ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Актуальное » Задача современного казахского национализма – построение национального государства

Задача современного казахского национализма – построение национального государства

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
31 июля, 2017
in Актуальное
0

Современный казахский национализм должен стремиться к возрождению, обновлению национальных ценностей казахов, находящихся на грани исчезновения, обогащая их общечеловеческими ценностями, и обладать способностью объединять представителей всех национальностей вокруг себя таким образом, чтобы они способствовали реализации интересов казахов. Хотя сегодняшний национализм еще не стал масштабным явлением, я думаю, что чувство заботы о нации, то есть националистическое чувство, присутствует у многих граждан.

Известно, что в советское время национализм оценивался как негативное качество. Однако, как отмечали наши мыслители того времени, казахский национализм того периода был лишь просительным национализмом, стремящимся достичь уровня развитых наций. Сегодня очевидно, что национализм обогатился смыслом, освободившись от негативной оценки советской эпохи, и понимается как любовь к нации, защита национальных интересов, служение развитию нации. Однако он, похоже, все еще находится на уровне просительства. Потому что мы не можем сказать, что чиновники во властных структурах руководствуются националистическими чувствами в своих действиях, они даже боятся называться националистами. Решение национального вопроса в основном поднимается только общественными активистами. Но из-за отсутствия должной поддержки со стороны правительства, я думаю, многие предложения, направленные на защиту национальных интересов, остались на прежнем уровне просительства.

Деятельность современного казахского национализма, прежде всего, должна быть направлена на достижение взаимопонимания между властью и обществом и их реального совместного действия. В этом отношении целесообразно руководствоваться статьей Президента Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», которая нашла отклик в сердцах широкой общественности.

