Если заглянуть на страницы истории, то из прошлых веков мы знаем, что существовали два мудрых бия по имени Майқы, чьи имена стали крылатыми выражениями: «У всего слова корень один, прародитель Майқы би». Однако мы до сих пор не можем прийти к однозначному выводу, к кому именно из этих двух биев относится это знаменитое изречение. Но нет сомнений в том, что оба они были мудрыми и дальновидными мыслителями. Точно так же востоковед Абсаттар Дербисали приводит примеры, когда в истории было не одно, а около десяти ученых по имени Фараби, современников Абу Насра! Правда, подобные примеры часто встречаются и среди ханов, батыров и биев. Отличие лишь в том, что их пропаганда в народе различается, поэтому широкая общественность не всегда о них знает. А когда местные жители в каждом регионе рассказывают легенды, то с уходом из жизни старейшин, знавших все, их ряды редеют, и имена тех, кого не стало, постепенно начинают забываться, ведь у них нет ни последователей, ни тех, кто бы их оплакивал.
Вот и о Кейкі Ниязұлы Рыспанбете, одном из таких батыров-предков, можно сказать то же самое. Кейкі батыр, происходивший из рода кыпшаков, которые летом кочевали по Арке, а зимой зимовали по Сырдарье, до недавнего времени считался родным сыном Торғай и Жетысу, и был предметом гордости и восхищения для обеих сторон. Правда о Кейкі, жившем примерно с конца XVIII до 40-х годов XIX века (1766–1842), превратилась в легенду, и в период его славы, когда его имя было на устах у всех, в Торғайской земле родился (1871 г.) и с юных лет проявил себя несгибаемой отвагой знаменитый снайпер, верный соратник Амангельды батыра, кыпшак Нурмагамбет Кокембайулы. То, что он с юных лет звался Кейкі и так вошел в историю, вероятно, связано с авторитетом и уважением к его батыру-предку из того же рода. Такое мнение мы слышали в начале 2000-х годов от торғайского писателя, сатирика Сейіта Кенжеахметулы, который в поздний период своей жизни посвятил себя исследованиям и проделал огромную работу.
Что касается прадеда Кейкі, знаменитого Акбая батыра, который в середине трехвековой казахско-джунгарской войны, а именно в XVII веке, во время походов, приведших наш народ к «Ақтабан шұбырынды», стал щитом для своего народа, то история его первоначального переселения в Жетысу рассказывается по-разному. Среди различных предположений, наиболее правдоподобным кажется то, что во времена джунгарских нашествий бии разослали гонцов по всей казахской степи, призывая сыновей-батыров, защищающих границы страны, и они обосновались в Жетысу. Ведь не случайно и то, что позже к нему присоединился старший сын его брата Бектемира, батыр Карабай, и остался здесь, пустив корни. Позже, когда царское правительство, следуя политике «разделяй и властвуй» в отношении покоренных казахов, разделило их на уезды и волости, прервав их связи друг с другом, часть кыпшаков, свободно кочевавших между Аркой и Сырдарьей, осталась вдоль Сырдарьи.
Однако в середине XIX века, когда близкие родственники батыра, оставшиеся в Торғайском регионе, массово переселились в Жетысу, легенды о Кейкі, хотя и передавались из уст в уста, постепенно угасли из-за отсутствия истинных ценителей, и со временем, когда ушли из жизни те, кто их помнил, а с тех пор сменилось три-четыре поколения, они начали забываться. И это закономерно. Ведь, будучи семьдесят лет под гнетом советской идеологии, когда мы молчали о прошлом нашего народа, мы сегодня, благодаря нашей независимости, вытаскиваем из глубин истории бесчисленное множество батыров, биев, предводителей и ораторов, о которых мы никогда не слышали, оживляем их дух, возвеличиваем их души и возрождаем их славу. Стоит ли нам воздать хвалу за это.
Тем не менее, Кейкі, проведший основную часть своей жизни в Жетысу, поставивший точку в казахско-джунгарской войне и окончательно решивший судьбу нашего народа, отражал коварные набеги остатков джунгар, которые, потерпев сокрушительное поражение в битве при Аңырақай и бежав на запад, продолжали нападать на мирное население. Его отряд, проявивший самоотверженную отвагу, состоял не только из его сородичей, но и в основном из представителей местных найманских племен. Причина такой ярости калмыков заключалась в том, что спустя годы после битвы при Аңырақай, казахские воины, входившие в состав могучей армии, разошлись по своим аулам, и, воспользовавшись тем, что их прославленные батыры умерли, а оставшиеся в живых состарились и отошли от дел, они перешли к насилию и угрозам. Это было доказательством того, что, хотя казахи и нанесли джунгарам сокрушительное поражение в решающей битве, дело не было закончено, и полный мир на границах страны не наступил.
