ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Культура » Амантай Шарип: Парадигма «двух миров» в творчестве Абая

Амантай Шарип: Парадигма «двух миров» в творчестве Абая

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
10 августа, 2017
in Культура
0

Современная рациональная, разумная наука в рамках принципа диалогизма (М. Бубер, М. Бахтин, В. Библер, Ю. Лотман), сопоставленная с принципом диалога культур, является продуктивной. Поскольку только в момент непосредственной встречи с чужой культурой и равноправного диалога с ней, культура познает себя более полно, глубже и вновь обретает свою ценность. Это предполагает не уничтожение культуры путем поглощения ее другой культурой, а наоборот – ее обогащение и возвышение в результате взаимного обмена, синтеза, обучения и развития. Конечно, нельзя забывать, что поверхностное, поспешное понимание диалога культур, то есть его обесценивание, ведет к замкнутости, подобной мертвой воде, и к размытой, неопределенной бесцельности абсолютизации; на практике решающим фактором являются национальные идеалы и интересы, порожденные исторической ситуацией.

Следует быть осторожными и при приписывании какому-либо культурному явлению, в том числе отдельному произведению отдельного автора, социально-культурной парадигмы «Восток-Запад».

Через фильтр непревзойденного таланта великого Абая мы видим, что культуры Магриба и Машрика не бесцеремонно, а благородно и адаптировано пришли на нашу родную землю, гармонично сочетаясь с новыми веяниями наряду с древними традициями. Причины и глубина этого, его суть и характер, были многократно описаны; конечно, еще многое предстоит написать. Синтез «казахского-восточного-западного», познаваемый через «я» Абая, легко читается внимательному человеку из всего контекста творчества поэта.

Возможно, он говорил об этом устно, но в стихах гениальной личности мы не находим таких прямых указаний, как «Я узнал это с Запада, то – с Востока…». Для него, кажется, существует лишь единый мир, не разделенный на Запад и Восток. Мы же, поддавшись привычке иногда создавать новое из ничего, не замечаем, как искажаем Абая; в пылу спора мы приписываем ему мысли, которых он не имел.

Например, строки из стихотворения поэта «Сегіз аяқ»: «Ища науку // Взирая на мир, // Я заглянул в обе стороны…» иногда толкуются нашими учеными однобоко. Вся ошибка в том, что в нашем ограниченном, склонном к жестким правилам мышлении «заглянуть в обе стороны» ассоциируется и переплетается с «заглянуть на Запад и Восток». К тому же, мы помним о стремлении ищущего мудреца «искать науку, взирать на мир». Все кажется логичным и стройным. Но мы упускаем из виду лишь одно: каждое четверостишие в стихотворении Абая «Сегіз аяқ» завершает и подытоживает определенную мысль. Поэтому давайте прочитаем все четверостишие:

Ища науку,

Взирая на мир,

Я заглянул в обе стороны.

Не слушает,

Не принимает слова,

Я разочаровался во многих невеждах.

Хвосты двух кораблей,

Держи, пусть достигнет твой приказ!

Не говоря уже о другом, одни заключительные две строки говорят о нашем заблуждении. Если «два корабля» подразумевают «Запад и Восток», и если, держась за их «хвосты», ваш «приказ достигнет», то зачем было «заглядывать в обе стороны»?! Следовательно, скрытый смысл четверостишия в другом.

Прежде всего, нам поможет сам Абай.

Он пишет в «Четвертом слове»: «Тот, кто прожил много такой беспечности и не умер, наверняка не избежал страданий ни в этом мире, ни в загробном. Каждый думающий человек должен быть более собранным, чем другие, как в мирских делах, так и в делах загробной жизни!». Вот эти выделенные нами понятия – мир и загробная жизнь – и означают «две стороны» в стихотворении Абая.

Если мы поймем «взирать на мир» поэта как «не сидеть сложа руки в этом бренном мире, жить, заниматься делами, трудиться, получать прибыль», то «искать науку» мы будем понимать из его слов: «Нет ни загробной жизни, ни мира без науки. Намаз, прочитанный без науки, пост, соблюденный, хадж, совершенный, не заменят никакого поклонения».

