«Конечно, холодная печаль, холодная печаль,
Но народ твой не остудит сердца.
Если народ тебя не забудет,
Прощай, народ твой тебя не забудет», — как пел казахский гений М. Макатаев, ушла из жизни Бақыт Жанғалиева, заслуженная артистка Казахстана, кавалер ордена «Құрмет», долгие годы прослужившая в Казахском государственном академическом театре драмы имени М. Ауэзова.
Талантливая актриса, посвятившая полжизни театру, а всю жизнь — искусству, несомненно, останется в памяти народа своими величественными образами.
Эта утрата стала ударом для казахского искусства. От имени нашего очага мы выражаем глубочайшие соболезнования семье и близким покойной.
Церемония прощания с покойной состоится в Казахском государственном академическом театре драмы имени М. Ауэзова в понедельник в 10:00.
Давайте на мгновение обратимся к ее интервью, данному в последние моменты жизни!
«Театр для меня как священная Кааба…»
В этом году заслуженная артистка Казахстана, кавалер ордена «Құрмет» Бақыт Жанғалиева отмечает 70-летие. Нам удалось взять интервью у актрисы…
— Как вы пришли на театральную сцену из сцены жизни?
— Я родилась в 13-м ауле «Айшуак» Шалкарского района Актюбинской области. Это земля, где родились такие выдающиеся личности, как Т. Ахтанов, Т. Басенов. Каждый выпускник школы ищет свой путь в жизни. Я тоже задумалась. В итоге, подав документы в Актюбинское педагогическое училище, я получила низкую оценку по алгебре. Девушки очень обидчивы. Мне стало стыдно от слов: «Сестра Шынтыса отчислилась из учебы!». Я бродила по городу, искала объявления и, в конце концов, решила не возвращаться в аул, поступила в училище культуры и просвещения. Тогда я думала: «Что интересного в том, чтобы петь хором, стоя в группе?», «Зачем дирижеру нужна палка?», «Что хорошего в том, чтобы быть библиотекарем, сидя среди пыльных книг?», «А вот этот театральный?», «Не стать ли мне такой же красивой и статной, как тетя Хадиша Бокеева, чье фото было на обложке журнала «Қазақстан әйелдері»?»… В общем, я решила стать актрисой…
— Как говорится, «удача приходит в нужный момент»…
— Не торопись, дитя мое! Я ведь еще училась в училище. (Тепло улыбаясь). Если я что-то начинаю, я не могу найти покоя, пока не достигну результата. У меня такой характер. К тому же, мне преподавал Нураш Жиенгалиев, сын Тілепбергена, брат выдающейся поэтессы Мариим Хакимжановой, с которой учились Ы. Ногайбаев, Р. Мукаева, М. Байзакова. Он часто говорил мне: «Бақыт, ты обязательно должна стать актрисой. Езжай в Алматы. Встань на путь искусства. Не теряй времени!». Я, честно говоря, не думала становиться актрисой.
— В одном из интервью вы сказали: «Наша деревня находится в песчаной местности. Когда идет дождь, вода мгновенно впитывается в землю. Дети собирались, копали вокруг песка, делали радио из иглы и, когда звучало: «Говорит Москва! Московское время семь часов утра!», я повторяла вслед, точно имитируя голос ведущего, и удивляла соседей!»?
— Да, у меня был очень низкий голос. Лично я очень восхищалась голосами, полными нежных, чистых чувств. Для актрисы голос очень важен. Вместе с тем нужны ум и знания. Донести свою мысль до зрителя — это требует очень упорного труда. Обычно через голос можно передать чувства, мысли, характер своего персонажа. Кроме того, нелегко приложить усилия, чтобы соответствовать развитию событий и словам партнера. Мы не ошибимся, если скажем, что голос — это очень важное оружие актрисы.
— Вы окончили актерский факультет театрального института?
— Я поступила в мастерскую тети Рабиги. Мы, пятеро — Әнуар, Нұрқанат, Ғазиза, Ұлжан — были первым курсом тети. Со второго курса мы уже участвовали во многих массовых сценах в спектаклях, идущих в театре. В 1969 году мы с Әнуаром пришли работать в театр. Моя первая роль была — Баян…
— Әзербайжан Мәдиұлы Мамбетов: «Я хотел по-новому поставить «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу» великого драматурга Г. Мусрепова. Я понимал любовь Козы и Баян не как бытовые страсти, а как «ловушку, построенную на любви». Разве Карабай, сыгранный когда-то Ыдырысом Ногайбаевым, Жантык, исполненный Әнуаром Молдабековым, Кодар в исполнении Асанали Ашимова — не главные злодеи? Я хотел предостеречь молодежь от такой жестокости. Были те, кто поддерживал любимых в кровавых походах! Мне нужна была героическая Баян. Бақыт Жанғалиева и Тілектес Мейрамов, словно два скакуна на скачках, не уступая друг другу, были встречены аплодисментами зрителей!», — высказал свое мнение.
— Әзербайжан аға говорил нам: «Думай сто лет!». Сколько пота мы пролили с этими словами… Мы работали неустанно. Наш труд был вознагражден. Театр ежегодно отчитывался перед Москвой. Мы выступали перед взыскательными зрителями и грозными критиками, которые гордо выпячивали грудь. Тогда критики театра писали обо мне в газете «Советская Культура»: «Словно косуля, прыгающая с горы на камень!», а в журнале «Огонек»: «Казахские актрисы сильны, и доказательство этому — Батима Бақыт Жанғалиевой!» — писали они. Неужели я начну хвастаться, рассказывая все это! (Смеясь).
— Какое место занимает театр в вашей жизни?
— Я состоялась в театре, достигла своей мечты! Театр подарил мне множество неиссякаемых сокровищ и на жизненной сцене. Он открыл мне тайны всего мира. Театр Ауэзова — это моя священная и благословенная Кааба. Пойми это, дочь моя! Вместе с великими людьми, которые приходят в этот мир один раз, мы объездили все Союзные Республики во времена Советского Союза. Разве не счастье — выступать на одной сцене с такими личностями, как Серке, Сабира, Хадиша, Фарида, Бикен, не говоря уже о тех, чьи имена сегодня редко упоминаются, как Атайбек Жолымбеков, Рахметолла Сәлменов, Сейфолла Телғараев, Күләш Сексенбаева, Жамал Жалмұхамбетова?! После «Қозы Көрпеш – Баян сұлу» я сыграла главные роли в более чем шестидесяти постановках, таких как «Қан мен тер», «Ақан сері-Ақтоқты», «Фархад пен Шырын», «Ақбілек».
— Вы снимались и в кино, да?
— Актер не выбирает кино, кино само находит актера. Время от времени поступают приглашения. Я снималась в фильмах «Час волка» и «Кек», снятых по мотивам произведения «Қорғансыздың күні».
— Каковы различия между Бақыт Жанғалиевой в жизни и на сцене?
— Сколько бы я ни была артисткой, в жизни я стараюсь не входить в бессмысленные роли. Я люблю искренность.
— Спасибо, что уделили время и ответили на наши вопросы!
Интервью провели — Ержан Тоқтар, Мұқаш Мейірім
Пресс-служба театра имени Мухтара Ауэзова