Кстати, я предпочитаю переводить слово «модернизация» как «жаңару» (обновление). Потому что, на мой взгляд, слово «жаңғыру» (возрождение, ренессанс) передает смысл возрождения чего-то забытого, а поскольку поставленный вопрос касается поднятия сознания на новое качество, здесь более уместным было бы использовать слово «жаңару» (обновление, модернизация). В целом же, в упомянутой программной статье Президента и его выступлении на Ассамблее содержатся четко и ясно изложенные аспекты, раскрывающие суть деятельности казахского национализма. Вопрос в том, чтобы руководствоваться ими, творчески, глубоко понимая и всесторонне развивая. Например, Президент сказал, что он хочет, чтобы каждый из нас «понял и осмыслил два незыблемых правила». Если власть и общество хотят взаимопонимания и развития современного казахского национализма в соответствии с цивилизацией, они должны обратить на это внимание. Первое из «двух правил» — это национальный код, о котором много говорилось с тех пор, а второе — «отказ от ретроградных аспектов прошлого, препятствующих развитию нации». Очевидно, что оба являются очень важными правилами для защиты национальных интересов и служения им. В связи с этим, я хотел бы выразить свое мнение об одном из ретроградных аспектов, препятствующих развитию нации, и путях избавления от них. По моему разумению, ретроградные аспекты прошлого заключаются в неспособности освободиться от плена понятий, впитанных в кровь в советское время. Например, в результате левой политики большевизма казахский народ трижды пережил голод и понес невыразимую национальную катастрофу. А правящая партия и Советская власть прикрывали преступления, совершенные против казахского народа, красивыми лозунгами реформ и убедили в этом широкие массы. Прибывшие извне и поселившиеся на опустевших землях не знали правды. Они стремились разжечь огонь социализма и, косвенно, способствовали ограничению национальных интересов казахов. Процесс русификации казахского народа, низведенного до уровня национального меньшинства в собственной стране, стремительно развивался даже быстрее, чем в царское время. Более того, он был настолько идеологически обеспечен и успешно проводился, что большая часть казахов, забывших родной язык и гордившихся этим, превратилась в единый народ. Даже в период независимости многие из них не вернулись к родному языку, и самое главное, они до сих пор не признают, что стали жертвами политики русификации, прикрытой красивыми лозунгами. Наоборот, они гордятся тем, что отказались от родного языка, и, потеряв не только язык, но и самобытность, стали русифицированными. Когда видишь пугающее отношение к своему происхождению у нынешних казахов, которые по форме казахи, а по языку и самобытности русские, вспоминается: когда мы избавились от ярмом самодержавия и подняли знамя новой империи, вождь революции, большевик номер один Ленин предупреждал, что русифицированные представители других национальностей являются шовинистами более русскими, чем русские, и предостерегал тех, кто заботится о равенстве наций. В период независимости, из-за того, что национальные интересы не были полностью защищены, фактическое новое обострение национального вопроса, неполное решение даже такого понятного вопроса, как судьба языка, происходит из-за их противодействия. Я думаю, что на основе работы по обновлению сознания, определенной Президентом, необходимо провести комплексные мероприятия, направленные на возвращение наших соотечественников, столкнувшихся с этим негативным явлением, в родное гнездо, и на укрепление единства всех представителей национальностей, живущих бок о бок в нашей стране, с нашим народом. На мой взгляд, условием, которое позволит сплотить весь народ вокруг казахов и мобилизовать его на защиту интересов казахов как общенациональных интересов, тем самым повысив единство страны, является воспитание народа через историю, через трагическую историю казахов, которая была закрыта в советское время. В связи с этим, следует обратить внимание на важность конкретного поручения Президента об открытии многофункционального мультимедийного портала и создании интерактивной исторической карты «Народ Казахстана» для казахского национализма, и, следовательно, на его успешное выполнение. Как сказал Президент, интерактивная карта, разработанная с глубоким осмыслением и на научной основе, подчеркнет особую роль казахского народа, как государствообразующего, в качестве опоры независимого государства. Эта уникальная электронная карта наглядно покажет этапы появления на исторической арене различных государств, сменявших друг друга на древней казахской земле, впервые под этнонимом казахской государственности в XV веке, а также систематически, познавательно и убедительно продемонстрирует периоды потери Казахским государством независимости в XIX веке, колонизации его земель и переживания им различных демографических кризисов. С помощью этой карты можно будет полно, очень понятно и убедительно рассказать о процессе объединения представителей различных национальностей, оказавшихся здесь в результате политики, проводимой царским самодержавием, а затем правящей партией в советское время, в период независимости. Президент на Ассамблее рассказал о политических репрессиях, совершенных Советской властью, о расстреле деятелей Алаш Орды среди тысяч невинных людей, и о том, что 31 мая установлен как специальный день поминовения, чтобы такое никогда не повторилось. То есть, несомненно, большое значение придается воспитанию граждан через трагические страницы истории. Презентация упомянутой интерактивной исторической карты должна состояться в следующем году по случаю Дня Благодарности. Только нужно приложить усилия, чтобы упомянутые выше этапы заняли достойное место в ее содержании. В связи с этим, мы считаем целесообразным напомнить о способе обновления старого сознания, сформированного по советским стандартам, — это превращение в традицию массового почитания жертв сталинизма. Это особенно важно в связи с необходимостью помнить национальную катастрофу казахов, вызванную большевизмом. В результате искусственного голода, трижды произошедшего в 1917-1933 годах, мы потеряли около 4,5 миллионов человек напрямую и около 10 миллионов человек, включая возможный естественный прирост. Следует подумать о том, чтобы донести до общественности правду об этих трагических периодах, идентифицируя места захоронения погибших от голода, ухаживая за могилами, устанавливая памятники в населенных пунктах, создавая специальные уголки и отделы в краеведческих музеях, а также создавая выдающийся научный центр с исследовательским центром и познавательными экспозициями, подобно музею «Яд ва Шем» («Память и Имя»), посвященному жертвам эпидемий среди евреев. Необходимо сделать традицией проведение мечетями и церквями в пятницу перед 31 мая специальной проповеди для прихожан о жертвах голода. Реализация этих мер может внести огромный вклад в ясное понимание общественностью исторической справедливости и дальнейшее укрепление единства нашего народа.

СУДЬБА ЯЗЫКА ДОЛЖНА ВОЛНОВАТЬ КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ

