Когда век техники наведался в наш двор, и век компьютеров вступил в свои права?! Растет поколение чужаков, которые черпают все ценности из интернета, привязаны к социальным сетям, как к парусам, и смотрят на iPad и iPhone.
Нужны ли детям виртуального мира духовность, культура, литература в конце концов! Поколению, не читающему книг, художественная литература стала ненужной. Нет системной работы, направленной на изучение причин и следствий. Кого мы обманываем фальшивыми буккросингами?! Да, сейчас изменились человеческие ценности. Идеологическая основа общественной формации тонка. Как нить.
«Мир экслибриса (мира книг)» приходит нам во сне. Вся цель – заработать деньги. Мы не понимаем духовного богатства. Мне жаль растущее поколение, которое растет именно так. «Я боюсь молодых людей, которые идут следом!»
Когда мир обезумел от техногенной цивилизации, информационно-инновационных технологий, а библиотеки стоят пустыми – нужно уважать писателей, ищущих смысл в прозе!
Действительно, в обществе, которое не читает книг, не смотрит газеты-журналы, не знает букв, непросто взять в руки перо. Мы как путники, ищущие дорогу в тумане. Сколько талантливых писателей остаются незамеченными. Сколько сильных поэтов люди не знают. Как так получилось, что ученый, описавший твою историю, поэт, воспевший твою судьбу, не поместились на экране, который ежедневно показывает болтливые песни, шумных певцов, бесполезных болтунов?! Почему бы не возвысить их?! Почему бы не вложить их в сознание поколений?! Неужели нельзя хотя бы иногда показывать их по центральному телевидению, чтобы они не отставали от времени?! Многие бы восхищались. Я не об этом.
Прежде чем начать говорить о поэте, мы подумали о читателях, о подрастающем поколении. Я об этом…
«В глазах, что не проснулись, есть честь, надежда,
Кому нужны холопы Суллы.
Я тоже гладиатор,
Защищающий
Разум поэзии, не жалея сил», —
так пел кызылординский поэт, гладиатор поэзии Шахизада Абдикаримов… Поэт с неповторимым почерком в стране стихов. У него свой путь, своя тропа. У него был уникальный стиль. Знает ли мой простой народ, который не отличает коня от осла, сокола от коршуна, который не узнает истинный талант и возносит на пьедестал тех, кто суетится, знает ли он таких поэтов, как Шахизада?!
Недавно мне в руки попала книга «Гладиатор». Давно я не читал стихов, которые радуют душу, волнуют сердце, заставляют сказать «вау». Я не мог оторваться. Читая, я все больше задумывался, а задумавшись, все больше трогался.
Мой взгляд остановился на стихотворении «Неполная автобиография». Это, должно быть, клятва и стихи, сотканные из буйного и своенравного характера парня, которого исключили из КазГУ и он уезжал из Алматы. Приехав в Алматы, он жалуется, что отнес стихи, с которыми вырос, «тем, у кого есть», но издательства и газеты-журналы не приняли их. То, что у него не сложилось в университете, как известный Кожакеев без очереди дал ему билет, и он вернулся в аул – это целая драматургия.
«Я еще покажу вам, предки,
Не говорите, что ушел, поддавшись!
Если эта беда снова начнет драку,
«Седьмой поезд» унес его!» –
так он ушел, согнув один палец… Приехав в аул, он говорит: «Меня встретили в Кармакши так, будто я убил человека и сбежал из тюрьмы». Этот буйный юноша, чья голова не помещалась в уздечку, после перерывов снова подал документы и учился в КазГУ 22 года. Сила поэзии Шахизады – в испытаниях судьбы. В его буйном, как у умного сорванца, характере. В его глубине и чистоте.
«Проклятие таланта, живи на земле в безопасности,
Пока есть живот – ешь и пей!
За два стихотворения просил награду,
Я ловкий в своем роде!»
Правда! Вокруг нас полно тех, кто «гонит пять коз и свистит так, что земля дрожит». Мы видели многих, кто не имеет чувств, не имеет тайн, кто льет пустые слова, как озеро. Что сказать о тех, кто гордо называет себя «поэтом»?! Настоящий поэт, наверное, не будет выставлять напоказ свою ценность. Разве не в этом разница между настоящим поэтом и обычным поэтом? Поэт рождается поэтом. Никто не может стать поэтом искусственно, на ходу.
