Бауыржан Момыш-улы в 1942 году под общим названием «Мысли о воспитании боевых качеств» пытался обобщить пережитые им трудности и лишения, а также итоги боевых действий отдельного солдата и целых воинских коллективов. Представляем выдержку из письма, написанного им в то время председателю Совета Народных Комиссаров Казахской ССР Н. Ондасынову.
Из своего боевого опыта я убедился, что народные боевые пути и национальные традиции имеют огромное значение в воспитании боевых качеств у солдат.
1. Привычка и нравственность.
«Что в гнезде увидел, то и в полете возьмет».
«Если сын растет, пусть живет с хорошим соседом, если дочь растет, пусть живет с хорошей соседкой».
«Тентек лучше, чем бездельник».
«Жизнь моя – за честь мою».
«Стыд сильнее смерти».
«Заяц – камыш, мужчина – честь».
Я хочу изложить корни и смысл этих пословиц. Если раскрыть их суть, то воспитание должно впитываться в сознание вместе с материнским молоком и становиться привычкой, обычаем. Уважение к старшим, почитание долга и чести, безупречное соблюдение общественного порядка, послушание закону, почитание человека превыше всего – это воспитывает в человеке такие добрые качества, как человечность, любовь к Родине, народу, семье, людям, жизни. Человек, получивший образцовое воспитание, усваивает в себе основы таких боевых качеств, как преданность Родине, справедливость, дисциплинированность.
2. Игры в асыки, чилик, прятки, соревнования, борьба, аксуек – воспитывают в молодежи ловкость, мастерство, хитрость, меткость, быстроту, упорство, а также другие хорошие военные (боевые) качества, которые так необходимы солдату в бою.
Боевой опыт убедил меня в том, что отсутствие методов – это слабость, а ловкость – это героизм. Все добрые традиции прошлого казахского народа должны сегодня вновь торжествовать. Золотой запас народной мудрости должен стать нашим достижением, обогатить наши знания и опыт, помочь в наших делах.
Героические подвиги прославленных казахских джигитов нашей истории – Исатая, Махамбета, Амангельды и других – должны стать традицией для наших современных джигитов – как жаль, что наша молодежь плохо их знает.
3. «Кто нашел слово, тому не нужна просьба».
Бадик айту, той, айтыс – это состязания искусств, воспитывающие быстроту мышления, находчивость. Нет ни одного состязания искусств, которое могло бы так внезапно, в самый подходящий момент ударить человека, как айтыс. На айтысах, бадик айту, тоях юноши и девушки учатся сочинять стихи на ходу, развивают любовь к устной литературе и музыке, расширяют свой кругозор, учатся находчивости и ловкости.
А в бою часто случаются неожиданные ситуации. Находчивость и проницательность должны быть присущи солдату постоянно, они иногда обеспечивают победу в безвыходной, казалось бы, ситуации – сила бьет одного, а ум и хитрость – тысячу.
4. Кокпар, байга, аударыспак – это традиционные национальные спортивные игры, воспитывающие смелость, ловкость, укрепляющие мышцы, пробуждающие азарт, побуждающие к расчетливому риску, даже к готовности умереть за свою честь и славу. В благотворности этих игр не должно быть никаких сомнений. Эти игры воспитывают в мужчине благородные рыцарские качества, столь необходимые солдату Красной Армии.