Абдухалил Абдужаббаров широко известен под прозвищем «шейх Халил». С 25 июля его дело рассматривается в Уральском городском суде. По статье 164 Уголовного кодекса РК Абдухалил Абдужаббаров обвиняется в «возбуждении религиозной розни». По данным Комитета национальной безопасности, в 2000-х годах он пропагандировал идеологию ваххабитской джамаата «такфир», призывающей к терроризму и экстремизму в западном регионе страны. В связи с этим мы побеседовали о последствиях радикального течения с председателем общественного фонда «Аманат-Жайык», теологом Ержаном Жумагажиевым.
– Ержан Ергенович, в стране предпринимаются значительные меры по пресечению деятельности чуждых религиозных течений. Какой вклад вносит в это общественный фонд «Аманат-Жайык»?
– Деятельность общественного фонда началась в июне этого года. То есть, мы работаем в рамках государственно-социального заказа по оказанию помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений, предоставлению духовной и материальной помощи, юридических и правовых консультаций, проведению пропаганды по профилактике экстремизма и терроризма, разоблачению деструктивных течений через СМИ. Для разъяснения населению основ традиционного Ислама мы установили тесную связь с имамами мечетей области. До сегодняшнего дня мы встретились с около 300 людьми, попавшими под влияние деструктивных течений в регионе, и провели с ними беседы с целью их отвращения от этих путей. В распоряжении общественного фонда «Аманат-Жайык» находятся 8 высококвалифицированных теологов-специалистов, а в качестве партнеров работают более 40 служителей мечетей и 2 представителей христианского направления, выступающих против течений.
– В настоящее время в религиозной среде в Уральске состоялось несколько судебных заседаний по делу Абдухалила Абдужаббарова, известного своей радикальной пропагандой под именем «шейх Халил». Спецслужбы страны заявили, что он широко распространял ваххабитские убеждения среди казахстанцев. Расскажите подробнее о «шейхе Халиле».
– Абдухалилу Абдужаббарову 42 года. Он родом из Сайрамского района Южно-Казахстанской области. В 1993-1999 годах он получил глубокие знания в области исламоведения по гуманитарным теологическим наукам в Международном исламском университете, расположенном в городе Исламабад, Республика Пакистан. Во время учебы в указанном университете Абдужаббаров попал под влияние «такфиритского» течения, пропагандирующего экстремистскую идеологию, и в 1994 году незаконно пересек границу Афганистана. Затем он прошел подготовку в специальном лагере, где обучали «моджахедов» (боевиков), глубоко освоивших навыки и методы террористической деятельности на территории этой страны.
В период с июня 1999 года по февраль 2003 года Абдужаббаров работал учителем, обучающим детей школьного возраста чтению Корана в частном медресе «Даруль-Аркам» в городе Шымкент Южно-Казахстанской области, а также занимал должности лаборанта кафедры и старшего преподавателя факультета религиоведения Казахско-Кувейтской гуманитарной академии. В этот период он окончательно утвердился в полном и широком распространении искаженного течения «такфиритского» толка, не признавая Конституцию РК и иное законодательство.
