Образование – это ценность, уходящая корнями вглубь, не разделяющаяся по национальности и религии, не проявляющаяся за один день или год. Это общее благо для большинства людей. Только образование уравнивает народы, людей друг с другом. В то время, когда требования к образованию и науке растут, а система обучения усложняется, нагрузка на новое общество и современного учителя также увеличивается. Настоящий учитель должен уметь заглянуть в душу ученика и направить его на правильный путь. Только специалист, чья гражданская позиция и профессиональная квалификация сформированы таким образом, может стать достойным проводником общества и внести значительный вклад в развитие человеческого капитала.
В этом году исполняется 50 лет со дня основания Таразского государственного педагогического института – ведущего высшего учебного заведения в Таразском регионе с глубокой историей. У мудрого казахского народа есть поговорка: «За пятьдесят лет – новый народ». За эти годы в нашем обществе произошли масштабные изменения, достойные веков. Сменилось несколько поколений старших, на историческую арену вышло множество поколений подрастающего поколения. Общественные отношения изменились, ценности обновились. Человечество пережило множество этапов развития. За полвека педагогическое учебное заведение успешно осуществляет подготовку учителей, переподготовку и повышение квалификации педагогов. За эти годы вуз накопил богатый опыт работы посредством новых подходов и форм работы, отвечающих потребностям рынка образовательных услуг.
В благословенном крае Аулиеата, который называют золотым стержнем национальной истории, в институте, который народ называет «кузницей учителей», сегодня обучается около 6 тысяч студентов. Им преподают 15 докторов наук, более 130 кандидатов наук и 200 магистров наук. В настоящее время ТарГПИ сотрудничает с более чем 45 вузами мира. Среди них университеты таких стран, как Англия, Франция, Китай, Германия, Катар и Канада. В целях развития отношений с зарубежными партнерами вузом подписан ряд меморандумов и соглашений. В частности, в рамках соглашений о взаимопонимании с факультетом образования Кембриджского университета, Университетом Перпиньяна и Педагогическим университетом Шэньси предусмотрено продвижение перспективных направлений сотрудничества, развитие образовательных, профессиональных и культурных связей между преподавателями и студентами. Хотелось бы отметить, что по результатам национального рейтинга лучших вузов Казахстана 2016 года, представленного Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании, Таразский государственный педагогический институт занял 6-е место с результатом выше 65 баллов по направлению педагогических вузов.
XXI век – век жесткой конкуренции. Сегодня судьба образованной и находчивой личности, способной идти в ногу с быстро развивающейся мировой конкуренцией, доверена нашим новаторским учителям. Хочу особо подчеркнуть, что подготовка квалифицированных учителей является основным ресурсом, обеспечивающим развитие государства. А подготовка образованных специалистов – дело рук новаторского учителя. Кто такой новаторский учитель? На мой взгляд, он, во-первых, должен обладать способностью прививать молодежи мировоззрение, основанное на человеческих качествах, присущих нашему народу, любовь к своей культуре, обычаям, традициям, ремеслам и педагогике, открытость и дружелюбие казахского народа, национальные ценности. Во-вторых, он обязан глубоко владеть предметом, который преподает.
