«Толерантность» — это международный термин, но его значение является родным казахским словом — синонимом обычного миролюбия. В быту это проявляется в миролюбии соседа к соседу, а в широком смысле означает взаимное миролюбие, примирение между культурами, религиозными конфессиями, народами, нациями, языками. Самое главное — никто не может отрицать, что казахское миролюбие безгранично.
Религия — основной фактор духовной культуры человечества. Через религию развиваются духовные связи между людьми, межэтническое согласие, человеческие ценности и приносят свои плоды. Казахстан — многонациональное государство. Верования и этнокультурное пространство каждого этноса являются как теологической, так и социальной проблемой. Поскольку свобода человека занимает главное место в каждой религии, каждый имеет право исповедовать выбранную им религию. Также, поднимающийся в настоящее время вопрос толерантности означает взаимное уважение и мирное сосуществование.
Слово «независимость» означает самостоятельность, свободу, волю, суверенитет, свободу. Само название казахской нации — «казахи» — произошло от того, что казахский народ жил свободно, самостоятельно, не завися от других. Хотя мы принимаем нашу историю с периода основания Казахского ханства султанами Кереем и Жанибеком, никто не может отрицать, что мы были независимым, свободным кочевым народом и до этого. С. Сейфуллин в своем труде «Краткие сведения из истории казахов» заключает: «Те, кто обособлялся от многих народов и занимался военным делом, назывались «казахами» — это слово, означающее воинственность и свободу, подтверждается историческими данными из древних египетских, персидских, узбекских, русских письменных источников». Разве сегодняшний светлый день независимости не является победой независимого казахского народа, как и день, когда наших ханов возносили на белой кошме? Глава государства Н. Назарбаев говорил: «Независимость — это великий день, который возродил наш язык, вернул нашу религию, восполнил нашу историю, выбрал нашу судьбу. Независимость — это счастье, которое дается только тем, кто достиг смелости».
Независимость вернула нам наш язык, который презирали, и нашу религию, которую преследовали. Наша религия вселила свет веры в наши измученные души. В результате духовных стремлений мы избавились от негативного влияния вчерашнего материалистического мировоззрения, и человечество получило преграду на пути поглощения глобализацией таких явлений, как воровство, насилие, ненависть, алчность, бесстыдство. Мы осознали, что необходимо изучать и сохранять в памяти потомков историю, традиции, шариатские нормы ислама, которого придерживались наши предки веками. Ведь история и будущее казахского народа всегда были тесно связаны с исламскими ценностями. Казахский народ достойно и плодотворно провел четверть века долгожданной независимости. Теперь, что нужно сделать на пути к укреплению нашей независимости? Давайте попробуем связать этот вопрос с историей ислама.
Аяты, ниспосланные в Мекканский период, составляют религиозно-нравственные принципы, регулирующие взаимоотношения между Аллахом и человечеством, между людьми. Были предотвращены древние ошибочные представления, несправедливость и сепаратизм — действия, нарушающие целостность общества. А «Мединская конституция» в истории ислама была официально утверждена пророком Мухаммедом в Мединский период. Этот основной закон, открыто демонстрирующий свободу вероисповедания, стал первым политико-правовым документом, с которым согласились и признали представители других религий. В Мединской конституции, состоящей из более чем 40 статей, шариатские требования в основном реализовывались в трех следующих направлениях:
Создание союза братства по вере среди мусульман.
Усиление бдительности, не допуская лицемеров (двуличных) к власти.
Заключение договора о толерантном соглашении с людьми Писания.
Во-первых, как только пророк Мухаммед переселился в Медину, он положил конец межродовым конфликтам и внутренним политико-идеологическим распрям между местными племенами Аус и Хазрадж, продолжавшимся веками. Вместе с тем, он установил понятие духовного братства между мухаджирами (сподвижниками, переселившимися из Мекки) и ансарами (мединскими сподвижниками), реализовав новый, беспрецедентный цивилизационный процесс. Это союзничество сформировалось под эгидой аята из Корана: «Воистину, верующие — братья» (Сура Худжурат, аят 10).
В вопросе братства по вере, упомянутом в аяте, возникли различные мнения относительно места понятия «иман» (вера). Например, между людьми, связанными кров