Президентское решение о временном прекращении присвоения имен людей улицам и населенным пунктам в марте стало отличным предлогом для ономастической комиссии ВКО, управления по развитию языков, городских и районных отделов культуры и развития языков. С одной стороны, это, вероятно, было удачным решением, которое разрушило планы «сильных мира сего», стремящихся отправить специальные письма с целью присвоения улицам имен своих дедов или дядей. Однако нельзя скрывать, что это также препятствует тому, чтобы потомки узнавали и росли, зная наших исторических личностей, посвятивших свою жизнь служению нации и отдавших за это свои жизни.
За последние три года в восточном регионе было переименовано 33 объекта и 57 улиц. А в прошлом году Курчумский аул Теректи был переименован в Маркаколь, а Ленинский сельский округ Бородулихинского района получил новое название Кунарлы. По словам руководителя управления по развитию языков ВКО Айдына Шаймарданова, несмотря на большое количество поступивших из города Усть-Каменогорск, Бескарагайского и Бородулихинского районов заявок на изменение названий улиц и населенных пунктов, ономастическая комиссия рассматривает и принимает решения только при наличии конкретных доказательств предложений. Пока что можно с уверенностью говорить только о новых названиях в школах области. Например, средней школе №33 в Усть-Каменогорске присвоено имя Абая, школе-гимназии №3 – Шокана, средней школе №1 – Шакарима, а учебное заведение №16 названо в честь ученого З. Ахметова. Также школе-детскому саду имени Крупской в Урджарском районе присвоено имя Абылай хана, а средней школе села Благодарное в Уланском районе – Ахмета Байтурсынулы.
Это правильно. Но что делать, если присвоение имен людей названиям населенных пунктов и улиц временно приостановлено по указу президента? Как говорится, «посмотришь – а там лягушка», исполнительная власть нашла хороший способ восполнить этот пробел: если улицы и населенные пункты хотят избавиться от «пережитков прошлого», они должны принять новые названия, воспитывающие патриотизм. То есть, если вы хотите переименовать улицы, вам придется принять только общеприемлемые названия, соответствующие сегодняшним требованиям, такие как «Мәңгілік ел», «Тәуелсіздік», «Достық», «Бірлік», которые будут «спокойны и для сватов, и для свах». Безусловно, это проявление того, что, хотя название советской системы изменилось, ее суть осталась. У нас нет возражений против названия «Тәуелсіздік», и мы можем сказать, что «Мәңгілік ел» пропагандирует идею президента. Но разве «Достық» и «Бірлік» не являются понятиями, пришедшими из советской эпохи?! Если не считать того, что за ними проглядывает Ассамблея народа Казахстана, эти два названия не имеют особой новизны и не приносят иной пользы, кроме как напоминать пословицу «кто латает старое, тот теряет рассудок».
В связи с этим стоит отметить, что в последние годы неоднократно поднимался вопрос о переименовании улицы Ленина в Семее в честь Алихана Бокейхана еще до выхода вышеупомянутого указа президента, но он оставался без изменений, как «старая скала – та же скала». Об этом неоднократно писали в газете «Жас Алаш». («Ленин «жив» в столице Алаша». №20 (16206). 10.03.2017, «Когда падет улица Ленина в Семее?» №22 (16208). 16.03.2017).
Аким города Ермек Салимов на отчетном собрании в начале прошлого года заявил, что улица Ленина будет переименована в улицу Независимости в честь 25-летия Независимости и попросил у народа поздравлений. Однако, солгал ли аким, или его обманул кто-то сверху, и Салимов поверил ему, кто знает, улица до сих пор носит старое название. То есть, на центральной улице нет ни Алихана, ни Независимости, зато есть Ленин. Если необходимо присваивать новые патриотические названия существующим улицам, городская администрация не сможет отрицать, что улица Ленина сама просится на название «Независимость». Кстати, памятник Алихану, который изготавливается в Астане, будет установлен перед парком Победы, куда выходит улица Ленина. Учитывая, что присвоение имен улицам временно приостановлено, еще раз скажем, что если улица Ленина будет переименована в улицу Независимости, это будет истинное историческое справедливое решение.
Помимо этого Ленина, когда названия улиц советской эпохи, таких как Фрунзе, Крупская, Щорс, Морозов, Гагарин, Краснознаменная, мелькают перед глазами в центре города, становится стыдно думать об идее «Мәңгілік ел» (с целью присвоения названия улицы – авт.). Если местная исполнительная власть поддерживает идею президента, она бы начала с соответствующего переименования улиц.
Если верить руководителю управления по развитию языков ВКО А. Шаймарданову, имена национальных интеллигентов будут присваиваться только при появлении новых улиц и новых районов. Хорошо, согласимся и с этим. Если аким области, члены правительства окажутся в Семее, они сразу же направятся в строящийся микрорайон «Карагайлы». Пока что здесь, кроме интеллектуальной школы Назарбаева, не появилось других объектов, жилых домов. Однако в ближайшее время здания, многоэтажные дома будут выстраиваться в ряд, и начнут строиться новые улицы. Именно тогда, если имена Алихана Бокейхана, Казы Нурмухамедулы, Отыншы Альжанова, Алимхана Ермекова появятся на главных улицах нового района, несомненно, жители Семея будут ликовать. Даже если привести в пример короткую улицу имени Алихана длиной менее километра на окраине города, которая находится на Комсомольской улице, городская администрация, не решившаяся дать имя центральной улице, могла бы открыть путь к возрождению имени лидера нации. В этом плане можно взять пример с Астаны, где осенью прошлого года решением городского маслихата были переименованы несколько улиц. Улица Алихана Бокейхана длиной 400 метров на правом берегу Есиля была перенесена на левый берег и протянулась на 4823 метра. Почему бы не сделать так же в Семее? Если центральная улица Ленина будет переименована в «Независимость», а одна из новых улиц в новом микрорайоне будет названа именем Алихана Бокейхана, то никто не будет возражать, это очевидно.
Сатжан КАСЫМЖАНУЛЫ
Восточно-Казахстанская область
Газета «Жас Алаш»