Повышение научного потенциала является одним из главных интересов вузов страны. Великий Абай говорил: «Мир – это он сам, богатство – это он сам, если уделишь внимание науке». В начале двадцатого века. Эти слова мудреца мы должны понимать как завещание, наказ всем молодым казахам. Ученые и учителя, глубоко владеющие своей областью, ведут многих к науке и образованию. Народ особо почитает настоящих ученых, с интересом слушает их мысли и научные обоснования. Одно из важных направлений, поставленных Главой государства, – повышение научного потенциала. Это одна из главных ступеней, ведущих к числу конкурентоспособных стран. Таразский государственный педагогический институт – это учебное заведение, которое, наряду с качественным образованием, вносит свой вклад в развитие фундаментальной науки. Развитие образования и науки параллельно, их взаимосвязь – непростое дело. Тем не менее, в этом направлении в вузе делается немало. Около трех лет назад при вузе по инициативе ректора Дарии Кожамжаровой был открыт научно-исследовательский центр истории Туркестанского края имени Жусупа Баласагуна. Цель – проведение комплексных исследований по истории Туркестанского края, сбор ранее неопубликованных архивных документов по истории Таразского региона и Аулиеатинского уезда, подготовка многотомных сборников документов и монографий на основе архивных материалов. В центре, работающем по семи направлениям, издано 18 научных трудов в серии «Библиотека Баласагуна». Научно-исследовательский центр «Бауыржантану», возглавляемый известным ученым, литературоведом Мекеметасом Мырзахметовым, был открыт в 2004 году и занимается сбором, исследованием и публикацией наследия Народного героя Бауыржана Момышулы. Ранее были изданы 30 томов многотомного собрания сочинений национального героя, книга воспоминаний «Легендарный батыр» из Москвы, «Фотоальбом» из Алматы. В настоящее время готовится к изданию еще 15 томов многотомного собрания сочинений героя. В них собраны воспоминания о выдающемся казахском писателе, прославленном полководце, драматические произведения, посвящения, поэмы и баллады. Кроме того, педагогический вуз дважды в год организует Международную научно-практическую конференцию «Молодой ученый» для развития творческих способностей молодежи страны. Основная цель конференции – развитие созидательного потенциала молодых ученых, активное привлечение их к решению актуальных проблем современной науки, развитие научно-образовательного пространства. Еще одна цель мероприятия – содействие установлению взаимосвязей между исследователями, обмену опытом. Например, на прошедшей в этом году конференции, которая состоялась в шестой раз, собралось более 400 молодых талантов. Среди них студенты, магистранты и докторанты средних школ и вузов со всех регионов Казахстана. Также на мероприятие были приглашены известные историки и ученые-исследователи, сотрудники специализированных образовательных учреждений Казахстана, Японии и Кыргызстана. Конференция, посвященная 50-летию вуза, прошла по секциям гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Всего по указанным секциям поступило более 500 работ.
Глава государства Нурсултан Назарбаев поставил задачу совершить прорыв в научно-инновационной сфере и стать одним из лидеров в этой области на евразийском пространстве. Сегодня общеизвестно, что без всесторонне развитой науки невозможно войти в число цивилизованных государств. «Молодой ученый» – это мероприятие, объединяющее представителей молодого поколения, пробующих свои силы в мире науки. Откровенно говоря, будущее этих молодых людей – будущее страны, завтрашний день нации. Эти задачи, которые мы ставим перед собой, очень масштабны. Для этого нам всем нужны большие силы, воля и решимость. Главное – нужны образование и наука. Экономика Казахстана должна основываться на образовании и науке. Только тогда мы будем уверены, что наши планы будут выполнены и мы достигнем поставленных целей.
Педагог закладывает фундамент интеллектуального капитала общества. В связи с этим в стране особое внимание уделяется подготовке квалифицированных учителей. В этом направлении реализуется ряд государственных программ. Конечно, квалифицированный и профессиональный учитель – залог образованного поколения и сильного государства. Для практического выполнения этой задачи в октябре прошлого года в институте был открыт Центр повышения квалификации педагогов. Цель – обеспечение качественной подготовки учителей с учетом передовых мировых практик, внедрение концептуального подхода «обучение в течение всей жизни» в педагогическую практику, достижение максимальной эффективности инвестиций в профессиональное развитие учителей. В настоящее время центр работает по четырем направлениям. В частности, осуществляется повышение квалификации педагогических кадров в образовательных учреждениях Жамбылской области и города Тараз, их переподготовка в рамках программы трехъязычного образования и обучение слушателей онлайн с использованием современных инновационных методов. На сегодняшний день на специальные курсы