Более того, китайские власти также подливали масла в огонь, разжигая вражду между двумя народами, а не прекращая ее. Именно в такие смутные времена, когда, опираясь на хитрости такой подлой политики, они грабили скот соседних аулов, уводили девушек в рабство и приводили народ в отчаяние, батыр Кейкі, не знавший ни дня, ни ночи, вместе со своим отрядом, состоявшим из мужчин, полных чести, огня в сердце, отваги и мужества, бросался на врагов, нарушавших мирную жизнь его народа, и гнал их в далекие, неизведанные края, где их никто не видел и не слышал. Мы хорошо знаем из истории, что после окончательного поражения джунгарских захватчиков в знаменитой битве при Аңырақай, казахские батыры, подобные Кейкі, во главе с доблестными воинами, не только давали отпор внезапным нападениям джунгарских остатков, которые группами нападали на небольшие аулы, расположенные среди песков, и нарушали их ночной сон, но и вытесняли их, заставляя их покинуть свои родные земли и искать убежища за морем.
Некоторые источники утверждают, что батыр Кейкі в возрасте тридцати лет со своим отрядом переправился из Жетысу в Алтайский регион к своим сородичам и участвовал в столкновениях между казахами и монголами, способствуя примирению обеих сторон. А батыр Кейкі в начале XIX века, навещая своих родственников в Торғайском регионе, не мог оставаться в стороне и здесь. Он сформировал новый отряд из своих кыпшакских сородичей, и, отступая на запад от Алтая, вступил в бой с джунгарами, которые грабили скот и имущество казахских аулов на своем пути, и преследовал их далеко за пределы Ыргыза, не останавливаясь, пока полностью не изгнал их с казахской земли. Таким образом, мы считаем, что нельзя отрицать выводы некоторых авторов, которые пишут, что именно это оказало влияние на то, что суеверный казах Амангельды Иманов стал называть своего верного соратника Нурмагамбета Кокембайулы батыром Кейкі, ведь Кейкі внес огромный вклад в охрану покоя Торғайской степи.
Таким образом, батыр Кейкі, совершавший набеги до пятидесяти лет, в 20-х годах XIX века вместе с семью-восемью семьями своих близких родственников в Торғай вернулся в Жетысу. Во время своих очередных походов здесь он брал с собой Сырымбая, внука своего младшего брата Кудаса, который уже в пятнадцать-шестнадцать лет выделялся своей бушующей силой и несгибаемой отвагой, и начал становиться известным как батыр. Услышав о внезапном нападении калмыков, которые привели в смятение соседний аул, они немедленно последовали за ними, преодолели множество перевалов, настигли нападавших, разгромили их, вернули украденный скот и имущество, и, захватив в плен взрослую дочь и юного сына главаря банды, остановились на ночлег в одном из зимних пастбищ по пути. Проснувшись на рассвете от ржания лошадей, они обнаружили, что двое пленных сумели освободиться от пут и ускакали на двух лошадях.
Пока они совещались, что делать дальше, Сырымбай, не обращая внимания ни на что, вскочил на свою лошадь и помчался за ними. «Черт возьми, лишь бы этот негодяй не попал в беду!» – воскликнул батыр Кейкі, ударив себя по бедру, и вместе со своими соратниками вынужден был пуститься в погоню. Спустя некоторое время они увидели вдалеке силуэт преследующего, и когда он приблизился, Кейкі был потрясен, увидев, что Сырымбай догнал того пленника, победил его в схватке, а затем пил кровь из его горла, выпивая ее из своих рук. «Эй, сынок собаки, что ты делаешь?!» – крикнул Кейкі, и когда тот поднял голову и посмотрел на него, глаза его были налиты кровью. Позже сам Кейкі говорил: «Боже мой, я никогда никого не боялся, но я был потрясен глазами Сырымбая».
