Представители партии «Алаш», являвшиеся главными противниками большевиков на казахской земле после Февральской революции, стремились создать высшую политическую организацию, основанную на системе сдержек и противовесов, заложенной Ш. Монтескье, включающую законодательную, исполнительную и судебную власти, с автономией в составе России. В вопросах религии они выступали за модель преференциального светского принципа. Мы так говорим, потому что в «Каркаралинской петиции» 1905 года деятели «Алаш» требовали законодательной защиты исламских ценностей.
В «Каркаралинской петиции» деятели «Алаш» поднимали такие вопросы, как: самоназвание «мусульмане-казахи (киргизы)» (ст. 1), полная передача наследственных дел муллам и шариату (ст. 12), приравнивание обеспечения духовенства к положению мусульман Казани (ст. 21), отсутствие ограничений на совершение хаджа (ст. 22), обеспечение безопасности паломников (ст. 23), запрет миссионерам (ст. 24), запрет несовершеннолетним переходить в другую религию (ст. 25), разрешение на создание «вакуфа» для мечетей и медресе (ст. 28), приравнивание мусульманских священнослужителей к православным в плане уважения (ст. 31), обязательное преподавание мусульманских предметов в школах (ст. 32), запрет преподавания христианства в школах (ст. 33), направление закятов, фитр-садака и других обязательных сборов, соответствующих шариату, бедным ученикам (ст. 46).
По просьбе лидера движения «Алаш» А. Букейханова, крупный реформатор Б. Сыртанов в 1911 году разработал «Устав казахской страны», то есть проект первой казахской конституции. Во 2-й статье I главы этой конституции под названием «О самостоятельности Казахской Республики» было написано: «У Казахской страны есть свой флаг. Флаг состоит из горизонтальных полос зеленого, красного и желтого цветов. В верхнем углу — изображение полумесяца и звезды. Зеленый цвет — символ приверженности народа исламу, красный — пролитая в защите страны кровь, желтый — символ широкой казахской степи, свободы». Также во 2-й главе под названием «О правах человека» в 10-й статье было сказано: «В Казахской стране все люди равны в правах. Недопустимо унижение человека по признаку религии, крови, происхождения, расы. Человек несет ответственность только перед законом и Богом». Особое внимание в конституции к «приверженности народа исламу» и «ответственности перед Богом» указывает на наличие элементов преференциального светского принципа, который оказывает государственную поддержку одной религии для обеспечения духовной целостности.
IV глава Программы партии «Алаш», принятой в 1917 году и состоящей из Х глав, называлась «Религиозные дела». В главе была указана правовая норма: «Отделение религии от государственных дел. Равные права для всех религий. Свобода проповеди религии. Свобода вступления и выхода. Муфтият должен быть самостоятельным у казахов. Дела, такие как брак, развод, похороны, наречение ребенка именем, должны быть у муллы, спор о вдове должен рассматриваться в суде». Хотя норма «Отделение религии от государственных дел» в программе является основным принципом светскости, нормы «Муфтият должен быть самостоятельным у казахов. Дела, такие как брак, развод, похороны, наречение ребенка именем, должны быть у муллы» указывают на то, что партия «Алаш» выбрала преференциальную модель светскости.
«Алашская партия» вскоре, в декабре того же года, создала правительство «Алаш-Орда». Тогда в Оренбургском муфтияте Гумар Караш был избран главным кази казахов. Деятели «Алаш» приступили к созданию высшей инстанции по религиозным делам при Главном комиссариате правительства. Однако большевистское правительство, усилившееся в России, препятствовало реализации реформ правительства «Алаш-Орда». Политические силы, действовавшие на казахской земле помимо «Алаш», такие как «Три жуза», «Шура-и-улема», «Шура-и-ислами», «Большевики», привели народ в состояние раздора. Все это преградило путь идее «Алаш».
Тем не менее, идея независимого государства деятелей «Алаш» не умерла. Спустя десятилетия казахская земля обрела суверенитет. Светские принципы, дающие свободу религии, были закреплены конституционно. Был создан самостоятельный муфтият. «Высшая инстанция по религиозным делам», предусмотренная правительством «Алаш-Орда», сегодня функционирует как Министерство по делам религий и гражданского общества. То есть, мы, казахстанцы, должны всегда брать пример с идеи «Алаш» в укреплении государственности. Мы обязаны впитать дух «Алаш» и совершить еще много важных дел для будущего страны. Это — идея «Алаш», цель «Алаш», завет «Алаш»!
Мухан Исахан, доктор PhD по религиоведению
kazislam.kz