Шахизада – пришел в стихи, как ливень. Дует новый ветер, новый дух. Его стихи заставляют задуматься. Придают сил. Вызывают лихорадочный восторг. Ты радуешься. Воодушевляешься. Иногда погружаешься в печаль. Ты восклицаешь: «Ах!» Потому что он – поэт, который точно передает состояние чувств.
Мое сердце сразу же упало на знаменитое стихотворение «Гладиатор Спартак». Какое стихотворение! Как жар огня, обжигающий руки. Оно жжет твою душу. Читая и перечитывая, я почувствовал горький ком в горле. Правда! Это луч предчувствия, которое знает направление ветра и чувствует пульс будущего. Перед моими глазами предстали гладиаторы Древнего Рима, сражавшиеся за свободу на арене амфитеатра Флавиев (Колизей). Я услышал звук сталкивающихся мечей. Проигравшие остались. Победившие обрели свободу. Литература – это тоже поле битвы. По сравнению с другими битвами – это битва! Ожесточенная битва. Если ты не поддержишь себя сам – ты проиграешь. Иногда, когда ты опережаешь, появляются те, кто тянет тебя за ноги. Это борьба человеческих слабостей. Величайшая борьба – это прежде всего борьба с самим собой. Победи себя. Накажи себя. Если не смог написать, не позорь литературу. Выше мы говорили, что сегодня существует множество других ценностей, помимо литературы. А истинные таланты – если они вспыхнут сегодня, то, несомненно, смогут разгореться и завтра. Шахизада – не борец за мелкие дела. Он – поэт, который не ценит поле битвы за жизнь! Поэт, который когда-то взбудоражил Алматы! Алматы был поражен. Мы тоже восхищались его талантом. Мы говорили: «Если ты поэт, то будь таким». В гуле КазГУ звучали стихи Шахизады. Потом связь прервалась. Мы сказали: «Эх!» Мы внутренне огорчились: «Неужели мы задушили талант?» Может, сглазили, может, слова прошли, но Шахизада ушел далеко. В переходный период у нас не было времени на стихи. Нужно было жить. Нужно было кормить семью.
«Вот мы и на рынке,
Я сломал палец!
Веселые дни – далеко.
«Возьми перо в руки», – говорит Турсыну,
«Разве мои трое детей не останутся сиротами?»
Но я поверил в неукротимость Шахизады, который не подчиняет свою судьбу узам жизни. Моя вера не обманула.
Снова углублюсь в «Гладиатора Спартака». В чем его сила? В чем его преимущество? Он грохочет, как водопад, текущий с горы. Он сверкает, как молния, пронзающая небо. Буйные строфы, рожденные из внутреннего волнения и мощи, невольно уносят тебя.
«Когда стальной меч останавливался, встречая поток,
Когда враг, пришедший навстречу, был повержен,
Ты плакал внутри, желая свободы,
Когда безумный народ аплодировал твоей храбрости!»
Необъяснимая дрожь охватила мое тело. В ушах раздался звон аплодисментов. Мы, как гладиаторы прозы, тоже стояли перед многими и долго говорили. Среди черноглазой молодежи мы лили казахскую прозу, как масло. Чтобы последующие впитывали… Чтобы знали красоту слова… Сколько было времени, когда мы писали, тратя силы души, от рассвета до рассвета?! Все это, наверное, не зря! Все это для поколения, которое видит сегодня и забудет завтра! Боюсь, поймет ли народ, который бил Абая, связывал Биржана, сегодняшнего поэта, попавшего в эти тяжелые времена. Действительно, у писателей, которые сегодня пытаются творить литературу, очень тяжелая доля. Муханы и Габены были счастливы. Мы, как сказал Шахизада, тоже гладиаторы.
«Я борюсь,
Я рвусь…
Я не упаду –
Пусть даже на мою голову обрушится буря.
Даже если я буду истекать кровью на пути к стихам,
Я ни у кого не попрошу пощады!»
Это очень впечатляющее стихотворение. Философия правды и предвидения сплетается в нем. Ты чувствуешь прилив сил и воодушевляешься. Однако, это не вершина Шахизады-батыра, а его суровая реальность! Как гладиатор, упавший в кровавой битве, пытается снова встать. Как ужасный крик раненого волка. Я думаю, что пик творчества Шахизады очень высок. Он вышел, как тлеющий уголь. Вспыхнул рано. Вот теперь этот парень вернулся на «Арену гладиаторов». Пришел показать настоящую «драку». Он вернулся не просто так. Как жокей, который держит золотую уздечку в скачке. Тот же потенциал. Тот же пыл. Тот же характер волка. Если не прибавилось, то не убавилось.