Мировое сообщество считает нашу независимую республику национальным государством. То есть, у нас есть независимое национальное государство, признанное миром. Однако, признавая, что оно не полностью отвечает нашим национальным интересам, мы не удовлетворены многими вещами, и поэтому мы должны хорошо обустроить его, наше независимое национальное государство, в соответствии с его названием. То есть, вопрос в том, чтобы придать ему подлинно национальное содержание. Следовательно, важнейшей задачей современного казахского национализма должно быть создание национального государства. Первым признаком национального государства является государственный язык, это известно, и он у нас есть, но только на бумаге. Несмотря на свой государственный статус, сфера применения казахского языка узка, и мы не можем расширить ее в должной мере, несмотря на то, что прошло более четверти века с момента обретения независимости. К сожалению, мы до сих пор не уделяем должного внимания тому, что создание необходимости, нужды в знании государственного языка играет решающую роль. Если мы будем продолжать откладывать решение вопроса о поднятии государственного языка до его должного статуса, то есть о резком увеличении его общественно-политической функции и максимальном расширении сферы применения, то нынешняя кампания по переходу от действующей реформированной кириллицы к латинице, которая неплохо взбодрила общественность, не даст положительного результата. По сути, в национальном государстве языком обучения во всех учебных заведениях должен быть государственный язык. У ребенка, владеющего тремя языками с раннего возраста, как отмечала наша академик Рабига Сыздыкова, не будет понятия родного языка, и такая ситуация не может не волновать казахский национализм. Излишне говорить, что поверхностное преподавание истории не соответствует интересам национального государства. В национальном самосознании казахского народа, сформировавшемся и укрепившемся на протяжении веков, есть особая черта, которая помогла казахскому духу выжить в различных кризисах. По формуле, отражающей эту черту нашего народа, человеческие ценности ставились выше всех материальных благ, а справедливость, честность, правдивость и мораль ценились гораздо выше любых богатств. Однако из-за изменчивой политики в каждую эпоху возникали различные недостатки, ставшие большой проблемой. Изменение ценностей, появление представления о том, что только те, кто накопил личное богатство, могут попасть во властные структуры, развратило психику. Казахское правило жизни, которое раньше ставило честь, стыд, мораль выше всех благ, говоря: «Мое имущество — жертва моей жизни, моя жизнь — жертва моей чести», сильно изменилось. В результате коррупция и взяточничество охватили все сферы современного общества. Для тех, кто привык свободно перемещаться по коррупционным схемам, стало очевидно, что справедливость и совесть не могут быть контролером или тормозом в действиях. Для борьбы с этим явлением национальные качества должны заставить задуматься о мерах по укреплению нашей нравственности. Встав на путь независимого развития, мы подчинились процессу глобализации. А это была массовая культура, предлагавшая от шоу-бизнеса до новых технологий во всех сферах жизни, государственного управления, экономики, предприятий, образования и воспитания. Поскольку Запад находился на гораздо более высоком уровне развития, чем наша страна, которая только что освободилась от коммунистических стандартов как в техническом, так и в интеллектуальном плане, процесс глобализации не встретил никакого сопротивления с нашей стороны. Поскольку препятствий не было, он быстро завладел сознанием молодежи. В результате ряды тех, кто несет казахский язык, самобытность, национальную культуру, заметно поредели. Наши юноши и девушки, особенно девушки, которым по природе суждено определять будущее нации, слепо подражая Западу, даже сократили использование казахского языка. Следовательно, борьбу за сознание молодежи следует рассматривать как задачу национализма. Особенно в наших усилиях по созданию национального государства должно руководить передовое сознание. То есть, не забывая, что будущее казахского национального государства завтра перейдет в руки молодежи, целесообразно систематически перестраивать воспитание поколений на основе национальных ценностей.

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ ДОЛЖЕН ОБЪЕДИНЯТЬ ДРУГИХ ВОКРУГ СЕБЯ

Национальные интересы, вероятно, заключаются в построении общественно-политической работы с учетом уважения к традиционной религии, уделения должного внимания социальной справедливости, стремления к искоренению бедности и безработицы в стране. На мой взгляд, представители официальной власти, а также активные националисты в неправительственных организациях должны направить всю свою общественно-политическую работу на восстановление прав казахов, которые до сих пор были ограничены. Например, как говорит власть, в Казахстане много неиспользуемых земель. Если обратиться к истории, то лишение казахов земли началось в царское время, и Советская власть не исправила этого. Мы считаем, что нынешняя демократическая власть должна исправить прошлые ошибки. Если правительство этой независимой страны разработает новые цивилизованные модели расселения людей и обеспечит достаточное кредитование для новых кооперативов, оно за короткое время ликвидирует безработицу и оживит сельское хозяйство по-новому. Тогда прекратится опасение возможных внешних инвестиций, и будут остановлены убыточные действия искусственно созданных олигархов. Самое главное, казахский народ станет хозяином своей земли, объединив вокруг себя диаспоры с другой религией, языком и самобытностью, живущие среди них, и мобилизовав их на общие интересы, он создаст подлинно национальное государство казахов в новом формате.

Бейбит Койшыбаев,
газета «Жас Алаш»

Previous Post

«Мы должны искать и находить новые имена, которые еще не получили признания в нашей стране…»

Next Post

Куда мы идем без справедливости и веры?

Next Post

Куда мы идем без справедливости и веры?

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.