В эпоху рынка торговые точки стали местами массового скопления людей, и, как известно, там, где идет торговля, всегда многолюдно. Также в последнее время часто говорят о том, что на рынках появилось много представителей чуждых течений, и об этом периодически пишут в СМИ. В нынешнее сложное в религиозном плане время не секрет, что наряду с торговцами, потребители, приобретающие товары на рынках, также обеспокоены своей безопасностью. В такой ситуации большое значение имеет проведение просветительской агитационно-пропагандистской работы в торговых точках.
В связи с этим благотворительный фонд «Ел-Шежіре» совместно с Управлением по делам религий города Алматы в июле текущего года провел в ряде торговых центров города мероприятия под названием «Религия и традиции». Цель состояла в том, чтобы объяснить торговцам, чей внешний вид на рынках схож с представителями чуждых течений – носящим короткие штаны, длинные бороды без усов, а также одетым в никабы, – что у казахов есть свой путь в исламе, что традиционный ислам имеет много отличий от ислама других стран, и что быть мусульманином не означает быть арабом. По словам религиоведа Асылтая Тасболата, который провел беседы с торговцами на рынках «Тастак», «Кок базар», «Car City», «Болашак», у многих верующих братьев существует противопоставление религии и традиций. Они называют любое обычай или обряд, отсутствующий в Коране и Сунне, бидгатом (заблуждением). По их мнению, все бидгаты являются харамом и ширком.
– Некоторые наши чрезмерно ревностные братья считают использование музыки и музыкальных инструментов противоречащим религии. Как мы можем отнести к хараму инструмент, сопровождающий все наши песни и кюи, такие как домбра. На самом деле, чтобы утверждать, что музыка является харамом в шариате, нужно смотреть на содержание музыки. Песни и стихи, пропагандирующие любовь к Родине, родителям и Аллаху, человечность, можно исполнять даже в мечети.
Сугир Бегендыклы: «Пение, несущее назидание, это тоже поклонение Богу», – считает, что глубина содержания песен, их соответствие божественным тайнам и шариату даже приравнивается к поклонению. Например, Аралбай ахун:
«С именем Всевышнего Аллаха
Начал с «Бисмилла»
Пророк – истина, Коран – правда.
Помните Аллаха как Единого
Без упования, без покаяния
То, что добыли – абсолютно харам
Безразличны к утреннему намазу
Лежите до восхода солнца
Сверху одеяло, снизу птичьи перья
Если подумать, сон – плохое дело
Виденные сны будут чудесными
Вы видите степени
Подаренные шайтаном
Вы отгоняете ангелов
Вы делаете мир харамом
Ступаете без омовения», – так донес до широкой общественности постановления религии и шариата в стихотворных строках. Это также показывает место наших традиционных ценностей в донесении истин ислама, – говорит А. Тасболат.
Верующие торговцы на рынках по-разному беседовали с нами: одни внимательно слушали нашу проповедь, другие слушали равнодушно, третьи задавали встречные вопросы, одни сразу согласились с нашими мыслями, другие изложили свои позиции, третьи вовсе отказались от беседы. Самое главное, что многие приняли нашу проповедь положительно.
К. Ибрагим