо. Это чуждо нашим традициям и народу. Необходимо проработать вопрос о запрете этого на законодательном уровне. Казах в черное одевается только в дни траура», – подчеркнув необходимость законодательного ограничения этого явления как чуждого нашим традициям. Непризнание ханафитского мазхаба, которого придерживается наш народ веками, неуважение к светским принципам государства – это пропаганда культуры другой страны.
По данному вопросу авторитетные общественные деятели страны, представители ДУМК и религиоведы в своих мнениях и взглядах разоблачили придерживающихся салафизма граждан как явление, не соответствующее общественным нормам в плане одежды и ношения бороды, и донесли, что истинными признаками ислама являются человечность, образованность, трудолюбие и милосердие.
Кроме того, Духовное управление мусульман Казахстана выразило свою официальную позицию по данному вопросу, призвав мусульман страны к единству и согласию, и предостерегло от религиозной розни. Представители Духовного управления напомнили мусульманской общине о необходимости уделять особое внимание гармонии бороды и не выходить за рамки в одежде.
«Духовное управление мусульман Казахстана советует мусульманкам и женщинам страны одеваться скромно, соблюдая требования шариата и в соответствии с традициями казахского народа. Не следует использовать черную одежду, которая выглядит вызывающе и подчеркивает фигуру. А паранджа (никаб) и черная одежда – противоречат нашим обычаям, это не путь наших предков», – подчеркнули они.
Однако некоторые граждане, придерживающиеся нетрадиционного ислама, выражают несогласие с этими установками и всячески оправдываются.
К сожалению, в результате усвоения чуждой идеологии в нетрадиционных религиозных учебных заведениях арабских стран молодежью, уехавшей туда в 90-х годах прошлого века для получения религиозного образования, после возвращения на родину появились группы, придерживающиеся нетрадиционного ислама, отрицающие ислам, которого придерживались наши предки веками, и пропагандирующие ложную религию и чуждую культуру. Поэтому государство проводит комплексные мероприятия, направленные на предотвращение религиозной розни, обеспечение внутренней и внешней стабильности.
В рамках этого всесторонне разъясняется, что светскость – это не безбожие или отрицание религии, что позиция государства по отношению к религии носит демократический, правовой характер, а государственное управление опирается на нерелигиозные правовые принципы.
Следует отметить, что в результате такой комплексной информационно-разъяснительной работы граждане, придерживающиеся нетрадиционного ислама, начали понимать особенности и ценности традиционного ислама.
Тем не менее, нельзя расслабляться, учитывая, что болезнь входит как слон и выходит как мышь, необходимо отметить, что государство и общество должны объединиться и приложить неустанные усилия в важном вопросе, напрямую связанном с будущим страны и поколений.
К. Бейсенгазин,
Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии Комитета по делам религий Министерства информации и общественного развития РК