Сегодня, 31 мая – День памяти жертв политических репрессий. Годы, полные скорби и страданий в истории страны, не забываются. Накануне памятной даты корреспондент «КазАқпарат» побеседовал с известным алашоведом, ученым Турсын Журтбаем и обратил внимание на данные о трагических годах.
— Турсын Кудакельдыулы, вы один из первых исследователей, кто искал и изучал архивы, касающиеся деятелей Алаш. Каково нынешнее состояние исследований, связанных с голодом и репрессиями?
— Действительно, сегодня исследования о политических преследованиях советского периода ведутся с новым размахом и новым взглядом на всем постсоветском пространстве. Казахстанские ученые также внесли свой вклад, провели исследования. Однако наши исследования не достигли такой глубины и детализации, как у российских ученых, и не смогли докопаться до корней каждого отдельного вопроса. Главная причина этого в том, что документы, постановления, следствия, допросы, принятые в то время, не были полностью опубликованы в казахстанских СМИ, и такой возможности не было.
Согласно общему внутреннему положению, принятому в 1993-1994 годах, доступ к архивам Комитета национальной безопасности, к делам репрессированных предоставлялся только прямым потомкам репрессированного лица, причем только по определению суда. Это не закон, а положение. Само по себе это препятствует раскрытию правды. Без архивных документов невозможно двигаться вперед, чтобы представить конкретные доказательства. Воспоминания из газет, журналов, устные свидетельства рассматриваются как дополнительные данные. Поэтому, несмотря на то, что я лично занимаюсь архивными данными около 35 лет, и провел два с половиной года в архиве Комитета национальной безопасности, я не могу сказать, что полностью раскрыл каждое событие того времени, включая коллективизацию, конфискацию, заключение деятелей Алаш в тюрьмы, причины начала массового голода, политические преследования и расправы 37-38 годов, и даже репрессивную политику 50-х годов.
— А вы удовлетворены работой ученых, занимающихся этой темой?
— Поиск ведется. Например, один из ученых, глубоко занимавшихся архивными делами, – Заркын Тайшыбай. Я считаю его опубликованные работы особенно новаторскими. Недавно я ознакомился с его авторской книгой «Атадан қалған аманат». В ней представлен список казахских деятелей, побывавших на приеме у Сталина. Особое внимание привлекает тот факт, что Алихан Бокейханов был на приеме у Сталина 10 мая 1927 года, обсуждался вопрос возвращения А. Бокейханова в Казахстан, вопрос о работе. Известно, что он отправлял телеграммы по этому поводу Голощекину и Н. Нурмакову. Однако я не верю, что на личном приеме у Сталина поднимался только вопрос о его личных делах. Как человек, хорошо знающий Алихана как лидера нации, его психологию и позицию, я не могу этому поверить. В первую очередь, я думаю, что Алихан Бокейханов поднял на приеме земельный вопрос. Массовая конфискация казахских земель, передача их государству, переселение 360 тысяч приезжих в Казахстан ежегодно начиная с 1927 года, лишение казахского народа земли – все это обсуждалось на конференциях 1925-1927 годов. А на конференции 1926 года это было фактически утверждено. Это одно из больших движений против Голощекина.
В тот год Ныгмет Нурмаков шесть раз встречался со Сталиным, Садуакасов и Кожанов – по пять раз, Мырзагалиев, Алимбеков – по два раза. Все они в то время работали в земельных наркоматах. Поэтому я думаю, что Алихан Бокейханов пришел к Сталину с документами, доказывающими, что у казахов нет излишков земли, подняв вопрос о территории Казахстана. Это большая проблема, большое дело. Ведь только из одного этого слова «Сталин принял» и связанных с ним вопросов можно написать отдельную монографию. По этому поводу имеется множество собранных данных.
Например, Мамбет Койгелдиев уже давно стремится подготовить и передать в печать 10-томный материал о движении Алаш. Но эти 10 томов до сих пор не опубликованы. Историк Талас Омарбеков подготовил сборник исследований и документов из 6-7 книг об национально-освободительных восстаниях на казахской земле в советское время. Они также не опубликованы. Поэтому необходимы академические издания материалов о репрессиях, нужно выпускать не 1-10 томов, а 50-70 томов. Также в прошлом году в Национальной библиотеке мы подготовили 4-томный сборник документов о восстании 1916 года. Он тоже не публикуется в исходном виде. А самое главное, не опубликованы полностью документы о голоде 1921-1922 годов и 1931-1932 годов.
— Изменили ли преследования и голод нашу национальную идентичность? Каким было бы нынешнее состояние казахов, если бы таких бедствий не было?
— Если бы в 1921-1922 годах не погибло полтора миллиона человек, а в 1931-1932 годах – 2 миллиона 800 тысяч человек, то есть если бы трое из пяти казахов не умерли от голода, то структура, национальный дух, менталитет и численность казахов были бы совершенно иными. По переписи 1939 года общая численность казахов едва достигала полутора миллионов. После Второй мировой войны, по данным 1949 года, численность казахов составляла около миллиона. То есть из 1 миллиона 600 тысяч мужчин, ушедших на войну, около 800 тысяч погибли на фронте. Это большая утрата. Нынешнее соотношение мужчин и женщин 1:16 связано с ситуацией во Второй мировой войне. А во время голода погибли и мужчины, и женщины. Каковы последствия этого? Если бы казахи того времени сохранили свою целостность, сегодня нас было бы 30-35 миллионов. Например, по переписи 1897 года узбеков было менее миллиона, а казахов – 6 миллионов. Сейчас узбеков более 30 миллионов, а численность казахов составляет 10-14 миллионов.