«Я достигну цели однажды,
Преодолею доверие народа…
Если истинный шум достигнет ушей,
Я разорву свою уздечку».
Посмотрите на его рывок, как у скакуна, рвущего уздечку. Это, наверное, свидетельство того, что он не может отойти от стихов, что он родился поэтом.
У этого «Гладиатора» тоже есть сердце. Наверное, он был влюблен во многих девушек. Вернее, он был мечтой многих девушек. Его любовная лирика тоже особенная. Он не из тех поэтов, которые бездумно льют «Я любил, я сгорал». Он не из тех, кто «стал Белинским, не закончив, стал Толстым, не закончив». Правда, он писал метко. Он писал с размахом. Он принес в литературу особый дух. Он всегда был особенным, Шахизада с передовыми мыслями, потому что он такой. Мы читаем многих поэтов. Мы смотрим и на молодежь. Но, не будем скрывать, часто мы не можем получить от них впечатления. Его поэзия впечатляет своей непохожестью ни на кого. Стихи, которые захватывают читателя своей последовательностью чувств, сплетением мыслей, силой, не отклоняющейся от своего ритма и потока, гармоничным сочетанием философии и психологии – не могут не очаровать.
«Я хотел стоять рядом с тобой, как равный,
Посмотри на мою унылую душу, как она?
Мы страдали у Бухтармы,
Ты не можешь спуститься сверху… А я не могу подняться».
Это стихотворение «Кызкарагай».
Всего три строфы. Цельные. Он уместил всю художественность в эти три строфы. Но, как будто намекнул на многое. Как будто рассказал всю свою судьбу.
«Ночной Иссык-Куль» раскрывает душу. Красивый композиционный узор гармонично сплетается. Этот «Гладиатор» не кокетничает и в любовных песнях. Он говорит прямо. Не скрывает своей искренности. Он щекочет твои чувства. Ты мысленно присоединяешься к стихотворению.
«Перевернув взгляд,
Он дал понять болезнь любви.
Поднося мне свою грудь,
Я проглотил горький стон», —
так он изливает свои чувства и горе. А его стихотворение «Аллегория» имеет такой же характер:
«Ветер, делясь с печалью твоего волка,
Я буду кружить у твоего дома ночью.
Я исчезну до рассвета…
Ты проснись
От стона прибежавшего зверя», —
завершая последнюю строфу возвышенно:
«А ты…
С полным отчаяния сердцем,
С печальным видом глядя на своего пса,
Сожалей!
Плачь:
«Ах, если бы я тогда не ушел от того волка…»
Вот это да, если радуешь, то радуй так. Ау, он ведь прямо говорит своей возлюбленной! Любовь волка тоже особенная. Его страдания тоже особенные. Прочь слезливые, умирающие стихи. Поэт, говорящий возвышенно, не склоняется перед печалью. Это редкое явление в поэзии. Стихотворение Фаризы-апы «Я не была влюблена в тебя» было проявлением дерзости против течения. Оно стало примером для многих девушек, которые страдали. Среди женщин-поэтов только Фариза Онгарсынова могла говорить так. А Шахизада с двух сторон – дерзкий, грозный.
Если перечислять, то стихов, нагружающих сознание, у него предостаточно. Я упомянул лишь некоторые, которые тронули мое сердце. Наоборот, неудачных стихов у поэта мало. Истинное стихотворение всегда удачно. Фальшивый пафос и чрезмерная печаль не сочетаются с природой Шахизады. Истинное стихотворение пишется один раз. Потому что оно – истинное. Подшивать швы, обтачивать края, гладить – это не признак поэзии. Я не могу читать такие стихи.
Уезжая из Алматы с обидой, Шахизада сказал:
«Если я ушел слишком далеко, Алматы, прости меня,
Твой разум не проглотит слова.
Я ушел тогда, сказав «я покажу»,
Я хотел напомнить об этом…»
Мы тоже хотим напомнить: о, дорогой Алматы, уважаемый читатель, вернулся буйный нрав. Вернулся гладиатор поэзии. Это Шахизада Абдикаримов с благородной душой! Прими его!
Рахымжан Отарбаев,
писатель, заслуженный деятель Казахстана