Мы беседовали с заместителем руководителя научно-исследовательского центра «Қасиетті Қазақстан» Национального музея РК Батырханом Еликулы Жумабаевым о подготовке географической карты сакральных мест Казахстана в рамках программы «Туған жер», предложенной в статье Президента РК Н.А. Назарбаева «Вектор будущего: модернизация общественного сознания».
— Батырхан Еликулы, было сказано, что сакральная карта Казахстана будет представлена в сентябре. Как идет работа по подготовке многотомника, составленного из макросакральных и микросакральных объектов?
— Энциклопедия из пяти томов будет издана на трех языках, тиражом тысяча экземпляров. Книга будет выпускаться по списку объектов. Список макросакральных объектов включает сто крупных объектов национального значения. К ним относятся широко известные и изученные места с четко выраженным характером, такие как Южно-Казахстанская область, Мангистауская область, регион Улытау, место Анракайской битвы, площадь Желтоксанского восстания, Ордабасинский регион, лагерь «Алжир» в Акмолинской области, «Мавзолей Ахмета Яссауи», регион «Бекет ата» и другие. Мы также включим памятники, учреждения, места, имеющие особое значение в истории Казахстана, памятники архитектуры, оставленные нашими предками. Предлагается включить монумент «Байтерек» как символ Астаны, а также Кенсайское кладбище в Алматы, где похоронены известные казахские личности. Список будет пополняться. В связи с этим планируется провести научный совет и представить список на рассмотрение ученых. На совете подготовленные объекты будут проанализированы, рассмотрены предложения, список будет дополнен и пересмотрен.
К микросакральным объектам относятся небольшие, малоизвестные народу, но имеющие большое историческое значение места, требующие изучения в различных регионах. Их количество на данный момент составляет около пятисот. Сегодня мы готовим документы по этим небольшим объектам. Через связь с регионами собирается информация о местонахождении исторических мест, уровне их сохранности, наличии посетителей, проведении реставрационных работ и других вопросах.
— Какие меры предпринимаются в настоящее время по выявлению сакральных мест?
— Министерством культуры и спорта РК, Министерством по делам религий и гражданского общества РК, Министерством образования и науки РК, Министерством информации и коммуникаций РК совместно создан специальный штаб. Штаб под руководством вице-министра культуры и спорта РК Актоты Райымкуловой ежедневно отслеживает, анализирует и осуществляет работу по подготовке географической карты сакральных мест Казахстана.
Недавно было создано общественное объединение краеведов Казахстана «Туған жер». В нем краеведы-ученые собираются вместе и работают с членами объединения. Будут разыскиваться и составляться списки старожилов, знающих исторические данные, новые сведения о древних периодах, информацию, связанную с краеведением, из всех регионов, и будут проводиться беседы. Кроме того, будут привлечены к исследовательской работе по шести направлениям в регионах Северного Казахстана: Костанай, Петропавловск, Кокшетау; Южного Казахстана: Кызылорда, Шымкент, Тараз; Карагандинской области: Караганда, Жезказган; Восточно-Казахстанской области: Павлодар, Семей, Усть-Каменогорск; Западно-Казахстанской области: Мангистау, Атырау, Уральск, Актобе; Алматинской области: Алматы, Талдыкорган.
Будет запущен специальный веб-портал, где народу будет предложена 3D-версия карты. Кроме того, документальный фильм «Қасиетті Қазақстан», снимаемый студией «Арша», ожидается к показу в ноябре текущего года.
— Какие задачи ставит перед собой специально созданная экспедиционная группа для создания географии сакральных мест Казахстана?
— В состав экспедиционной группы входит сто специалистов. Это ученые, краеведы, организаторы и жители каждого региона, которые могут предоставить новую информацию об объектах. Они отправляются в регионы не для того, чтобы сфотографировать объекты, а с целью сбора исторических данных и проведения всесторонних исследований. Экспедиционная группа работает в течение 30-90 дней для сбора легенд, повествующих о содержании комплекса, артефактов, количества посетителей, а также различной информации. Для этого государство выделяет специальные средства. Будут организаторы, которые будут встречать экспедиционную группу, сопровождать ее по региону и провожать. Их задача – создать условия для качественной, мобильной, слаженной работы.
— Какой вклад внесет данная программа в сферу туризма страны?
— Для путешественника важны и интересны мавзолеи, идущие с древних времен, загадочные горы и камни, таинственные сооружения. Все это тесно связано с тяжелой судьбой, пережитой казахами. Будет создана возможность для путешественника, посмотрев всего на один объект, познать весь казахский народ, его особенности как нации, традиции, культуру, искусство, всю его сущность. Например, человек, желающий увидеть определенный мавзолей, захочет узнать о нем подробнее. Он будет искать ответы на различные вопросы: как добраться, какое расстояние, к какому веку он относится, есть ли исторические данные, какие легенды о нем рассказывают в народе, есть ли рядом магазины, рестораны, гостиницы, работают ли гиды и т.д. Наша цель – определить сакральные места и подготовить данные, соответствующие этим вопросам. Всесторонняя характеристика каждого комплекса проводится с этой целью. И, конечно, если будут обеспечены качественные услуги, соответствующие требованиям времени, сфера туризма будет развиваться.
— Понятие «святость» (кие) дано казахам с кровью. Мы с уважением относимся ко всему, что считается священным. В последнее время из-за влияния религиозных течений это понятие трактуется по-разному. Возможно, поэтому наше уважение к обычаям и ритуалам считается приданием равных Аллаху, а чтение Корана для духов предков – просьбой о помощи у мертвых. Конечно, это ошибочное мнение. Однако не приведет ли признание и выбор определенных мавзолеев как священных к усилению противоречивых религиозных мнений?
— Как говорится, «без благословения мертвых живые не разбогатеют», мы – потомки народа, уважающего своих предков. Мы с детства видели, как читают Коран для духов предков, и приготовление лепешек и накрытие дастархана по пятницам было обычаем наших бабушек. Прикладывать руку к лицу, проходя мимо зияратов – это то, что мы видели у наших предков. Для этого не нужно никаких доказательств или особого понимания. Это признак нашей казахской идентичности. Никакие деструктивные течения не смогут сбить с пути ребенка, выросшего в семье с соблюдением традиций и казахским воспитанием. Даже если его психология русифицирована, он будет поступать так, как видели его бабушка и дедушка. Ему не нужна религиозная грамотность. Необходимые знания, вера уже сформировались в его сознании с детства. Никто не сможет это изменить. Понятие «святость» формируется так же. Через понятие «священный» мы научились ценить и уважать все сущее, и мы должны этому учить. А при определении карты сакральных мест Казахстана будут готовиться только сведения об исторических комплексах, мавзолеях, местах сражений, памятниках, священных горах и пещерах. Это будет основано на научных данных и будет содержать конкретную информацию. То есть, не будет пропагандироваться или рекламироваться святость какого-либо объекта. Будет предоставлена полная информация только о казахской земле. Эта программа направлена на ознакомление потомков со своей землей и формирование их как патриотов.
— Спасибо за беседу.
Ләйлә Ноғайбек,
Ұлт порталы