Мухит АЗИРБАЕВ,
председатель наблюдательного совета компании GLOBAL, депутат городского маслихата:
«Я один из тех, кто родился в Алматы и тоскует по деревне»
– Мухит Бакытжанович, вы один из тех граждан, кто активно включился в реализацию программы Первого Президента Нурсултана Назарбаева «Туған жер». Какие чувства вы испытали, когда впервые взялись за эту программу? Какие мысли у вас были?
– Наш Елбасы Нурсултан Назарбаев дал импульс духовному миру нашей нации своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Проанализировав все вопросы, он предложил программу «Туған жер» как образец почитания страны, земли, города и села. В городском акимате состоялось большое совещание под председательством градоначальника Бауыржана Байбека. Можно сказать, это была презентация данной программы. В тот день были широко освещены направления предстоящей работы.
Были представлены четыре основных направления – образование, культура региона, поддержка родной земли и информационное освещение этих направлений, а также были озвучены мероприятия, входящие в каждое из них. Конечно, известно, что возрождение родной земли, ее истории и культуры, краеведение являются одними из главных приоритетных направлений. На данный момент можно с полным основанием утверждать, что программа «Туған жер» активно реализуется в городе Алматы и осуществляется всесторонне.
Все граждане, обладающие средствами и желающие процветания нашей стране, с энтузиазмом включились в реализацию этой программы. Возводятся многие социально значимые объекты. Все они будут сданы в эксплуатацию для блага народа.
Родная земля для любого человека – это его малая Родина. Хотя я родился и вырос в Алматы, я считаю своей родной землей место, где пустили корни мои предки, мои родители. Есть село моего деда Кенена – село Мадыбулак. В пятидесятых годах дед Кенен переехал из Мадыбулака в нынешнее село имени Кенена. Мы считаем и это место своим селом. Дед прожил там 27 лет. Сегодня дом, где жил дед, превращен в музей. Дед Кенен покоится там вечным сном. Поэтому весь Кордайский район, древний Тараз с его глубокой историей, Жамбылская область очень дороги моему сердцу. Именно поэтому я считаю это своей родной землей.
Как я уже говорил, большая часть моей жизни проходит в Алматы. Здесь моя работа и мой бизнес. Моя общественная деятельность также напрямую связана с городом. Тем не менее, у нас есть одно завещание нашего деда, которое он оставил нам – не отрываться от села. Это принцип, который он передал своим потомкам, очень важный для будущего страны, который нельзя забывать. Я всегда помню об этом и стараюсь не забывать. Особенно сейчас, когда у нас есть возможности, почему бы не помочь селу? Не отрываться от села – это не значит ходить на тои и гулять день и ночь. У тоев есть свой порядок, а на похоронах – тем более. Нельзя отставать от большинства. Нужно приходить, выражать соболезнования скорбящим, утешать их. Это путь, идущий от предков.
Сейчас мы обдумываем и планируем один проект, связанный с селом. Он не связан с бизнесом. Можно сказать, это чувство, рожденное после программы «Туған жер» нашего Елбасы. Как вы сами знаете, в селах сейчас не хватает рабочих мест. По сравнению с городом, возможностей гораздо меньше. Даже те, у кого есть небольшие средства, готовы переехать в город. Во многих случаях они говорят: «Нет работы», «Мы хотим, чтобы наши дети получили образование в городе, увидели мир, выучили язык». И таким образом, мы все продаем свои дома и переезжаем в город. Это, конечно, неправильно. Казахи вышли из села. Наши корни, наша основа – там, в селе. Если все мы, из-за отсутствия условий, переедем в город, кто останется в селе? В селах останутся только те, кто занимается сельским хозяйством, и останутся только фермы.
– Село – это ведь и сокровищница нашего родного языка, что вы можете сказать об этом?