Зная о нехватке специалистов, владеющих арабским языком и обладающих глубокими религиозными знаниями в мечетях западного региона, «шейх» в 2002-2006 годах работал над распространением фундаменталистской «такфиритской» идеологии ислама среди мусульман, проживающих в Атырауской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областях, особенно среди молодежи, недавно обратившейся к религии и мало осведомленной об исламе, а также над переориентацией их взглядов на традиционный ислам в экстремистском направлении. В 2003 году он начал работать учителем арабского языка в медресе, открывавшемся при центральной мечети «Имангали» в городе Атырау. Позже радикальные взгляды Абдужаббарова были разоблачены. Было установлено, что он вызвал раскол (фитна) среди прихожан мечети, появились группы, ставящие его авторитет выше авторитета имама и следующие только словам «шейха», после чего он был уволен. Тем не менее, он не отказался от своей идеологии, убеждал своих сторонников и построил мечеть «Ат-Тахуа» в районе Рембаза города Атырау, неподконтрольную ДУМК. Почувствовав, что привлек внимание правоохранительных структур, Абдужаббаров решил временно поселиться в городе Уральск, пока ситуация в Атырау не стабилизируется. Заметив низкий уровень религиозной грамотности местных мусульман в Уральске и большое количество желающих учиться у него, Абдухалил продолжил распространять «такфиритскую» идеологию. Учитывая увеличение числа тех, кто прислушивался к его проповедям, Абдужаббаров призывал не подчиняться имаму мечети и обвинять несогласных с ним в «мурджиизме» (заблудших). В результате религиозных разногласий между прихожанами мечети произошел раскол. В 2004-2005 годах Абдужаббаров, побывав в городе Актобе один-два раза на короткий срок, способствовал возникновению подобных разногласий в местах поклонения. Поняв, что распространение «такфиритской» идеологии на территории страны пресекается, Абдужаббаров готовил последователей среди своих сторонников и распространял свои проповеди в аудиозаписях через диски и кассеты. Экстремистские аудиолекции Абдужаббарова широко распространялись в 2007-2011 годах через общедоступные сайты в интернете.
В середине мая 2006 года, когда жители городов Атырау, Актобе и Уральск западного региона Казахстана выразили протест, Абдужаббаров, осознав, что его экстремистские действия будут разоблачены и он подвергнется уголовному преследованию со стороны правоохранительных органов, вместе с членами своей семьи покинул территорию Казахстана и эмигрировал за границу. Через Турецкую Республику он перебрался в Королевство Саудовская Аравия и проживал в этой стране до 2017 года.
– Его сообщники «шейха Халила» тоже не избежали наказания?
– В 2007-2016 годах под влиянием Абдужаббарова были задержаны члены террористической группы, придерживавшиеся радикальной «такфиритской» идеологии: М. Макулбек (религиозное прозвище – «Абдулазиз», имам мечети «Ат-Тахуа»), К. Мухамбеткалиев («Шейх Кайрат»), М. Испаев, Е. Ахатов. В 2011 году в городе Атырау 47 сторонников «шейха Халила» и другие его сообщники были осуждены за совершение экстремистских и террористических преступлений. Они объявляли «кафирами» граждан, не совершающих пятикратный намаз, а также представителей правоохранительных органов и власти, объявляли им «такфир», поддерживали идеи вооруженного «джихада» против неверия и возбуждали религиозную рознь.
Кроме того, «последователи» Абдужаббарова увозили с собой семьи для участия в вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке, оставляя своих родителей в слезах. Среди них Даурен Алдонгаров, Ержан Копболсынов и Бейбит Рыскалиев, которые в 2004-2006 годах близко общались с «шейхом», слушали его проповеди и находились под его влиянием, были объявлены в международный розыск правоохранительными органами за участие в террористической деятельности.
– Расскажите кратко о джамаате «такфир»?
– Такфириты считают всех, кроме членов своего джамаата, неверными. Его идеология берет начало от секты «Такфир аль-Хиджра аль-Джихад», сформировавшейся в Египте. Они организовывали террористические акции во многих мусульманских странах. Затем они широко распространились на территории Европы и США, став основой для формирования радикальных групп в Казахстане.
Члены общественного фонда «Аманат-Жайык» при общении с «учениками» Абдухалила, находящимися в тюрьме, говорят, что они сожалеют, что были обмануты словами «шейха». Последние 9 лет своей жизни он находился под постоянным наблюдением спецслужб Саудовской Аравии в связи с его связями с террористическими организациями ИГИЛ. Арестованный в 2015 году в городе Медина, он был депортирован на родину властями Казахстана в феврале этого года. Идеология «Такфир», запрещенная законом в нашей стране, очень опасна. Поэтому мы, как общество, должны следить за тем, чтобы молодежь не поддавалась чуждым течениям.
Нуртай ТЕКЕБАЕВ,
Национальный портал