Председатель КНР Си Цзиньпин (не стоит удивляться, если имя, которое по-казахски пишется так, в русском языке пишут Си Цзиньпин) в 2013 году во время визита в Астану представил миру проект «Один пояс – один путь», направленный на возрождение исторического торгового пути между Азией и Европой – «Великого Шелкового пути». Этот проект, связывающий Китай со Средней Азией, Россией, Европой и Африкой, охватывает 60 государств и 4,5 миллиарда человек. Общий экономический потенциал этих стран составляет 21 триллион долларов.
Эта идея, высоко оцененная некоторыми специалистами как крупнейший проект развития XXI века, вызвала интерес у всех стран, расположенных вдоль бывшего Шелкового пути. Всем известно, что она получила поддержку и со стороны Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Однако участившиеся в последнее время сообщения о притеснениях языка, религии и даже связей с родиной у казахов, проживающих в Китае, похоже, погасили энтузиазм по поводу этого проекта. Подобная информация начала вызывать подозрения: не является ли политика Си Цзиньпина не «Один пояс – один путь», а «политикой подавления и уничтожения других наций»? Говорят, что вместо того, чтобы проявлять снисходительность и оказывать поддержку своим этническим казахским гражданам, которые устанавливают связи с Казахстаном, своим стратегическим партнером и важнейшим участником проекта «Один пояс – один путь», Китай оказывает на них давление и создает препятствия. Газеты даже сообщают, что родственники китайских казахов, переехавших в Казахстан, и этнические казахи, получившие гражданство Казахстана и вернувшиеся обратно, подвергаются притеснениям и «задержаниям» в рамках кампании «политического воспитания».
Кроме того, отмечается, что китайское правительство, которое до 2000 года относилось с особым уважением к 1,6 миллиона казахов, проживающих в Или-Казахской автономной области, состоящей из 4 городов, 24 районов и около 150 деревень, в последние годы начало притеснять их, заставляя отказываться от религии, лишая языка и китаизируя. В частности, около 1000 казахскоязычных школ были закрыты и присоединены к китайскоязычным школам. Выпускникам казахского вуза, юношам и девушкам, предлагается работа не в родных городах, а во внутренних городах Китая, чтобы способствовать их китаизации. Также создаются благоприятные условия для их браков с этническими китайцами. Наряду с этим, сообщается, что ограничения на исполнение мусульманских обрядов казахами ужесточаются с каждым днем. Запрещаются основные предписания ислама: молитва, пост, посещение мечети. Было даже упомянуто, что 19-летняя студентка была задержана за то, что на ее мобильном телефоне был найден Коран.
Китайские местные органы власти оправдывают такие грубые меры борьбой с терроризмом и религиозным экстремизмом. Действительно, подобную борьбу ведут не только Китай, но и все страны мира, даже мусульманские страны. Однако это не означает запрет на все мусульманские обряды. Необходимо отличать религиозный экстремизм от традиционного мусульманства простого человека. Если в Китае нет специалистов, способных провести такое различие, то следует обратиться за помощью к мусульманским странам. В противном случае это будет расценено как преднамеренная мера по отвращению казахов от религии как в Казахстане, так и в других мусульманских странах. Это неизбежно вызовет недовольство как среди мусульман мира, численность которых превышает 1,5 миллиарда человек, так и среди других народов, считающих свободу вероисповедания одним из прав человека.
Китайскому правительству следует помнить, что исторический Шелковый путь, начавшийся со II-III веков до нашей эры и продолжавшийся до XVI-XVII веков нашей эры, был обусловлен не только обменом товарами, но и духовными потребностями. Бывший Шелковый путь способствовал распространению восточной цивилизации на Запад и западной цивилизации на Восток, став основой для достижения современного уровня развития человечества. Народы мира свободно обменивались различными религиозными, литературными, культурными и политическими идеями, достигая больших успехов в науке и культуре.
По сути, торговля любит свободу. Там, где нет свободы, веры и справедливости, не будет и развития, и процветания хозяйства. Сегодня США, первая экономика мира, до недавнего времени носили звание страны свобод и возможностей. Теперь же Китай, стремящийся стать первой страной, хотя и обладает потенциалом превзойти США в экономическом плане, заметно отстает от них в духовном и культурном отношении. Как у птицы есть два крыла, так и у исторического Шелкового пути были материальное и духовное крылья, которые служили на благо человечества почти две тысячи лет. Учитывая это, китайскому правительству было бы целесообразно уделить внимание укреплению человеческих ценностей. В противном случае неудивительно, что его проект «Один пояс – один путь» потерпит неудачу и не достигнет поставленных целей.
В заключение, в эпоху глобализации, когда техника и наука достигли пика развития, ни одна страна не сможет уничтожить язык, религию и культуру национальных меньшинств дикими и насильственными методами. Сколько бы притеснений ни оказывал Китай, он не сможет лишить этнических казахов их национальной идентичности. Напротив, это приведет к неудаче и краху инициативы «Один пояс – один путь», которая впервые за свою пятитысячелетнюю историю предоставила Китаю возможность возглавить глобальный проект. Поэтому уважение прав человека уйгуров, казахов, дунган и других мусульманских и других меньшинств необходимо Китаю в первую очередь для обеспечения устойчивого будущего этого проекта, а не только для самих меньшинств.
Абдиуакап Кара
Доктор исторических наук, профессор Университета изящных искусств имени Мимара Синана
Национальный портал