Мудрый мыслитель не останавливается на этом, а углубляет неразделимый вопрос «загробной жизни и мира». Об этом свидетельствуют следующие его рассуждения в «Тридцать четвертом слове»: «Кто хочет не быть униженным ни в загробной жизни, ни в этом мире, тот должен знать: в сердце ни одного человека не может быть двух одинаковых радостей, двух одинаковых страстных желаний, двух одинаковых страхов, двух одинаковых печалей. Невозможно сказать, что такие две вещи бывают одинаковыми. Следовательно, если у кого-то печаль этого мира, радость этого мира больше печали загробной жизни, радости загробной жизни – тот не мусульманин. Теперь подумайте. Наш казах – мусульманин! Если возникнут две вещи, одна из которых нужна для загробной жизни, другая – для этого мира, и если, взяв одну, другую не получишь, то, сказав: «Нет, если она не представится», – или, если она представится, но не представится снова, – «великий Бог простит своей милостью», и, взяв то, что нужно для этого мира, потому что оно представилось сейчас, – можно ли считать, что этот человек, отдав свою жизнь, не продал загробную жизнь за этот мир? Все люди – друзья друг другу. Почему? Потому что в этом мире ваши родственники, ваше рождение, насыщение, голод, печаль, телосложение, место происхождения, место назначения – все одинаково; в отношении загробной жизни – ваша смерть, вход в могилу, гниение, допрос на махшаре – все одинаково, опасность печалей и бед обоих миров, радость благ обоих миров – все одинаково!».

Следовательно, «два корабля» в стихотворении поэта – это не Запад и Восток, а метафора двух миров – бренного и вечного. И становится понятным скрытый смысл его гневного обращения к тем, кто «не слушает, не принимает слова, многочисленным невеждам», разочаровавшись в них, и в конце концов говоря им: «Хвосты двух кораблей, // Держи, пусть достигнет твой приказ!» – потому что он, «одинокий, сражавшийся с тысячами», не мог справиться ни с заботами загробной жизни, ни с мирскими.

Таким образом, рассмотренный нами отрывок из «Сегіз аяқ», символизирующий состояние казахского духа в его время, свидетельствует о религиозных основах гуманизма Абая.

Концептуальный взгляд, отражающий суть моральной философии поэта: «…если у кого-то печаль этого мира, радость этого мира больше печали загробной жизни, радости загробной жизни – тот не мусульманин!» – также отражен в его стихах. Например:

Друг мира не будет одинаков с загробной жизнью,

Оба не смогут встать на одно место.

Стремящийся к миру, бездеятельный на махшаре

Я не могу сказать, что его вера полна.

Не говоря уже о набожном поэте своего времени Шортанбае («Не называйте мир другом, // Ищите заботы о загробной жизни!»), среди представителей просветительского течения в казахской поэзии после Абая также немало тех, кто обращался к теме двух миров. Для всех них мерилом этого мира является загробная жизнь; лишь предметы, которые они взвешивают на весах, различны.

Например, Абубакир Кердери критикует вопросы справедливости, власти и верности религии. В одном из своих размышлений он пишет:

Справедливость хороша в обоих мирах,

Говорят, увидишь рай.

Если в этом мире будешь мудрым и справедливым,

Говорят, простятся твои грехи, –

а Дербисали би он восхваляет: «Думая одинаково о мире и загробной жизни, // Зажег светильник веры, построил мечеть».

Идеал гуманизма Султанмахмута Торайгырова – справедливость и человечность («Куда душа ищет справедливость, // Стремится к славе человечности, // Думая одинаково о жизни и смерти, // Не теряя надежды на обе стороны»).

Шакарим Кудайбердиулы предостерегает тех, кто отклонился от пути истины от наказания «двух миров» («Не совершай грех, говоря «Бог простит» // Потеряв честь, поклявшись, продав душу, // Либо в этом мире, либо в загробной // Будешь наказан так, что не сможешь исправить»).

Поэт Кеншимбай в своем айтысе с Аксулу также взвешивает на весах тех, кто предал национальные интересы («Тот, кто отдал свое лучшее царю, // Не будет иметь успеха в обоих мирах, как Корен»).

По пути Абая, существует стремление возвысить науку, соответствующее просветительским идеалам (Макиш Калтайулы: «Не удаются все дела невежд, // Равны ли ученый и невежда в двух мирах?» Баймахамбет Бейсенбинов: «Кто не познал ценности науки и не учился, // Говорят, будет нуждаться в обоих мирах», и др.).

