«Богатство не в богатстве, а в единстве», — так, воспевая «единство», мы являемся независимой страной. Если взглянуть на нашу историю, то мы обладаем благородством, которое с искренним сердцем встречает каждого незнакомца, переступившего наш порог. Более того, мы никогда не предавали тех, кто приходил с добрыми намерениями. Эти ценности, присущие нам, приносят независимой стране Казахстан большой авторитет на политической арене. Сейчас наша страна признана миром как демократическое развивающееся государство. Не только признана, но и страна Великой Степи почитается со всех сторон света. Все это — плоды единства народа.
Во все времена сохранение мира и спокойствия имеет большое значение. Если мы извлечем уроки из жизни народов, ставших беженцами ради куска хлеба, то убедимся, что нет ничего ценнее покоя и независимости нашей страны. Сегодня мир переживает не только экономический, но и духовный кризис. Религиозные разногласия и межнациональные конфликты по-прежнему сотрясают мир. Поэтому необходимо укреплять терпение и взаимное доверие, пропагандировать добродетель среди человечества.
Казахский народ всегда ставил человеческие ценности на первое место. Поскольку такие качества, как честь, достоинство, уважение, считались главными ценностями, казах говорил: «Мое имущество — жертва моей жизни, моя жизнь — жертва моей чести». Поэтому мы давно признали, что силой, защищающей достоинство и честь человека, являются справедливость, человечность и благочестие.
Что касается вопроса религии, то хотя и встречаются люди без религии, никогда не было общины или общества без религиозных верований. Ведь религия — источник духовной культуры. Культуры обогащаются и процветают благодаря благотворному влиянию друг на друга, взаимопроникновению, а также благочестию и разуму, благородству и интеллигентности. Через это формируется взаимосогласованность цивилизаций человечества. Знаменитый философ Анри Бергсон говорил о религии: «В прошлом и в наше время можно встретить общество, не знающее науки, философии. Но общества без религии не бывает».
Отсутствие какой-либо официальной или обязательной религии в стране можно определить как главную характеристику государственно-конфессиональных отношений в Казахстане. Это означает, что наша страна признает и обеспечивает свободу совести и вероисповедания, что граждане могут по своему усмотрению и без какого-либо принуждения определять свое отношение к религии или жить, не связывая себя с какой-либо религией и не обращаясь к определенным религиозным институтам.
Такой способ организации отношений между государством и религией полностью соответствует цели гармоничного развития современного многонационального и многоконфессионального Казахстана, создавая условия для утверждения культурного и мировоззренческого многообразия и плюрализма в нашей стране.
По данным, представленным министром по делам религий и гражданского общества РК Н. Ермекбаевым на встрече по отчету перед народом, в настоящее время в стране зарегистрировано 18 конфессий, объединенных в 3 658 объединений. 15% казахстанцев являются верующими, то есть людьми, регулярно совершающими религиозные обряды. 75% граждан республики верят в Бога, но не регулярно совершают религиозные обряды и не вовлечены в деятельность религиозных объединений. А число тех, кто считает себя атеистами или агностиками, составляет примерно 10%.
Тем не менее, сегодня существует немало чуждых течений, вызывающих беспокойство в обществе и порождающих «проблемы». Некоторые негативные случаи усугубляют общественные проблемы. Раскол, переход в другую религию, попадание под влияние чуждых течений — все это не является чем-то новым! Идеология салафизма, вызывающая страх в народе и стремящаяся ослепить сознание, чаще всего распространяется среди молодежи. Хотя эта группа называет себя «салафитами», продолжающими путь первых, со временем стало очевидно, что они являются продолжателями ваххабитских взглядов. В результате таких безрассудных мыслей в мечетях страны возникают некоторые разногласия со стороны тех, чье сознание отравлено салафизмом. В настоящее время, подобно тому, как политика глобализации осуществляется на мировом уровне, салафизм также является болезнью, охватывающей страну. С целью уничтожения основных ценностей, обычаев и традиций наций и народов они без колебаний используют понятие «бидгат». Например, поведение приверженцев салафитской идеологии, проявляющееся сегодня в обществе, в мечетях не может не вызывать размышлений у здравомыслящих людей. Похоже, они считают земной поклон и мольбу перед Создателем как стояние с выпяченной грудью и гордостью перед прихожанами мечети… Это религиозные деятели относят к невежливости. Поэтому необходимо проводить комплексную и непрерывную работу с молодежью, следующей за ними. Наши братья, попавшие под влияние чуждых религий, заблуждаются. Большинство из них думают только о сегодняшнем дне и отошли от истины.
В связи с этим уполномоченный орган по реализации государственной политики в сфере религии — Министерство по делам религий и гражданского общества РК — проводит работу по предотвращению религиозного экстремизма и терроризма по двум основным направлениям: общая профилактика и целенаправленная реабилитация.
Общая профилактика направлена на формирование в обществе понимания против идеологии религиозного экстремизма, повышение грамотности населения, интересующегося религией. Эта работа направлена на следующие задачи:
— Повышение грамотности, информирование и разъяснение населению вопросов в сфере религии;
— Укрепление национальной идентичности и целостности путем широкой пропаганды традиционных духовных ценностей;
— Предотвращение распространения радикальных идей и формирование у граждан иммунитета к чужды