В этом году исполняется 100 лет со дня поднятия знамени Алаша. Всем нам известны имена наших выдающихся деятелей, которые готовы были отдать жизнь за казахский народ. Вождь Алаша Алихан Бокейхан, его соратники – Ахмет Байтурсынулы, Миржакып Дулатулы, Джаханша и Халел Досмухамедулы, Джакып Акпаюлы и другие – заняли почетное место в нашей истории и в наших сердцах. Кроме того, идея Алаша в свое время широко распространилась и укрепилась среди наших кыргызских братьев за Алатау. Одним из сторонников Алаш-Орды среди кыргызов был Ишангали Арабаев.
1933 год. 7 июня. В ташкентской тюрьме скончался кыргызский лингвист, тюрколог, государственный и общественный деятель, любимый сын своего народа Ишангали Арабаев. Деятель, видевший народы Средней Азии и все тюркоязычные страны едиными, был верным другом и единомышленником казахских интеллигентов, внесшим огромный вклад в казахско-кыргызское сотрудничество.
Ишангали Арабаев родился в 1882 году в Кочкорском районе, научился грамоте у муллы в своем селе, затем получил образование в татарской школе старого обучения в Караколе и в узбекской школе, где обучение велось по методу усули джадид, или тете окуу (новый метод обучения). Затем он учился в медресе Хусаиния в Оренбурге и Галия в Уфе. В то время в медресе Хусаиния, Галия, Гусмания училось много казахской, татарской, башкирской молодежи. Движение джадидизма, сформированное с целью объединения мусульманских тюркоязычных народов под руководством крымского деятеля Исмаила Гаспринского, оказало сильное влияние на учеников, обучавшихся в этих медресе. Лозунгом джадидов было «единство в языке, деле, мнении». Основной идеей движения было духовное возрождение мусульман, объединение национальных и религиозных традиций с западными современными ценностями. Состоятельные граждане, заботящиеся об интересах своего народа, просвещенные богачи открывали школы, создавали типографии, вкладывали свои средства в образование и культуру. Молодые люди, стремящиеся к знаниям,