Похоже, это был последний поход Кейкі. Вернувшись в аул после этого случая, Кейкі снял свой поясной нож вместе с кинжалом и отдал Сырымбаю, сказав: «Я на этом закончил», затем повесил свое копье на косяк двери и встал на путь праведности. Калмыцкая девушка Бадма, которую они привезли с собой, опустилась на колени перед Кейкі, склонила голову и сказала: «Отец, у меня нет никакой вражды к вам. Мой отец тоже был повинен в крови многих людей. Чем это закончилось, он сам и его сын погибли. Моя мать была мудрой: она всегда говорила: «Зло, причиненное другому, не приводит к добру», и сегодня я поняла смысл ее слов. Выдайте меня за одного из ваших сыновей, умоляю. Клянусь перед Богом стать вашей верной невесткой и продолжить ваш род», – сказала она, заливаясь слезами и падая к его ногам.
Кейкі, тронутый мудростью и искренностью калмыцкой девушки, сказал: «Встань, дочь моя, ты хорошо сказала, ты тоже не виновата. Я верю твоим словам. Пусть будет по-твоему!» Он выдал ее замуж за одного из сыновей своих родственников и сказал односельчанам: «Относитесь ко всем как к своим дочерям, уважайте их, не обижайте», и дал им свое благословение. Говорят, что потомство, происходящее от той Бадмы, сегодня превратилось в целый народ. Да, при случае следует отметить, что между казахами и калмыками, издревле жившими по соседству, существовали не только вражда и вооруженные столкновения, но и дружеские, родственные и добрососедские отношения, основанные на брачных союзах. Например, дружба между Аркалыком и калмыком Конкой, упоминаемая в эпосе «Аркалык батыр» в изложении Ержана Ахметова, и дружба между Ажибаем и калмыцким батыром Корой, упомянутая в эпосе «Ер Ажибай» в изложении Абзея Маликеулы, являются лишь одним из доказательств этого. Если продолжать перечислять, то таких примеров, когда казахи и калмыки жили в согласии, имея общее хозяйство и общие интересы, немало.
Однажды, простившись с миром, «вскочив на резвого коня и преодолевая огромные расстояния», Кейкі, следуя своему родовому дару целительства, передававшемуся из поколения в поколение, направлялся на той к одному из знаменитых биев своего рода по материнской линии – матай-найман. По пути он увидел одинокий черный юрт, стоявший на склоне холма, и сказал своим спутникам: «Там лежит какой-то несчастный. Было бы грехом пройти мимо, пойдемте». Он спешился и вошел внутрь. Там он увидел семью калмыков, отставших от своего рода. Хозяин дома, мужчина средних лет, хрипел, задыхаясь, а его жена и четверо-пятеро маленьких детей испуганно жались друг к другу, не зная, что делать. Увидев вошедших внезапно людей, они еще больше испугались и прижались друг к другу.
В этот момент младший брат батыра, Жадик, только начал говорить: «Кейкі аға, это…», как больной старик, услышав имя Кейкі, широко раскрыл глаза, не в силах даже открыть рот, и потерял сознание. Кейкі, не упустив этого момента, крикнул: «Замолчи, проклятый! Хватит считать всех калмыков врагами. В чем виноват этот бедняга?» Затем он обратился к жене старика: «Ну-ка, невестка, принеси мне тряпку, смоченную в теплой воде», и приступил к лечению. Вскоре, придя в себя и почувствовав себя лучше, калмык, не понимая, что происходит, с опаской посмотрел на свою жену, которая суетилась у дастархана, и на Кейкі, сидевшего перед ним. Кейкі сказал: «Не волнуйся, ты скоро поправишься. Если Бог даст, я приду еще раз, когда буду возвращаться, и сделаю тебе лекарство. А пока выпей это», – дал ему три-четыре зернышка растения из своего мешочка с лекарствами, который он всегда носил с собой, затем отломил кусочек хлеба от дастархана, попробовал его и спешно уехал со своими спутниками.
По дороге третий сын, Жаманкул, без утайки высказал свои сомнения: «Отец, ведь тот калмык, которого ты назвал несчастным, первым получил пользу от твоего дара предвидения и целительства. Его звали Манжи, не так ли? Что, если завтра этот Манжи выздоровеет, окрепнет и нападет на нас с тыла, устроив нам переполох?» На это Кейкі ответил: «Сын мой, твои мысли верны. Но что плохого в простом народе? Если мы будем считать каждого встречного врагом, как мы станем народом? Разве не наш предок сказал: «На брошенное камнем отвечай хлебом»? Они тоже люди. Если ты делаешь добро, нет такого человека, который бы этого не понял. Не забывай, что твое добро вернется к тебе завтра», – и поставил точку в этом разговоре, после чего все без возражений погрузились в молчаливые размышления.