– В целом, исходя из моей позиции как гражданина, одна из главных задач каждого человека – всесторонне и глубоко знать свою историю. А для того, чтобы познать историю, в первую очередь, нужно глубоко знать свой язык. Я с большим энтузиазмом поддерживаю нынешнюю политику трехъязычия. Почему? Потому что даже китайская пословица «Сколько языков знаешь, столько раз ты человек» возникла из необходимости. А в нынешнее время у каждого есть возможность выучить до десяти языков. Главное, если у человека есть желание и намерение, у него достаточно способностей для обучения. Если не десять, то хотя бы два-три иностранных языка мог бы выучить любой человек.
– Вы сами знаете иностранные языки?
– Да, я свободно говорю и пишу на английском языке. Сейчас я стремлюсь выучить еще один язык. Все мои дети учатся на английском языке, прилагают усилия, чтобы знать его глубже. Меня радует, что они уделяют внимание языку, осваивая другие программы в дополнение к школьным предметам. Я самый старший в своей семье, то есть, тот, на кого равняются мои дети. Поэтому мои дети видят, что я учу язык, уделяю ему время, тружусь и осваиваю его. Если я выучу еще один язык, мои дети тоже поставят перед собой цель: «Наш отец учит еще один язык. Значит, это необходимость, так почему бы нам не учиться?»
В целом, в молодости у человека большие возможности для восприятия. Поэтому, если мы дадим детям правильное направление, они смогут освоить несколько языков.
– Я часто слышу теплые отзывы о вас от старших. Говорят даже: «Если скучаешь по деревне, поговори с внуком Кенена»…
– Я вырос одним из тех, кто родился в Алматы и тосковал по деревне. Это, конечно, благодаря воспитанию моих родителей. С детства мы впитывали запах села, росли, ступая по его земле. Мы всегда скучали по степи и черпали вдохновение в ней. Сам наш Елбасы всегда с большим уважением и теплотой отзывается о селе. Он говорит: «Твое село – твоя золотая колыбель». Он тоже любит село. Всегда заботится и держит его в поле зрения. Село – это исток наших обычаев, традиций, даже нашей истории, священное место наших предков. Для нас село имеет особое значение. Я сам с семьей часто езжу в село. Тогда я говорю своим детям: «Когда вы приезжаете в село, не смотрите на все с опаской и недоверием. В селе живут такие же люди, как и в городе. Возможно, их стиль одежды отличается. Они могут выбирать его для удобства в работе, в передвижении. Не ставьте в неловкое положение ни себя, ни их».
Село для нас – это источник, дающий нам основную силу. Мы черпаем оттуда духовную пищу и впитываем ее. Приехав в село, мы обретаем особое качество. Например, съездите в село всего на три дня. Вы вернетесь совершенно другим человеком. Ваше мировоззрение изменится, настроение поднимется, появится бодрость. Вы вернетесь из села вдохновленными. Появятся новые идеи. Разве не в селе рождаются лучшие творения творческих людей? Жизнь в городе, конечно, другая. Как здания вдоль длинной дороги. Справа и слева от вас – тысячи машин, зависимость от одного направления. В городе, так или иначе, нужно использовать время по назначению. Результат вашего труда должен быть виден. Другими словами, мы должны идти в ногу с каждым ударом часов. Жизнь в селе другая. Иногда говорят: «Вот эти сельские жители не считают время», выражая недовольство. У них другое настроение.
Они смотрят на все с широтой души, подобной степи. Если каждую минуту посвящать только работе или решению проблем, это будет трудно. Поэтому, несмотря на нехватку времени, я стараюсь часто привозить своих детей в село. Я считаю своим гражданским долгом помогать сельским детям приезжать в город, поступать в высшие учебные заведения или осваивать желаемую профессию. Моя главная мысль здесь – чтобы дети, выросшие в городе, и дети из села общались, находили общий язык, чтобы дети, выросшие в городе, научились передовым обычаям села, а сельская молодежь – интеллигентной культуре города.
