Восточный Туркестан — это часть огромной территории, простирающейся от Алтая до Атырау. По сути, это был великий «Грозный Алтай»! Секрет его почитания как золотой колыбели человечества заключается в том, что его земля и народ были отважными…
Увы! Несмотря на то, что недобрые руки ошибочно разделили границы, он, лишившись своей воли, истекает кровью, оторванный от своего великого тела. Через Иртыш можно почувствовать горе и печаль, горячую кровь наших братьев, оставшихся на востоке. Наш Алтай, на преодоление пути от востока до запада которого конному человеку потребовалось бы шесть месяцев, стал необратимым.
В 1940 году в битве при Ишкынти против армии Шын Шысая казахские кавалерийские отряды под командованием восточно-туркестанского героя Оспан батыра убили русского генерала Разборова. На просьбу русских вернуть тело их генерала Ирысхан ответил: «Верните головы Алихана Бокейхана и Ахмета Байтурсынова, которых вы увезли и убили в Москве в 1937 году. Тогда и мы вернем тело вашего генерала». Отсюда видно, насколько восточно-туркестанские казахи были осведомлены о жизни выдающихся деятелей Алаша. Если заглянуть в страницы истории, то казахов здесь ссылали в Итшеккен, а за той стороной — в лагерь Тарым, судьбу хана Кене повторили Зука и Оспан батыры, судьбу деятелей Алаша повторили конные отряды Алтая, сколько людей были расстреляны под названиями врагов народа и бандитов по обе стороны Алтая? Страдания Танжарыка Жолды от жестоких пыток на каменном пороге, пожизненное заключение Кажыгумара Шабданулы и так далее. Это не просто совпадения, это последствия холодной политики коммунистической системы.
Неслучайно в 1918 году Ахмет Байтурсынулы, Миржакып Дулатулы, Салык Аманжолов, Райымжан Марсеков посетили города Шауешек и Урумчи, чтобы распространить идею Алаша. Все они стремились освободить земли Восточного Туркестана и присоединить их к казахской степи.
Древние обычаи и мировоззрение нашего народа берут начало в изучении природы. Почему, спросите вы? Вся история жизни кочевников была неразрывно связана с природой. Поэтому они научились величию у гор, чистоте у вод, широте у щедрой степи. Нынешний светлый рассвет пришел к нам не сам по себе. Он стал плодом труда и пота тысяч богатырей. Беречь эту землю и защищать ее как зеницу ока — общая для всех нас обязанность.
Нет сомнений в том, что вся жизнь и труды Алихана Нурмухамедулы, выдающегося сына казахского народа, свидетеля полутора веков, заложившего основу идеи Алаш Орды и возвеличившего национальные цели, станут золотой нитью, бесценным алмазом независимой страны!
Не зря в нашем народе говорят «Уызына жарыған» (насытившийся молоком матери); Алихан, происходивший из рода торе, потомка Жошы, старшего сына Чингисхана, не имел права быть нищим и без пояса. Сегодня, когда мы все с нетерпением ждем и жаждем западного теплого, но неискреннего движения, алашцы почувствовали это раньше и действовали соответственно. Они пытались не допустить, чтобы пришлые чужаки топтали жусанную степь, пропитанную кровью предков и потом матерей. Они думали о том, как стать «Вечным народом» сто лет назад. Они искали пути сохранения языка, духа, обычаев, беспокоясь о будущем своего народа. Они осознали, что свет знаний зажжется в сердцах кочевого народа, и будущие противостояния будут решаться посредством науки. Тем не менее, они самоотверженно защищали казахскую литературу своими крыльями, подобными ласточкам. Алихан первым взялся за задачу познакомить русский народ с Абаем. Секрет этого шага заключался в том, чтобы показать мужикам мудрость священного словесного искусства нашего народа…
Их расстреляли за то, что они были верными сыновьями своего народа и не продались. Мы обязаны двигаться вперед, не забывая нашу прошлую историю, чтобы не утонуть в мутной воде глобализирующегося мира. Они — святые, которые передали нам в руки поводья нашей повозки.
То, что отец Алихана, Жангир, занимался обучением детей за пределами дома, посадкой лесов и улучшением пород скота, является нашим упреком, если мы не сможем возродить это в наше время, когда техника и возможности удобны, а транспорт доступен. Если, отмечая независимость, которой исполнилось четверть века, мы не оценим национальных интеллектуалов и гордость, наша сила будет не больше, чем крошечный камень, брошенный в море.
Алихан Нурмухамедулы, занимаясь различными политическими делами, размышлял о генетическом коде и памяти казахской нации. Он смог помешать тем, кто стремился захватить сознание нации, воспользовавшись ее безмятежным моментом, осуществить свои коварные замыслы. Чтобы ценить сегодняшний день, нельзя забывать прошлое. Пусть дух Алаша не угаснет в нас для духовного возрождения!
Көгедай ШӘМЕРХАН,
Национальный портал