«Было много сражений в Шалкоде,
Слышим из уст народа, из летописей.
Много воинов, стоя на коне, охраняли страну,
Не смыкая глаз, их сердца были полны сострадания».
Акын Шаргын
Юго-восточный регион Независимого Казахстана называется «Жетысу». Одним из известных летних пастбищ в этой местности является Шалкоде. По нынешнему административному делению он относится к Райымбекскому району. Остановимся на исторических событиях, связанных с упомянутым местом и прилегающими к нему регионами, согласно историческим данным. Прежде всего, самые ранние сведения о летнем пастбище Шалкоде встречаются в труде Тлеукабыла Отебойдака под названием «Шипагерлик баян». Исходя из этого, можно предположить, что история происхождения слова «шалкөде» берет свое начало издалека.
В труде Ж. Айдарханулы «Албаны» выдвигается версия: «В прежние времена быстрых, хороших лошадей называли шалдауыр, шалқұйрық, и вот эти слова «шал» и «көде» соединились и стали называться Шалкоде». Существуют различные мнения относительно истории происхождения слова Шалкоде. В итоге, Шалкоде, вероятно, означает «местность с обильной водой, лугами и ковылем», исходя из ее природного ландшафта» (Албаны. Издательство Ан-Арыс. С. 139). В дополнение к этим данным, в книге уроженца этого района Р. Арипова «Моя судьба, связанная с родной землей» говорится: «Лошадей заготавливали через загот импорт и привозили на выпас в Шалкоде. Начиная с 1943 года было привезено около 3500 лошадей. Лошадей приводили из таких стран, как Китай, Монголия, с целью подготовки коней для войны; для их выпаса, кажется, зимой 1942 года, к нам домой пришли шесть солдат-каракалпаков, призванных в армию» (стр. 30 указанного труда). Это – правдивые события. Житель села Шилыозек района Текес КНР, сын волостного Бакая, старейшина Дауит, рассказывал, что в годы войны он перегонял лошадей из той стороны в Советскую страну через Сумбе, и в знак признания его труда ему подарили одного жеребца со специальным документом, который позже был конфискован китайцами без полной компенсации. Об этом до сих пор рассказывают 85-летняя супруга Дауита Нургайша Иманбекова и их дети. Сейчас они проживают в селе Унгиртас Жамбылского района. Из приведенных источников следует вывод: летнее пастбище Шалкоде – одно из благословенных мест обитания казахского народа, тесно связанного с животноводством с незапамятных времен.
После смерти первого хана государства Моголистан Тоглук-Тимура, противостояние между ним и Мавераннахром, а также опустошительные походы Тимура, начавшиеся с 1371 года, принесли большие трудности всем регионам Моголистана, простираясь за пределы Жетысу и охватывая многие части Дешт-и-Кыпчака, что известно из истории. Сообщается, что в одной из битв за признание своего господства Тимур разгромил племя кереев, обитавшее в местности «Аттың тауы» («Аттың басы» в «Тарих-и-Рашиди», не в Кыргызстане), и уничтожил войско Камарадина. Упомянутая местность находится недалеко от летнего пастбища Шалкоде, между ними есть несколько исторических мест. Двигаясь по порядку с летнего пастбища Шалкоде на юго-восток: сначала мы встречаем Шартас. Здесь до недавнего времени находился древний буддийский храм. Это свидетельствует о том, что здесь было поселение. Рядом воздвигнуты памятники одному из основателей древнего Уйсунского государства Елжау кунби и его жене Сижу (в районе Мунгкуре, у границы). Если двигаться на запад оттуда, мы встретим название местности Шаты (примыкает к населенному пункту Нарынкол). В последнее время китайские историки выдвигают мнение, что эта местность «была центром Уйсунского государства». В этом промежутке, между Шаты и Шартасом, вполне возможно существование еще одного города в ущелье Кызыл, Ортекесте. Если археологи проведут плодотворные работы, то столица древнего Уйсунского государства Шигу будет найдена в этой местности. Ведь и Шокан Уалиханов в своих предположениях во время поездки на Иссык-Куль примерно указывал на этот регион. Современные китайские историки также не выходят за пределы этой местности. Следовательно, мы должны исследовать казахстанскую часть упомянутого региона.