Ведь городской ребенок не должен ограничиваться только интернетом. Поэтому, как бы то ни было, если они будут дружить и общаться, это откроет им путь к формированию мировоззрения, познанию мира, пониманию искусства и росту, познанию жемчужин народа.
Программа «Туған жер» имеет очень широкий охват. Если мы встретимся с сельской молодежью, начнем хороший проект, научим их его реализации и поможем начать бизнес, они смогут жить и развиваться в своем селе, не уезжая в город в поисках работы. Я знаю по своему опыту, что открыть бизнес в городе и продолжать его – непростое дело. В детстве я проводил три месяца каникул в селе, ходил босиком. Потом, когда приезжал в город, две недели не мог привыкнуть к обуви, хотелось бегать босиком. Выходя на улицу, я забывал смотреть на светофор и шел прямо, не глядя направо или налево, какое-то время. Точно так же людям, которые с рождения привыкли к сельской жизни, непросто адаптироваться к городской жизни. Это не значит, что я говорю «не приезжайте из села в город», в целом, нам нужны люди, живущие как в городе, так и в селе. Как у каждого есть свое место в жизни, так и село должно оставаться селом со своими жителями, а город – не должен останавливать свою жизнь.
В глазах молодежи горит огонек
– Как предприниматель, как вы относитесь к своей родной земле?
– Я сам учился в школе №56 города. Высшее образование получил здесь же. Живу в одном из многоэтажных домов города. Думаю: «Хотел бы я сделать что-то хорошее для двора, в котором живу» или «Хотел бы я оказать посильную помощь своему университету». Высоты и успехи коллектива, в котором я работаю, – все это, наверное, уважение к родной земле. В строительном коллективе «GLOBAL», то есть, в управлении, работает более ста человек, а если учесть наших архитекторов и строителей, то около тысячи человек. В этом управлении сейчас около 160 человек. Сам я являюсь членом «Нур Отана». В прошлом году мы создали первичную партийную организацию.
Группа людей согласилась стать членами сразу. Тогда я сказал: «Я не заставляю вас, не призываю стать членами. Если вы хотите быть членами партии, работайте. Если не хотите быть членами партии, это тоже ваше право. Все зависит от воли человека». Сейчас мы с этими ребятами реализовали несколько проектов и работаем.
Один из них – это значимое мероприятие под названием «Почтим ветеранов». Я всегда говорю молодежи: «Всегда оказывайте посильную помощь тем, кто пережил тяготы войны. Сегодняшняя жизнь стала возможной благодаря их героизму. Всегда смотрите им в глаза, уделяйте хотя бы пять-десять минут, спрашивайте, как у них дела. Этого им уже достаточно. Главное – им нужно внимание. Иногда мы забываем, что эти люди живут среди нас».
В целом, наша первичная партийная организация уделяет большое внимание жизни молодежи. Что я понял из жизни – самое стремительное, самое быстрое – это время. Раньше мы говорили: «Мы еще молоды, успеем». С возрастом я понимаю, что время очень плотное. Для тех, кто хочет оставить след, сделать полезное для народа, время плотное, наоборот, у тех, кто живет впустую, вяло, кто думает только о себе, время много.
Будучи депутатом маслихата, избранным от Бостандыкского района, я в основном работаю с филиалом этого района. Мы проводим форумы, круглые столы, встречи с молодежью. Туда приходят городская молодежь, студенты, старшеклассники. Общаясь с молодежью, я замечаю обилие новых идей, собственных мыслей. Как говорится, «Драгоценность – в камне, мудрость – в юности». Если нужна помощь, поддержка, мы даем ее, советуем и указываем направление. В Бостандыкском районе десять школ, где преподавание ведется на родном языке. Встречаясь со старшеклассниками этих школ и рассказывая им примеры из своей жизни, я не раз видел, как в глазах молодежи загорается огонек, появляется вера в большую жизнь.
