Шакарим Кудайбердиулы – почитаемый поэт человечества, получивший воспитание от Абая, украсивший свою жизнь знаниями, читавший труды мировых мыслителей, достигший высот проницательности, первым внесший философию «Уждан» в Алаш, и в возрасте старше шестидесяти лет, спасаясь от тягот суетной жизни, жил как отшельник, тоскующий по туранской степи.
Не зря наш мудрый народ говорит: «Знание подобно добыванию колодца иглой». Известно, что Шакарим начал подготовку к написанию философского трактата «Три истины» в 1898 году, искал около тридцати лет, пропускал собранное через сито собственных мыслей и завершил его в 1928 году.
Поэт открывает книгу словами: «Человек видит истину не глазами, а разумом… После смерти существует иная жизнь. Дело, необходимое для обоих миров, – это уждан. Уждан – это умеренность, справедливость, милосердие». Таким образом, он стремится сохранить честь в обоих мирах и остаться человеком, не становясь рабом своих желаний, и превозносит человеческие ценности над преходящими мирскими благами.
«Глаза» – это орган зрения человека, известный всем, от младенца до старика. А что же Шакарим подразумевает под «глазами разума»? Это, конечно же, просвещенный знанием внутренний взор. Мир, увиденный «глазами», может показаться красивым, безупречным и лишенным зла, но при взгляде «глазами разума» открывается совершенно иная его сторона. Именно эти «глаза разума» показывают человеку истинную суть вещей, их правду, добро или зло без прикрас. Это как будто ты держишь светильник в темной пещере. «Когда откроются глаза сердца, снизойдет свет Истины» (Абай).
Умеренность – это благодарность за прожитую жизнь, за занятие, за родную землю, мирно колышущуюся. Не зря наши предки говорили: «Довольство насыщает живот». Мудрый Абай в поэме «Искандер» ясно показал, что ненасытный человек насыщается только землей. Следовательно, единственное, что может преградить путь всякой ненасытности, – это умеренность, о которой говорит Шакарим.
Справедливость – одно из главных качеств, в которых нуждается человечество. Общество, государство, даже построенный дом, построенные на несправедливости, вскоре рушатся. «Справедливость, сострадание – кто обладает ими, тот достоин своего рода» (Абай). Справедливый человек тебе ровня, даже если он чужой; несправедливый человек – чужой, даже если он близкий родственник. Одним словом, жизнь без справедливости – это не жизнь, а живой ад.
Милосердие – великая ценность в человеке. Оно подобно горному роднику, очищающему душу от грязи, уничтожающему тьму, мстительность, невежество, злодеяния и возвращающему человеку его облик. Мы убедились, что общество, озаренное милосердием, во все времена было счастливым, а его люди – добрыми. Следовательно, польза от милосердия в этой жизни безгранична.
Далее Шакарим говорит: «Существует два пути, о которых давно говорят среди людей относительно жизни. Один гласит, что душа не исчезает после смерти тела, и после смерти существует иная жизнь, совершенно не похожая на эту. Поэтому нужно заботиться не только о благах этой земной жизни, но и о том, чтобы быть хорошим в той, последней жизни. Другой же утверждает, что все в этом мире возникает само по себе, нет творца, который бы создал его с определенной целью, и нет души, которая воскреснет после смерти. По моему мнению, для здравомыслящего человека крайне важно найти, какой из этих двух путей истинен. Ибо, если мы хотим привести человека к окончательному счастью, мы должны знать правду или ложь того пути, который гласит, что есть Бог-творец и что после смерти существует иная жизнь. Если это правда, то нужно позаботиться и об этом, чтобы привести людей к окончательному счастью; если же это ложь, то, не тратя на это усилий, нужно заботиться только о благах этой жизни. Как же нам проверить эти два пути? Для этого нужно быть осведомленным о различных религиях, различных науках, о словах, сказанных об этом всеми учеными. И еще одно важное условие – не привязываться слепо к словам, сказанным вашим духовным наставником, к тому, что вы прочитали и поняли, к устоявшимся обычаям, к тому, что сказал уважаемый человек, но полностью освободить свой разум и беспристрастно, без предубеждений, здравомысляще проверять все книги, слова, дела тех, кто придерживается этих двух путей, а также слова, сказанные против них».
По сути, нет сомнений в том, что эти слова сказаны с искренней заботой и глубоким знанием. Ведь мы склонны поклоняться всему, что встречается на пути, не различая добра и зла, белого и черного. Поэтому, как говорит Шакарим, нужно проверять все «здравым разумом» и принимать только после того, как пропустишь через сито размышлений.
В последующих словах ученый рассматривает труды и доказательства известных философов и мыслителей мира о сотворении. Например, он указывает, что такие ученые, как Литерие, Маиен, Бюхнер, Демокрит, Дольн, Декарт, Коддрс, Спенсер, Конт, Биренжие, Руссо, Ламетри, Лемке, Мишель, Кеттле, Пифагор, Архимед, Птолемей, Гиппарх, Сократ, Месмер, Калиостро, стремились понять тайны мира, исследуя внутренние побуждения человека.
Вот мы и увидели, что Шакарим, посетив мировые библиотеки, записал слова сотен ученых, писателей и поэтов, и все это подвергает проверке «здравым разумом». Это также является ярким примером школы, созданной Абаем. Если у критического мышления есть положительные и отрицательные стороны, то Шакарим умело использовал его положительную сторону.
В заключении своего труда Кажы Шакарим говорит: «Достаточно найти способ не оставлять следов, ибо человек, не верящий в загробную жизнь души, не может очистить свое сердце никакой наукой, искусством, никаким путем, никаким законом, так как совесть и душа необходимы для обоих миров. Если человек полностью поверит, что загробная жизнь души и совесть являются ее пищей, то ничто не сможет омрачить его сердце. Этот путь, который делает всех людей братьями и позволяет им жить в добре в обоих мирах, подобен этому мусульманскому пути. Душа не испытывает недостатка ни в чем, если считает совесть пищей для обоих миров. Это и есть величайшая помощь в возвышении, которую я называю тремя истинами».
Вывод:
Осознанный вывод, сделанный Кажы Шакаримом, который, стоя на вершине, орлиным взором осматривал все шесть континентов, читал и обдумывал труды известных ученых, проверял их здравым смыслом, – это качество «Уждан» (совесть), наука об ар-илеми (нравственность) и испокон веков присущий казахскому народу путь мусульманства. Он завещает, что человек, не отклонившийся от этого пути, будет счастлив в обоих мирах.
Биржан Ахмер,
Научный сотрудник Государственного
историко-культурного заповедника-музея «Жидебай-Борили» имени Абая
Национальный портал