В своей недавней программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» наш Елбасы предложил запустить программу «Туған жер» (Родная земля). Глава государства особо подчеркнул, что чувство патриотизма начинается с любви к земле, где ты родился, к своему селу, городу и краю, то есть к родной земле.
Существует множество способов воспитания патриотизма у учащихся и студентов нашей независимой страны. Один из них – воспитание через использование историко-краеведческой работы.
В любом регионе Казахстана можно встретить множество исторических памятников или данных, относящихся к древним временам, средневековью и новому времени. Вопрос в том, чтобы научиться их познавать, систематизировать и изучать найденные сведения, а также эффективно использовать их в воспитании молодежи.
«Каждый овраг и холм, гора и река родной земли рассказывают историю. О происхождении каждого названия местности существует множество легенд и рассказов. У каждого края есть выдающиеся сыновья и дочери, которые были защитой от холода и тенью от зноя для народа, чьи имена сохранились в памяти народа. Обо всем этом молодое поколение должно знать», – отметил наш Елбасы.
Глава государства, объясняя суть программы «Туған жер», обратил внимание на важность проведения масштабной краеведческой работы в сфере образования. Особое внимание уделяется изучению истории родного края в средней школе.
Известный историк Мамбет Койгелдиев предлагает следующую интересную программу организации программы «Туған жер» в сельских школах.
Учителя истории в школе должны проводить исследования по таким вопросам, как: «Какие зияраты (мавзолеи) есть в этом селе? Когда вообще возникло село? Кто его основал? Какой путь прошло село? Какие сильные роды есть в селе? Как продолжается их история?»
Учителя географии ищут ответы на вопросы: «Как появились горы, холмы, реки, улицы в селе? Откуда они берут начало, где заканчиваются?» Преподаватели языка и литературы углубляются в вопрос: «Почему эта гора или река называется так? В чем ее этимологическое значение?»
Учителя биологии исследуют вопрос: «Сколько видов растений растет в селе, есть ли среди них лекарственные травы, встречаются ли эти растения в других регионах?»
На основе этих вопросов проводится районный конкурс с участием всех сел. Затем следуют областной, и, наконец, республиканский конкурс, итоги которого подводит руководитель ответственного министерства. Так начинается воспитание патриотизма и национального самосознания. Тогда и формируется представление о стране.
Эти простые предложения ученого-историка, кажется, дают направление тому, как организовать краеведческую работу на местах.
В этом направлении в школах страны существует давняя практика. Следует признать, что в Казахстане опыт использования исторического краеведения в воспитании молодежи был достаточно хорошо налажен в прошедшую советскую эпоху. В советское время во всех школах, средних и высших учебных заведениях было много музеев – исторических, краеведческих, революционной и боевой славы, археологических, этнографических и т.д. Их работа была хорошо организована, координировалась и контролировалась из центра. В таких воспитательных центрах организовывались различные семинары, конференции, экскурсии, лектории и другие формы работы, которые использовались в воспитании молодежи. Они работали только в соответствии с требованиями того времени, в русле коммунистической идеологии.
Не следует отказываться и сегодня от полезных аспектов эффективного опыта использования краеведческой работы советского периода в воспитании молодежи. Очевидно, что в период перехода от социализма к новому демократическому обществу краеведческая работа ослабла. По мере подъема экономики и возрождения нашего политико-исторического сознания работа в этой сфере вновь начала оживать в соответствии с требованиями современности.
Один из путей воспитания патриотизма у молодежи через краеведение – знакомство с археологическими памятниками родного региона. Известно, что мы не можем привезти в музей крупные, тяжелые материальные памятники, найденные в степи. Мы можем увидеть их только на местах их расположения. Только когда каждый молодой человек узнает, какие исторические реликвии сохранились в его малой родине – родном крае, и каково их значение, у него пробуждается чувство познания и уважения к истории родного края.
Например, в окрестностях Астаны есть несколько таких исторических мест. В 123 километрах от столицы находится место средневекового мавзолея «Бытыгай».
Рядом с Астаной, вблизи села Ильинка, находится городище «Бозок», свидетельствующее о тысячелетней истории столицы.
В Ерейментауском районе в 2009 году был открыт «Кумайский тюрко-археологический этнографический памятник», относящийся к гунно-тюркской эпохе.
Одним из важных дел является привоз учащихся и студентов столицы в места расположения таких историко-культурных памятников и пробуждение в них чувства истории страны и земли.
Специалисты, получившие образование в этом направлении и окончившие высшие учебные заведения, в своей дальнейшей жизни (будь то в предпринимательстве, государственной службе и т.д.) не останутся равнодушными к познанию, популяризации и уважению истории своей страны и земли.
Елбасы поручил не ограничиваться изучением истории родного края только в школе, а мобилизовать чиновников, предпринимателей, интеллигенцию, молодежь для реализации программы «Туған жер». Президент указал, что эта работа является обязанностью местных властей. Если раньше краеведческая работа в основном возлагалась на школу и была уделом отдельных краеведов, то теперь Президент призывает к участию в этом важном деле всю страну, все общество.
Ученые Института истории государства, где работают представители интеллигенции, к которым обратился Елбасы, наряду со своими основными исследовательскими работами, не оставляют без внимания и краеведческую деятельность.
В частности, пять-шесть лет назад были изданы их краеведческие книги, посвященные истории одного села Есильского района Северо-Казахстанской области – «Есть такое село – Актас» и одному из крупных поселений у города Астаны – селу «Талапкер» (2011 г.).
Мы уверены, что коллектив Института и впредь внесет свой достойный вклад в реализацию программы «Туған жер», предложенной Елбасы.
Сейткали Жахиулы ДУЙСЕН,
ведущий научный сотрудник Института истории государства,
кандидат педагогических наук