Моя цель здесь – пробудить в детях огонек надежды. Просто разговаривая, я стараюсь развеять их страх перед жизненными трудностями, их страх, что «моя лодка осталась без весел». Главная задача старшеклассников – сдать экзамены после школы. Особенно я много раз встречал детей перед ЕНТ, когда они задумывались, как все сложится завтра. В такие моменты, давая им советы, объясняя простыми правилами и указывая путь, я видел, как многие молодые люди выпрямлялись, обретали уверенность в себе.
Позже, встречаясь с директорами школ и учителями, я слышал, как они радуются: «Наши дети, которые не читали книг, начали читать. Они с энтузиазмом готовятся к экзаменам». Это, я бы сказал, небольшая помощь одного из сыновей родной земли.
Еще одна систематическая работа, которую мы проводим с молодежью, – это проект «Что такое бизнес?», направленный на обучение основам бизнеса. У нас есть проект «Aimаb», начатый в конце прошлого года, который в доступной форме, языком детей, с точки зрения детей, доносит суть бизнеса. Наша цель здесь – помочь детям вырасти, зная, что такое бизнес. Если мы будем учить их менеджменту, лидерству, тому, что такое быть бизнесменом, с раннего возраста, это будет дополнительной помощью, когда они поступят в учебные заведения. Не все дети обязаны освоить бизнес. Даже если они будут работать в другой сфере, это им пригодится.
Мой постоянный совет молодежи, а также моим детям в семье – если вам пришла в голову идея, заведите блокнот и сделайте привычкой записывать ее туда. В будущем вы используете это в своей жизни. Например, у меня есть около десяти блокнотов. Когда у меня есть свободное время, я просматриваю их. Во-первых, это приучает человека к аккуратности, дисциплине.
– Я поражен тем, что в вашем коллективе, которым вы руководите, есть свои особенности. Например, сохранение традиций в учреждении.
– В основном, посторонние думают, что мы только строим. Это правильно. Прежде всего, наша задача – вести качественное строительство, возводить дома и здания. Кроме того, для людей, работающих здесь, этот коллектив – как второй дом. Поэтому мы всегда чтим нашу национальную культуру. Мы стараемся проводить праздники, такие как Аз-Наурыз, Новый год, День строителя и другие, максимально в национальном духе. Наурыз, который мы отмечаем в нашем коллективе, мы празднуем так. Например, сто двадцать человек, пришедших на праздник, мы делим на пять команд, и каждой команде поручаем казахскую национальную традицию. Жюри оценивает их по тому, насколько хорошо они знают традицию, по стилю национальной одежды, а также по произнесенным ими бата (благословениям). Таким образом, мы определяем команду, которая в совершенстве освоила три условия. Вначале я внутренне думал: «Что, если эти молодые ребята не знают обычаев, традиций, не смогут глубоко вникнуть в их суть. Не получится ли неловкая ситуация?» Но все оказалось не так, как я думал, и большинство остались довольны и ушли с радостью. Наши обычаи прекрасны. Наши молодые люди показывают то, что знают, и учатся тому, чего не знают, – царила атмосфера радости, взаимопонимания и единства. Это лишь один пример из праздников, которые проходят в нашем коллективе.
Если появится полезный проект, народ сам его поддержит
– Мухит Бакытжанович, вы внук знаменитого Кенена Азирбаева, чьи песни стали жемчужиной казахского искусства. Как вы прославляете искусство своего деда как его след?