В ШАЛКОДЕ ЕСТЬ СЛЕДЫ ШОКАНА
Теперь вернемся от летнего пастбища Шалкоде и продолжим движение на северо-восток. Сначала, у подножия сторожевой сопки Айгайтас горы Уйсун, находятся шесть захоронений разного размера, до сих пор хранящие свои тайны (относятся к раннему железному веку), далее – более 500 курганов, а еще дальше, на вершине горы, – историческое захоронение под названием «Алембайлаган». Между упомянутыми «Айгайтас» и «Алембайлаган» есть топоним «Аршалысай». Причина, по которой мы его упомянули, заключается в том, что, опираясь на данные из «Зафарнаме» М.Х. Дулати, в 1375 году, когда Тимур готовился начать очередную битву, Камарадин разместил свои войска в местности Коктобе, а затем, придя в ущелье, откуда вытекают три реки, спрятал свои войска в третьем овраге и ждал Тимура, и сообщается, что эта местность называется Аршалысай. До начала войны войско Камарадина отступило и далее спустилось вдоль реки Иле, а Тимур, разграбив страну, вернулся. Вывод из этого: если Камарадин ушел вниз по Иле, то Тимур направился к Алмалыку. Известно, что затем он направился к летнему пастбищу Шалкоде и был в Аршалысае. Известно, что его маршрут к реке Иле проходил через нынешние Кербулакский, Коксуский, Уйгурский, Жаркентский районы, а также регионы Коргас и Кульджа. Еще одно историческое место – небесный двор Уйсунов – также находится здесь. Вот среди всех этих упомянутых топонимов и расположено летнее пастбище Шалкоде.
Следует отметить, что многократное повторение слова «уйсун» и проживание наследников племен, создавших это государство, в этом регионе до наших дней, указывает на то, что здесь находился первоначальный центр орды, основанной в те времена. Все упомянутые топонимы находятся вокруг вершины Хан-Тенгри.
Во время освобождения исконных земель от джунгарских калмыков казахские воины под предводительством батыра Райымбека прошли через этот край и установили пограничный каменный знак к западу от горы Ат, к востоку от населенных пунктов Шартас, Сумбе. Позже, в 1882 году, когда Российская и Китайская империи делили границу, этот камень был перенесен на территорию нынешней государственной границы. А после изгнания калмыков из этих мест, территория между ними оставалась пустой около 40-50 лет. В то время население не было таким плотным, как сейчас. Казахи, двигаясь с запада на восток, заселяли земли, но когда началась кампания по заселению, киргизы проявили хитрость и успели заселиться. Казахи были недовольны этим. Ведь освободили земли от врага – казахские отряды. После этого и киргизов выгнали из этих мест, и только потом заселились на летнем пастбище Шалкоде. Последующее заселение началось с 1768 года. Войны с соседними киргизами возглавляли батыры Мусылманбай, Итбала, Саурык, Бөден.
Во время своего визита в город Кульджа Шокан Уалиханов специально направился на летнее пастбище Шалкоде. Перевал оттуда до сих пор называется «Шокан аскан» (перевал, где прошел Шокан). Следует отметить, что великий ученый записывал увиденное и услышанное в местах, где побывал. Однако в трудах Шокана события, происходившие в этом регионе, описаны неясно (утеряны или …утеряны), следовательно, мы должны понимать это как неизвестное нам или как небрежность исследователей трудов Шокана.