Действительно, Кейкі, сдержав свое обещание, данное по дороге с тоя, снова заехал к дому того калмыка. Услышав топот лошадей и внутренне почувствовав, кто приехал, Манжи, который уже мог ходить, вышел вместе с женой и детьми, которые, радуясь спасению отца, широко улыбались. За дастарханом Манжи сказал: «Кейкі аға, когда вы впервые вошли в мой дом, я, лежащий при смерти, молил Бога только об одном: чтобы меня не убили на глазах у моих детей. Но вы не убили меня, а спасли от смерти, подарили жизнь. Поэтому я готов служить вам всю жизнь, быть вашим рабом. Только не оставляйте нас, мы всем семейством умоляем вас», – и стоял на коленях.
Движимый этим зрелищем, батыр посмотрел на своего брата Жадика и сына Жаманкула и спросил: «Что вы скажете?» Они, растерявшись от неожиданной ситуации, ответили: «Что скажете вы, то и будет, мы согласны с любым вашим решением». «В таком случае, – сказал Кейкі, немного подумав, – с этого момента считайте Манжи и Кермен не слугами, а нашими братьями». Он погрузил их немногочисленное имущество на верблюдов и забрал их вместе с детьми. Прибыв в аул, он собрал всех своих родственников, устроил той, объявив о присоединении нового рода к народу, выделил Манжи долю и выдал замуж за отдельный очаг. Говорят, что потомки этого рода Манжи, смешавшись с казахами, жили в районе Ушарал до 30-х годов прошлого века, а затем расселились по разным местам. Как бы то ни было, мы ясно убеждаемся, что Кейкі Ниязұлы Рыспанбет был не только батыром, не отступавшим перед врагом, но и политиком своего времени, заботившимся о единстве народа и сплочении наций, а также известным в своем регионе предсказателем и целителем, заботившимся о своем народе.
Несомненно, за тем, что один из высоких хребтов, протянувшихся вдоль села Кызылашы Алакольского района Алматинской области, до сих пор называется хребтом Акбая батыра, скрывается множество тайн. Во время одной из наших поездок в Кызылашы в середине 90-х годов прошлого века потомки Кудаса, младшего брата Кейкі и одного из воинов его отряда, с гордостью рассказывали, что их предки, отец батыра Нияз и дед Рыспанбет, а также предки многих их найманских родственников, были среди доблестных воинов, участвовавших в знаменитой битве при Аңырақай. Во время той поездки мы поднялись на вершину большого хребта, названного именем батыра Кейкі, расположенного вдоль трассы Алматы – Усть-Каменогорск. Когда мы начали подниматься вверх по склону хребта, наш взгляд сразу же привлек большой плоский камень, вкопанный вертикально в землю на вершине. Поднявшись к нему, мы увидели несколько небольших холмиков, окруженных мелкими камнями.
«Здесь находится могила нашего предка Кейкі. По завещанию батыра, он покоится под этим плоским камнем. А эти холмики – могилы части его воинов, умерших после него. Они также были похоронены здесь по завещанию своих потомков. Других тел здесь нет…», – сказал наш проводник и добавил, что Кейкі был не только батыром, но и, подобно знаменитому батыру Райымбеку, целителем, известным в народе своим умением лечить болезни, и обладал особым даром предвидения и святости. Старейшина-летописец из того региона, Нургизат Шакерұлы, также раскрыл множество тайн.
Сегодня на месте плоского камня, под которым похоронен батыр, стоит мраморный монумент, установленный его земляками и потомками. На нем выгравированы строки:
«Ты был щитом казахов,
Твоей мечтой был свободный день.
Твой рассвет, о предок,
Поклоняется тебе, твое потомство!»
Да, это лишь начало вечного почитания духа батыра, которому в этом году исполняется 250 лет со дня рождения. Летом 2011 года песня композитора Умирзака Оспанова на слова нашей поэтессы Маржан Есжановой под названием «Кейкі – батыр бабамыз» зазвучала в эфире, а затем был снят специальный клип на эту песню в исполнении певца Амана Торе. Строки из текста этой песни:
«В суровые времена мою степь
Окутывали тучи,
Мой отважный предок стал щитом
Родной земле.
Люблю землю казахов,
Берегу ее,
За каждый пядь земли
Сражался своей кровью.
…Правда о Кейкі баба,
Сегодня пришло время заявить о ней.
Поднявший знамя казахов,
О единстве и сплоченности…»
словно призывают всех нас к единству и отваге.
Рисунок Абилкасыма САРСЕНБАЕВА