– Недавно мы открыли частный фонд имени Кенена Азирбаева. Он не имеет никакого отношения к строительной компании. В его уставе написано, что он проводит работу по пропаганде песен и искусства Жетысуского региона. В целом, он направлен на возрождение традиционного искусства. Здесь не только пропаганда искусства Жетысуского региона, это лишь условное понятие. Главная цель здесь – не забывать историю. Поскольку цель – пропаганда искусства носителя традиционного искусства и возрождение его имен, мы начинаем первые шаги со средних школ. В музыкальных классах каждой школы, если учителя будут учить детей петь песни под домбру, кобыз, жетыген, разве этот ребенок, став певцом, не вырастет с пониманием искусства? Развивается музыкальная грамотность ребенка. Приобретенное искусство остается с ним. Как говорится в народе: «Учи искусство, учи и не бросай». Если он будет петь под домбру в своем окружении, это будет хорошо и для него самого. Сейчас, когда я приезжаю в село, я замечаю, что многие дети переделывают традиционные песни в эстрадные. Они берут одну-две песни, обрабатывают их и поют. Я не видел, чтобы кто-то стремился к домбре. Если мы будем продолжать пропагандировать наше искусство таким образом, каким будет положение через 50 лет?
Поэтому из желания, чтобы наши национальные инструменты дети держали в руках и чувствовали их душой, родился такой проект. Сейчас, слава богу, мы оборудовали один класс. Я убежден, что если появится такой значимый, полезный проект, народ сам его поддержит. Если же вы инициируете что-то только для себя, для своего бизнеса, я не видел, чтобы народ это поддерживал.
– В последнее время в Алматы появилось много красивых зданий. Где расположены дома, построенные вашей компанией? Автором каких построек вы являетесь?
– Мы построили несколько объектов в центре Алматы. И продолжаем строить. Конечно, авторами проектов строительства являются те, кто их разработал, мы – только строители. Известно, что компания «Куат» начала, а в 2007-2008 годах из-за финансового кризиса строительство домов в Сайране было остановлено. Мы завершили эти дома, посоветовавшись с главами правительства. Мы взялись за это сами. Потому что у этих домов было более полутора тысяч дольщиков. В то время возникла большая проблема и сложилась обычная социальная ситуация. Наша компания построила жилой комплекс «Шахристан». Красивые дома, видные издалека, расположенные вдоль реки, сейчас придают городу особый вид. Затем у нас есть дома под названием «AFD plaza». Поскольку они написаны по-английски, многие не понимают названия. Поэтому я даю пояснение, что это жилые дома, расположенные на проспекте Аль-Фараби. Мы построили жилые дома под названием «Miras Park». Здесь мы завершили строительство домов «Dostuk Residence» (бывшее название «Алтын гасыр»). Дома под названием «Науаи», начатые 5-6 лет назад, мы строим сейчас. Есть и другие красивые жилые комплексы. Они называются «Жагалау», «Каусар», «Алтын булак» и так далее. В целом, в городе очень много строительных компаний. Каждое строительство имеет свою индивидуальность. Здесь снова приходится обратиться к программе «Туған жер».
В городе возводятся прекрасные жилые дома, но возникает вопрос: каковы отношения между соседями, уважение жителей друг к другу? Связь между жителями многоэтажных домов кажется разорванной. Даже парковки для автомобилей в строящихся домах строятся вместе. Вы ставите машину и сразу поднимаетесь на лифте наверх. Мы даже мусор перестали выносить на улицу. Даже в рабочий день мы просто киваем соседям, проходя мимо. В нашем детстве все было по-другому. Мы с родителями выходили во двор, соревновались в пении, танцах. Дети играли в асыки, гоняли мяч. Сейчас, если посмотреть, вы не увидите ребенка, играющего в асыки. Игра детей в асыки стала редким явлением. Пока мы были увлечены детскими играми, наши родители тоже вели беседы, между ними устанавливалась теплая, дружеская атмосфера, как между родными людьми. Соседи, вышедшие во двор, знакомились друг с другом, спрашивали, как дела, и если появлялся незнакомый человек, останавливали его, спрашивали, кто он и к кому пришел. Мы не слышали о кражах, пропажах и тому подобном. Наш градоначальник Бауыржан Кыдыргалиулы часто говорит пословицу: «Быт определяет сознание». Действительно, так и есть. Как ты себя ведешь дома, так ты ведешь себя и на улице. Ты так себя держишь. Так же и в твоем окружении.