Крупнейшим из известных нам событий древней истории является битва, произошедшая 22 июля 1863 года у подножия Айгайтаса на летнем пастбище Шалкоде. Российская и Китайская империи преследовали цель установить свое господство в Центральной Азии и уничтожить единый тюркский народ с исторической сцены. Согласно русским источникам, китайское правительство под руководством Тун Чжи Чи обратилось к русскому послу того времени Глинке с просьбой забрать их пограничные заставы в Таулы Алтае, Бахты и на границе. Или хотя бы готовы были провести переговоры в Шауешеке. В ответ русский посол заявил, что работает по поручению генерал-губернатора Западной Сибири Дюгамеля, и что по Пекинскому договору никаких нарушений границы нет. Недовольные этим китайцы через хебей-амбаня, находившегося в Тарбагатае, подстрекали казахов, чтобы оттеснить русских от границы. Казахские султаны не хотели портить отношения с русскими. Ведь в этот период русские приближались к завершению политики колонизации казахских земель. В это время в Жетысу в мае-июне напряженность между русскими и китайцами достигла предела – 31 мая произошел конфликт в Бураходзире. По свидетельству русских, виновными оказались китайцы. Начальник отряда в Семипалатинске Панов сообщил Дюгамелю, что отряд капитана Голубева с геодезистами столкнулся с обеими сторонами на территории Айдарлы-Кум. События постепенно обострялись настолько, что в них участвовали люди Тезека Нуралиева, торе албанского и суанского племен. 8 июля 1863 года русский посол в Кульдже В. Колотовкин в своем письме генерал-губернатору Западной Сибири Дюгамелю, описывая притеснения со стороны китайцев, говорил: «Нашу честь растоптали, если хотите, даже еду не продали». В итоге, с помощью местных казахов, забрав казну, документы и печать, 21 июля Колотовкин с доверенными спутниками бежал в эту сторону, преследуемый погоней. Только темная ночь и сильный шторм помешали им добраться до Коксу, переправившись через реку Иле. На следующий день русские открыли огонь по китайским пограничным постам на другом берегу реки Бураходзир. Прибыли дополнительные силы – отряд Лерхе из Семипалатинска. Обе стороны, продвигаясь, достигли Шалкоде. Напряженность между двумя империями достигла пика – эта бойня продолжалась месяц.
ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИЛЕ СУЛТАНА
Конечно, главной целью русских было любой ценой утвердить свое господство в Центральной Азии, а китайцы, после уничтожения джунгар, считали казахские степи «своей собственностью». Хотя политическое противостояние между двумя странами до 1871 года было на некотором уровне, весной этого года оно вновь обострилось. Катализатором этого стал один из авторитетных лидеров албанского племени в Верненском уезде – Тазабек Пусырманов (дед Аубакира, одного из вождей Каркаралинского восстания). Тазабек был офицером русской армии (прапорщиком), сначала служил русским верой и правдой, но затем, заметив злодеяния русских колонизаторов, отделился от Колпаковского и, забрав своих близких родственников, 19 апреля направился в Китай. Местом назначения стало ущелье Кетмен, к северу от Айгайтаса, в глубине летнего пастбища Шалкоде. Некоторые исследователи утверждают, что это произошло на перевале Шаты к востоку от Нарынкола, но это не соответствует действительности, так как в то время этот район охранялся Тянь-Шаньским отрядом. А в Шалкоде такого опорного пункта не было (он появился только после 1932 года в 3-4 местах). Тазабек и Саурык (Саурык – отец Узака, вождя Каркаралинского восстания) умело использовали этот маршрут. В ныне публикуемых исторических документах указано, что «он увел с собой 1000 семей». Но это может быть преувеличением, и это темные пятна истории, требующие дальнейшего глубокого исследования.
Тазабек, через своих доверенных людей, объединившись с Иле султаном, выбрал для борьбы с русскими и китайскими колонизаторами войско Алехана, идущее из Кульджи, и перевал Кетмен, ведущий к Айгайтасу в глубине Шалкоде. Колпаковский отправил за Тазабеком отряд Герасимова. В это время Тазабек и Алехан вели переговоры в городе Кульджа о том, как вести боевые действия. Узнав об этом, Колпаковский потребовал от Алехана вернуть Тазабека в течение недели. Но ответа не последовало. Колпаковский пришел в ярость.