Таким образом, видно, что тема двух миров в рамках мусульманства широко освещалась в поэзии просветительского периода, и это дает представление об общенародном моральном мышлении того времени.

Миржакып Дулатулы в предисловии к своей книге «Оян, қазақ!» также вплетал эту тему в свои наставления народу. Он пишет: «Нет, не будем так поступать, если сила каждого народа – в ремесле, то и мы, казахи, должны быть причастны к этому ремеслу перед Аллахом, поэтому, изучая мусульманские науки, познавая нашу религию, закрывая глаза невежд, просвещая их умы, мы обретем пользу в загробной жизни, – пишет он. – Во-вторых, чтобы получить необходимые права в нашем мире, сохранить нашу землю, наш скот, чтобы не терпеть унижений от других, будем учиться русскому языку и станем мастерами». Интересно, что если вглядеться в текст этого призыва деятеля-писателя, то из его складок можно выделить, что польза в загробной жизни – с Востоком (религия ислам), а мирские права – с Западом (обучение, наука, искусство, ремесло и т.д.) естественно переплетаются.

Похоже, объективные исторические события, идеологические перипетии, происходившие в казахском обществе в начале XX века, и, наконец, фактическое столкновение восточных и западных ценностей на пробудившемся сознании сахары, нанесли ущерб привычному мировоззрению наших интеллектуалов и способствовали расширению рамок традиционной, религиозной темы двух миров в гражданском контексте.

Проанализировав эволюцию сознания, соответствующую духу времени, можно осмыслить значения, собранные и сжатые в первой строке стихотворения Магжана Жумабайулы «Түркістан»: «Түркістан – это дверь двух миров».

Во-первых, в этой строке привычная, традиционная проблема двух миров переосмыслена по-новому. Поэт, глубоко знающий историю, намекает на значение Туркестана как центра, объединившего две культуры – кочевую и оседлую, и на его роль в «разрушении границ» между двумя идеологическими течениями – зороастризмом и исламом, открыв религию (Казтуган).

Во-вторых, как видно из всего построения стихотворения, поэт связывает понятие двух миров с связью между древним и настоящим, воспеваемой в романтическом ключе. «Древнее», которое здесь интерпретируется («Или, если пойдешь, ищи могилу предков!») – это загробная жизнь, «настоящее» – символ нынешнего бытия, яркого, бренного мира.

В-третьих, поэт, который блестяще воспел противостояние «Запада-Востока», не мог обойти вниманием тот факт, что Туркестан издревле является пуповиной, соединяющей эти два мира – западную и восточную цивилизации.

Поэтому Туркестан, будучи «дверью двух миров», достоин восхваления и гордости.

Туркестан – дверь двух миров,

Туркестан – колыбель тюркского воина!

Рожденный на такой прекрасной земле, как Туркестан,

Это дар, данный Богом тюркам!

Итак, это то, что мы вынесли из изучения, анализа и обсуждения изменений, которые тема «двух сторон» (двух миров, двух вселенных) претерпела на пути литературно-исторического развития в период от реалиста Абая до романтика Магжана.

Если вглядеться глубже, мы можем увидеть, что истоки проблемы «двух миров» у Абая лежат в далеком прошлом казахской земли. Например, Жусуп Баласагуни в своем произведении «Кутты билик» пишет: «Человеку даны две ноги, // Одна – для этого мира, другая – для загробного…». Этот мотив широко представлен и в суфийской поэзии Кожа Ахмета Яссауи, который говорил: «Одно доброе дело – лучше двух желаний». Его мюрид (ученик) Сулеймен Бакыргани оценивал своего учителя как «зеркало двух миров». Это тема, заслуживающая отдельного исследования.

Таким образом, «взгляд в обе стороны» в стихотворении Абая «Сегіз аяқ» в первую очередь связан с отношениями «казах-Восток», а точнее, «казах-ислам».

Традиция Абая и современная казахская литература: Материалы республиканской научно-теоретической конференции. – Алматы, 2007.

Previous Post

Российский военный самолет пролетел над Пентагоном и Белым домом

Next Post

Алькей Маргулан. Рукописи Абая

Next Post

Алькей Маргулан. Рукописи Абая

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.