В целом, среда, в которой человек вырос в детстве, дом-сад, дети, с которыми он общался, взрослые, чьи разговоры он слушал, – все это остается в памяти. Поэтому мы уделяем внимание дворам домов, которые строим, устанавливаем скамейки для взрослых, создаем детские игровые площадки. Мы стараемся учитывать возрастные особенности детей. Например, мы строим площадки для детей в возрасте от 2 до 4, от 6 до 10, от 10 до 14 лет, а для подростков постарше, в соответствии с их вкусами, создаем места для игры в тогызкумалак, шахматы, шашки, прослушивания музыки (беседки). Мы уделяем внимание качеству строительства, стараемся использовать дорогие, качественные, долговечные строительные материалы.
Если строишь, строй качественно, говорю я. Я сам живу в многоэтажном доме. Если у вашего дома обвалится угол или где-то будет капать вода, вы будете беспокоиться. Поэтому хозяин дома не должен быть недоволен вами.
– Вы, наверное, живете в доме, построенном вами самими.
– Нет. Дом, в котором мы живем, построила другая строительная компания. Мы купили его в 2007 году. А мы приступили к строительству в 2009 году. Часто мне задают вопрос: «Вы живете в доме, построенном вами?» Пока мы не планируем менять дом, так как он близко к школе детей, и мы привыкли к этому месту. Тем не менее, в планах есть.
– Мухит Бакытжанович, жители города знают вас и как благотворителя. Есть много мероприятий, реализованных по вашей инициативе. Расскажите и о них.
– Говорят: «Хвала и похвала принадлежат Аллаху». Я обычно не рассказываю о благотворительных делах. Иногда наши старшие говорят мне: «Нужно, чтобы люди знали о твоих добрых делах. Это не хвастовство. Наоборот, ты побуждаешь других, подаешь пример. Что плохого в том, что люди знают, что это сделал ты?» Я считаю проводимые мной мероприятия одной из форм общественной работы. Как житель этого города, мы сажаем деревья, надеясь, что их тень станет убежищем для людей. Мы также оказываем посильную помощь Зоопарку, который мы любили с детства. Молодежь – наше будущее. Судьба страны завтра в руках этой молодежи. Поэтому многие наши проекты направлены на поддержку молодежи. В этом году руководство города объявило «Годом молодежи». В связи с этим мы также реализуем множество проектов.
Пока есть искатель, наследие вечно
– Вы – те, кто сохраняет и передает наследие деда Кенена следующим поколениям. Известно, что пока есть искатель, наследие будет вечным. Какую работу вы проводите в этом направлении?
– Будучи прямым потомком деда Кенена, основная нагрузка ложится на нас. Поэтому мы постоянно работаем над тем, чтобы сохранить его как зеницу ока и передать из поколения в поколение. В селе есть музей деда. Есть парк имени деда. Музей находится под ведомством области и района. Мой брат Мурат Кененов – заместитель директора музея. В родовом доме в селе живет невестка деда – героиня песни «Келинжан». Мой брат Мурат со своей семьей поддерживает очаг этого родового дома. Дом, где раньше жил дед, сейчас является музеем. Мы постарались сохранить его в первозданном виде, без каких-либо ремонтов.
Двери открыты для всех посетителей. Им показывают: «Здесь сидел мой дед Кенен, здесь сидели Сабет, Мухан, здесь сидел наш аксакал Сабит». Как говорил мой дед, представители всего казахского народа приходили, беседовали, слушали песни и уходили. Священный очаг, свидетель прошлого, является как бы продолжением той истории для нынешнего поколения. Приезжающие люди вдохновляются и остаются хотя бы на 10 минут. Старшие приходят с детьми и, как бы получая благословение от этого порога, даже если самого деда нет, делают это из суеверия. Двери дома моего деда открыты для всех. Дина апа, бывшая любимая невестка моего деда, никогда не уставала рассказывать истории. Мой брат тоже любит вспоминать прошлое и рассказывать посетителям. В Алматы есть улица имени нашего деда. Установлен памятник. Его автором был известный архитектор Бакытжан Абишев.