— Эти события повлияли на наш национальный характер…
— Безусловно. Мы привыкли к психологии подневольности. Ведь у человека, пережившего голод, нет ясного сознания, и спрашивать с него ничего не нужно. Если бы мы не были под чьим-то контролем, нынешнее поколение, казахи в возрасте от 25 до 60 лет, не перешли бы массово на русский язык. Мы независимы уже 26 лет, первому независимому поколению 26 лет. Но большинство молодежи говорит по-русски. Почему? В их сознании нет понятия русского языка как чужого, иностранного языка, он так укоренился.
— Какая страна больше всего пострадала от репрессий в составе Советского Союза?
— Казахстан и Украина. Конечно, репрессии были во всех республиках, даже среди самих русских. Но Казахстан и Украина больше всего пострадали от политики истребления путем разрыва поколений, то есть преследований и голода. А во время Второй мировой войны больше всего погибло белорусов.
— Вы писали, что преследование Алашорды началось после объяснений Динше Адилова. Расскажите об этом подробнее, кем был Динше Адилов, какое объяснение он дал?
— В целом, до Динше Адилова, в октябре 1927 года, Елдес Омаров, пригласивший Алихана Бокейханова в село Бозан, расположенное недалеко от Казахстана на территории России, был арестован и допрошен. Затем был арестован Халел Габбасов. Однако причины их ареста не стали основанием для возбуждения дела против всего Алаш. Алихану Бокейханову было предъявлено обвинение в том, что он прибыл на территорию Казахстана и распространял идеи национализма среди населения, а Халелу Габбасову – в борьбе против конфискации и ее организации. А возбуждение уголовного дела против них связано с задержанием Динше Адилова в Бетпакдале. По показаниям Динше Адилова были арестованы сначала Миржакып Дулатов и Жусупбек Аймауытов, а затем постепенно и другие.
— Что стало причиной его таких показаний?
— Динше Адилов учился в Омске вместе со Смагулом Садуакасовым, Сакеном Сейфуллиным, Магжаном, был вспыльчивым, дерзким и самым молодым среди них. В 18 лет, в 1918 году, он перешел на сторону большевиков, заявив, что будет бороться за равенство. Он даже воевал в рядах партизан на Дальнем Востоке. Он работал в Министерстве внутренних дел. Но когда начала набирать обороты коммунистическо-колонизаторская политика, Динше отказался от своих взглядов и встал на путь национальных идеалов. Он хотел перейти границу, ездил в Бухару, хотел присоединиться к басмачам. Но затем был задержан в Бетпакдале. После этого его дни были полны различных мучений. Судя по материалам тюремных допросов, этого парня избивали, подвергали всем возможным пыткам. Из его показаний видно, что иногда его сознание было затуманено, иногда проявлялся взгляд озлобленного человека, иная манера речи. У него была врожденная болезнь, и тяжелые условия в тюрьме усугубили эту болезнь.
— Читая материалы о репрессиях, часто встречается обвинение в «японском шпионаже». Откуда появилось это понятие «японский шпион»?
— «Японский шпион» – это большая система. Ее придумали советские следственные органы. На юге деятелей Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана обвиняли по идеологии Ирана – Ихтикат и Тарахиат. А в Восточном Туркестане, в приграничных районах Дальнего Востока арестовывали как «японских шпионов», а в европейских регионах – как немецких шпионов.
— Как вы сказали, в Казахстане от голода погибло более 4 миллионов человек, 25 тысяч человек были расстреляны. Сколько человек провели 10-20 лет в заключении? Были ли им предоставлены какие-либо льготы или выплачена компенсация?
— Ничего не было сделано. Хотя бы официально нужно было принести извинения. А для этого империя должна быть цивилизованной. Британская империя принесла извинения Индии. Они оставили в своих колониях высокообразованных людей, интеллигенцию. Даже Индиру Ганди, Джавахарлала Неру, поднявших идеи свободы, они арестовывали на законных основаниях, такой политики массового истребления не применялось. Эту политику они продолжают и сегодня. Империя – это слово означает присвоение чужих земель, подчинение других себе. Существует мнение, что в конечном итоге мир разделится на четыре империи. Война в Сирии, напряженность в Корее, ситуация в Венесуэле, Африке, на Ближнем Востоке – все это давление четырех империй друг на друга.
— В 1956 году были реабилитированы имена Жансугурова, Майлина, Сейфуллина. Затем, через 30 лет, в 1988 году, были реабилитированы Шакарим и Магжан. В чем причина такого временного разрыва?
— Известно, что в СССР, кроме Коммунистической партии, другие партии не реабилитировались. Кто такой Магжан? Магжан был членом Алашорды. Алашорда боролась против Советской власти. Исходя из этого, в 1956 году были реабилитированы большевики, а в 1988 году – алашординцы. Не только в Казахстане, но и в Азербайджане мусаватисты, в Армении дашнаки, в Грузии демократы, в Украине махновцы – все политические государственные организации, побежденные Советской властью, не были реабилитированы вовремя. Реабилитация произошла позже.
— Каково ваше мнение по поводу Дня памяти жертв политических репрессий?
— В этот день есть только одно дело. Поминать усопших, молиться, мусульманам читать Коран. Другой формы быть не может. Когда-то в Союзе писателей Олжас Сулейменов выступил с хорошей инициативой. О записи воспоминаний людей, пострадавших от голода, о сборе историй, связанных с событиями Второй мировой войны, землей и народом. Этот вопрос был поднят на 4-5 месяцев, и некоторые данные поступили в Союз писателей Казахстана. Куда делись эти материалы? Я думаю, что нужно систематизировать воспоминания народа и издать книгу народной памяти.
— Пусть ваше предложение будет услышано!