В это время генерал-губернатором Туркестана был Кауфман. Губернатор, узнав о ситуации в Шалкоде, решил провести экспедиционные исследования и приступить к действиям к осени. Не согласившись с этим решением, Колпаковский доказывал, что нельзя откладывать войну. Если Тазабек объединится с Иле султаном Алеханом, а затем с Якуббеком, политика колонизации Центральной Азии может затянуться, и даже может пойти в другом направлении. Это означало бы возрождение единства единоверцев-тюрков в Илийском регионе. Проанализировав все это и пропустив через сито мысли, хитрый генерал Колпаковский принял экстренное решение самостоятельно. Он отправил роту одного из своих командиров, Балицкого, хорошо вооруженную, на территорию Иле султанства. Целью было оценить силы противника. С момента входа они стреляли и уничтожали тех, кто им противостоял, достигли Коргаса, затем Аккента, а оттуда – Бураходзира. Зная, что основные силы султанства находились на территории Коргаса, Колпаковский, получив информацию, вновь изменил тактику ведения войны и направил основные силы подполковника Ждан-Пушкина на перевале Кетмен, подполковника Елинского, а также отряд, находившийся в Шонжы, в качестве дополнительных сил.
28 мая, по некоторым данным 29-го, на рассвете началась знаменитая битва на перевале Кетмен в Шалкоде. 31 мая к ним присоединились таранчинцы с правого берега реки Иле. Казахи и уйгуры, около 3000 человек, в конце перешли к рукопашному бою из-за нехватки боеприпасов. Обе стороны понесли потери. Со стороны русских погибло 35 солдат (для них это было большим показателем). Отряд Михайловского отступил и направился к реке Дардашы (правильно – Дардамбы). Битва в Шалкоде развивалась таким образом. Елинский с небольшим отрядом остался на перевале. Это было сделано для того, чтобы помешать прибытию дополнительных сил через Айгайтас. 5 июня Михайловский переправился через Иле и прибыл в Бураходзир. Война продолжалась. Елинский отправил половину своего отряда в качестве подкрепления Тянь-Шаньскому отряду в Музарте, а оставшиеся силы, переформировав, – 6,5 рот пехоты, 8 рот кавалерии, 10 артиллерийских орудий – Колпаковский 16 июня 1871 года, двигаясь по правому берегу реки Иле, вошел в Коргас. Генерал, не обращая внимания на встреченные по пути сопротивления, продолжал движение вперед. Его потери составили один убитый солдат, 12 раненых, включая капитана В. Каульбарса. Иле султан, понимая, что не сможет противостоять большой силе, выразил готовность остановить войну и провести переговоры. Колпаковский не стал слушать эти условия. Потому что он знал, что Алехан тянет время, чтобы получить помощь от руководителя Семишара Якуббека. 19 июня генерал через двух местных жителей передал приказ: «Жителям Чинчахоцзи и Суйдина больше не сопротивляться». В итоге, когда они достигли Баяндая, сопротивление полностью прекратилось. Самые доверенные люди Алехана вышли навстречу Колпаковскому. В это время, в ночь с 19 на 20 июня, произошел следующий инцидент. Алехан арестовал китайского посла, а затем убил двух человек из посольства. В ответ на это местные китайцы подняли тревогу. Уйгуры перерезали всех восставших китайцев, включая китайского посла Ван-Тин-Чжана. С тех пор между китайцами и уйгурами существует разрыв.
В это время солдаты Тазабека были готовы. Но в обещанное время войско Алехана не вступило в бой. Напротив, Алехан коварно схватил Тазабека и выдал его Колпаковскому. 22 июня 1871 года русские войска без сопротивления вошли в город Кульджа. Алехан преклонил колени перед генералом. 27 июля Алехана привезли в Верный, и от имени императора Александра ему была назначена пожизненная пенсия с разрешением раз в год посещать родные места. Об этом есть большой исследовательский труд писателя Аскера Тойганбаева «Кайран елим». Из этого мы узнаем, что Российская империя достигла своей цели, поставленной на века. Она доказала свое гегемонистское положение в Центральной Азии.
Однако местное население не прекратило своего сопротивления и после этого, потомки голубых тюрков, мечтавших о свободе, оказывали сопротивление во всех регионах страны. На западе – И. Тайманов и М. Отемисулы, на западе Жетысу – сопротивление К. Касымова, восстания Тойшыбека Касаболатулы, побоища на летнем пастбище Шалкоде, а затем национально-освободительное восстание 1916 года на Каркаралинском пастбище. Поражение большинства этих восстаний на казахской земле привело к тому, что казахский народ долгие годы носил ярмо зависимости.
Национальный портал