Памятник очень красивый, сделан высотой с моего деда. Каждый год, 12 апреля, в день его смерти, мы, потомки, собираемся там, читаем Коран. В этот день обязательно проводится конкурс песен, начиная от детей моего деда до правнуков. Цель здесь – глубоко понять и познать наследие деда. Прежде всего, мы – потомки – должны знать. Как мы можем спрашивать у других, не зная сами? Дед Кенен принадлежит всему казахскому народу. Мы всегда гордимся тем, что он Кенен не только нашей семьи, но и всего Алаша. У моего деда было пять детей. Два сына – Көркемжан и Бакытжан. Дочери – Төрткен, Ақтамақ, Ақбілек. Я – сын второго сына, Бакытжана. Мой отец – пенсионер, сейчас живет в Астане.
Есть несколько песен, записанных голосом самого деда, что является подтверждением. Здесь мы должны выразить особую благодарность Сабиту Муканову, Борису Ерзаковичу, Мырзатаю ага Жолдасбекову. В свое время Мырзатай ага специально приезжал к моему деду, беседовал и записал несколько его песен. В целом, у моего деда более 110 песен. Как потомки моего деда, мы выполняем очень много работы. Позвольте мне рассказать о начале одного из проектов, который мы реализуем. Я хочу работать напрямую с музеями имени Умбетали ата, Жамбыла, Абая, М. Ауэзова, Г. Мусрепова, Н. Тлендиева и других, связываться с их потомками и работать совместно. Например, если бы мы провели дни Кенена ата в музее Жамбыла, и там исполняли бы его песни и рассказывали его истории, а не только привозили старинные экспонаты, как бы это было гармонично. Если бы молодежи рассказали о дружбе людей того времени, это было бы не просто историей, а примером, ведущим к преемственности поколений.
Если сложится удачно, осенью мы планируем организовать концерт традиционных песен. Мой отец пять-шесть лет назад написал книгу «Разговор с духом отца» и снял документальный фильм «Орел Алатау», моя тетя Төрткен издала две книги. Именно эти люди учили певцов, исполняющих песни деда Кенена на сцене. О моем деде издано несколько книг, фотоальбомов. Все воспоминания и рассказы о его преданности дружбе, о песнях, написанных им для близких ему людей, стали историей и были запечатлены на камне.
– Расскажите и о вашей семье, каковы ваши семейные принципы?
– В моем семейном мире – имя нашего старшего сына Магжана было дано в честь моего отца Магжана Жумабаева. Имя нашего второго сына Бактияра дал мой тесть Алмас. Имена нашей дочери Алимы и сына Муслима мы дали сами. Свободное время я посвящаю воспитанию поколений, которые ценят свой родной язык и уважают наследие своего деда. В нашей семье мы часто используем слово «удовлетворение». Никогда не следует жить с человеческими слабостями, такими как «тот обогнал, тот разбогател». Возможно, Аллах дает больше тем, кого любит. Возможно, Он испытывает, а затем дает. Важно не забывать, что у каждого свой путь. Конечно, конкуренция должна быть. Это постановка цели вперед. В семье Кенена ата есть следующая философия. Ее часто говорят и напоминают нам моя тетя Төрткен и мой отец. «Если человек добр, открыт, с хорошим характером, кто же его не полюбит? Только им будет труднее в жизни». Поэтому человек должен идти в ногу со временем, а не опережать или отставать. Они говорили, что все счастье, все добро – в середине.
– Спасибо за беседу!
Беседовала –
Рая ЕСКЕНДИР.
Газета «Алматы ақшамы»