Одной из самых уязвимых сторон нынешней государственной политики является политика ономастики. Многообразие общества, неравномерность этнодемографической ситуации в регионах страны, в конечном итоге, создают огромное препятствие для проведения единой политики, соответствующей унитарному государству. Разделение общества на казахскоязычное и русскоязычное, отсутствие общепризнанного общего политического и исторического сознания приводят к тому, что споры, касающиеся названий улиц и населенных пунктов, достигают уровня межнационального конфликта. Для казахского большинства название улицы – это восстановление исторической справедливости, наглядный образ и главный символ деколонизации, казахизации, в то время как для русского меньшинства – каждое измененное название улицы означает снижение статуса, уход благополучия и прошлого. Эта ситуация становится основой для различных споров в прессе и интернете. Короче говоря, это похоже на непримиримый спор…
Если говорить серьезно, то политика ономастики – это актуальный вопрос каждой нации, вышедшей из колониального состояния, достигшей независимости, пожелавшей расстаться с прошлым. Простой пример: давайте сейчас уберем названия улиц и вывесок в любом городе на севере. Что можно сказать о национальной идентичности этого города? Чем он будет отличаться от городов в глубине России? Что вы спросите у стандартной архитектуры, утвержденной сначала царской, а затем советской властью, не имеющей никакого казахского колорита? Как должен чувствовать себя казах, живущий или гостивший в таком городе? Нужно признать, что есть только два наглядных показателя, которые казахизируют любой населенный пункт: первое – это количество казахов, второе – это названия улиц, вывески и реклама на государственном языке. Пока не сформировалась архитектура с национальным колоритом, казахская школа этнодизайна и не вошла в жизнь, ситуация такова.
Понимая это, казахский народ, национальные активисты в начале 1990-х годов проявляли очень активную деятельность. С момента обретения независимости в стране были переименованы несколько областей, городов, 1300 аулов, 8000 улиц в национальном направлении. Начали присваивать улицам имена личностей, которые сделали казахов казахами, прославили их, являлись гордостью и символом казахов. В Алматы, считающемся золотой колыбелью нашей независимости, за короткое время было изменено название 158 улиц, а 458 улицам присвоены новые названия. В других регионах, особенно в районах компактного проживания казахов, этот процесс осуществлялся с большим энтузиазмом. Взамен, в северных, центральных, восточных регионах ситуация за 25 лет существенно не изменилась. Исполнительная власть, опасаясь собственной тени, вместо решения проблемы объявила мораторий на республиканском уровне и связала руки политике ономастики. Продолжается этот ошибочный процесс, вызывающий недовольство казахского большинства, численность и качество которого растут, уже около 10 лет. Однако решит ли мораторий проблему? Не очевидно ли, что рано или поздно мы все равно будем рассматривать эти вопросы?
Если так, то кажется, что пришло время пересмотреть политику ономастики в стране на республиканском уровне и упорядочить ее. Для этого необходимо хотя бы придать приоритет нижеследующим направлениям и до истечения срока моратория заново разработать основы новой ономастической политики.
1. Юридическое обеспечение политики ономастики.
В новом законодательстве необходимо открыто и ясно показать основную идеологическую цель и миссию проводимой в стране политики ономастики. Политика ономастики проводится не для украшения города или для того, чтобы кому-то понравиться. Ее цель одна – установление исторической справедливости, деколонизация казахского общества и государства.
Названия городов, аулов, улиц – это не только дело проживающего там народа. Проведение референдума для их изменения, необоснованное проведение общественных слушаний является чиновничьим саботажем, то есть ударом по политике деколонизации. Город и улица, в конечном итоге, принадлежат государству, никто не имеет права присваивать их себе. Конечно, необходимо максимально учитывать мнение общества, но формирование этого общественного мнения, работа с обществом – одна из главных задач исполнительной власти. Решением всех вопросов должны заниматься только исполнительная власть и местные маслихаты. Если местные исполнительные органы получают поручение изменить названия улиц, а они затягивают это дело, то следует считать одно из двух: либо эта власть против изменения названия, либо она ничего не может сделать. Такие чиновники мало нужны обществу и государству.
Одним из главных рубежей на республиканском уровне является вопрос переименования таких городов, как Петропавловск, Павлодар, Усть-Каменогорск. В законе и реализующих его правительственных документах должны быть установлены порядок и точные сроки переименования этих городов. Если говорить о демографических процессах, то эти работы должны быть полностью завершены не позднее 2030 года. В соответствии с этим, по каждому городу, подлежащему переименованию, целесообразно создать специальные общественные штабы и начать работу с населением, формирование соответствующего общественного мнения. При необходимости следует работать так, чтобы местные казахи не вступали в споры, не разделялись на десять частей и не проявляли ретроградства.
2. Должна быть принята комплексная государственная концепция политики ономастики.
Одной из главных причин упадка и ослабления политики ономастики в стране до сих пор является