…«Было много знатных мужей в Азаулы, но не привязывали коня к яблоне…». Чья это песня? Вы знаете. Когда он хотел показать свой уровень, он говорил: «Что плохого у сына хана Аймадета Ера Доспанбета Аги из Азаулы, чем он хуже сына бия…», — говорил знаменитый жырау Доспанбет.
От Доспанбета, который при жизни был и жырау, и батыром, до нас дошло немало жемчужин песен. Среди них есть такая строка, которая не выходит из головы услышавшего: «…не привязывали коня к яблоне». Так что же означает это «привязать коня к яблоне»?
Сначала можно подумать, что речь идет о «привязывании коня к яблоне». Но это невозможно, нелогично. Тогда почему, как говорит жырау, «многие знатные мужья Азаулы» не привязывают коней к этой яблоне? Здесь те, кто «привязывает коня к яблоне», выглядят избранными, не так ли? Не будем затягивать, перейдем к нашей «интерпретации». Для этого сначала немного поразмыслим о том времени. Мы упомянули Доспанбета, он был и жырау, и батыр. «Вождь народа, бравший на себя руководство, взяв в руки витиеватый топор». Где обычно находится такой муж? Во дворце хана, в центре знатного собрания. А ханская ставка — это не юрта простолюдина. Непричастный человек не ступит на ее порог. В тот век, как и сейчас, во дворцах ханов, биев, вождей народа была охрана, бдительность, порядок. Там, где не слышно топота копыт, стоят столбы. Где привязывают коней тех, кто направляется к ставке? Конечно, к столбам у ставки. Вот откуда берет начало наша «яблоня». Этот столб в устной речи называется «мам-ағаш», даже «ма-ағаш». Если сомневаетесь, обратитесь к исследовательским работам в этом направлении.
Теперь вернемся к первому слогу «Ал». В собственной песне Доспанбета также говорится: «На золотом сиденье, в алом шатре, я любил красавицу без сожаления». Даже в недавнее советское время ученики много говорили «ало-красный галстук». То есть, «ал» означает красный, ало-красный, чисто-красный. Следовательно, то, что сказал Доспанбет, — это красный столб. Ставка хана никогда не стоит одна. Помимо большой ставки, есть несколько малых. У каждой из них, на некотором расстоянии, есть специальные столбы. Они бывают разными, разных цветов. Среди них столб главной ставки — красный столб, или «ал мама ағаш» (если перевести на современный язык, это обычная «VIP-парковка» со шлагбаумом и «охраной»). К этому «ал мама ағаш» привязывали коней не все подряд, а только такие героические мужья, как Доспанбет, «сияющие, как луна в день рождения, носящие шлем». Поэтому он и говорит: «Было много знатных мужей в Азаулы, но не привязывали коня к яблоне». Конечно, для ясности мы добавили словосочетание «мама ағаш». Даже при этом, хотя сейчас понятно, что такое столб, забыто, каким он был. Иначе в старину, без добавления слова «ағаш», само слово «ал мама» использовалось отдельно. Не является ли закономерным, что в устной речи это «ал мама» постепенно превратилось в «ал мамға», а затем, из-за того, что сказители слышали друг друга неточно, или из-за соответствия слогов в песне, стало произноситься как «алмаға»? Даже сейчас, если мы скажем «мама ағаш», это будет звучать как «мам-ағаш».
Итак, остановимся на этом. Если вы согласны, то в этом и заключается секрет «привязывания коня к яблоне» нашего предка Доспанбета. Мы подняли эту тему не без причины. Недавно один из авторов на сайте исказил «привязывание коня к яблоне» по-своему (возможно, чтобы сделать его понятным народу), написав «привязал коня к аламану». Увидев это, мы немедленно представили вам нашу «интерпретацию», которая давно была у нас на уме. Теперь понятно, что «привязывание коня к яблоне» предка Доспанбета. Так почему бы нам не перестать искажать это, написав «привязал коня к аламану»?!.
Толеген ЖАКИТАЙУЛЫ,
газета «Е