«Казакия»
Мурын жырау и его «Сорок богатырей» известны не всем, кроме жителей полуострова. В трудные годы 1942 года, благодаря коллективным усилиям казахских ученых и литераторов, из Мангышлака в Алматы был привезен старик, которому было за восемьдесят и который приближался к девяноста годам – Мурын жырау. У него успели записать огромное эпическое произведение – «Сорок богатырей Крыма». Так когда же были созданы эти песни?
Отличие «Крымских богатырей» от других эпосов заключается в том, что главными героями здесь являются целое общество, народ (община), его богатыри. Время существования такого типа эпоса – между V веком до н.э. и V веком н.э., а вероятным «очагом возникновения» мы предполагаем Южный Казахстан и Среднюю Азию. Место формирования «Сорока богатырей Крыма» – Причерноморский и Азовский регион степей Северного Кавказа, время – между VII и X веками.
В VI веке в указанном регионе проживали тюрко-угорские (мадьярские) кочевники. В исторических источниках они назывались болгарами и альциагарами (в некоторых источниках – уногуры, гунногуры, кутригуры, отригуры и т.д.). В следующем веке (VII веке) смешавшись с другими тюрками из Казахстана, в западных степях образовались два двуязычных государства – Хазарский каганат и Великое Болгарское ханство. Альциагары кочевали в пределах болгарского объединения в районе Дона и Азова. Они были первыми «основами» современных казахов Младшего жуза, в том числе Байулы. Болгары, сильные во времена хана Кубрата (из рода дулат), в 660–680 годах были побеждены хазарами (которыми правила династия Кокбори), часть из них переселилась на запад, смешалась со славянами и образовала современное государство Болгарию, а оставшаяся часть два века подчинялась хазарам и в IX веке переселилась на территорию современной Татарстана, современный татарский народ является ветвью этих болгар. Альциагары же в 660–700 годах отступили из Придонья и Приазовья в бассейн реки Кубань (в легендах – страна Кондыкер Кобан). Несмотря на то, что малочисленные альциагары были полуподчинены хазарам, которые гремели по всей Восточной Европе три века, они не прекращали борьбы все это время. В горной местности они смешались с родами кавказского народа – адыгов, пришедших с побережья Черного моря, вступали в браки и образовали смешанное общество. Именно это общество
С начала X века стало известно под названием «касог, казах».
«Касог» или «Кас ок»
Среди этих альциагар, на основе древней легендарной структуры из южных казахских земель, сформировался новый цикл эпосов. «Легендарный народ» в этом эпосе – Алаш (Алаш-огыр, Альциагар), то есть народ бога солнца, огня. Потомство двух сыновей Алаша разделилось на три рода, их название – касоки – «небесные династии», в среде разных языков (тюркского, адыгского, аланского) альтернативные названия этих касогов назывались алаг (алау), алгатай, черкес. Черкес – (название современного рода Шеркеш) тюркское слово, где шерик – «войско», ас (ес) – «небо», а точное значение – «избранный воин».
Позже это имя стало использоваться как эпитет, приравниваясь к именам реальных богатырей этого алашского общества, а затем это имя стало названием воинов, и, в конце концов, стало вторым названием этого общества для соседних народов.
Жизнь казахов после 900-х годов прошла среди печенегов, огузов, кыпчаков. Они жили в Русской степи в XI-XII веках и постепенно кыпчакизировались, то есть перешли на современный казахский язык.
Казахи, называемые среди кыпчаков «дикими кыпчаками», распространили свой эпос и свое имя на всю кыпчакскую степь, но название «легендарного общества» в эпосе стало известно под названием «корым» (крым). Современное название «крымские богатыри» появилось в XI-XII веках. Это слово, имеющее значение «город, общество, могила», было известно среди других тюрко-монгольских кочевников, и в более позднюю эпоху «Ногайлы» это название осталось без изменений.
В XIII веке, когда сначала Чингисхан, а затем Бату пришли в Западную Степь, «дикие кыпчаки» присоединились к монголам и вошли в улус сына Ногая. Казахи, жившие под Киевом, названные «ногайцами» по имени своего правителя, по приказу хана Орды в 1306 году были вынуждены переселиться в район Волги, современной Астрахани. В этом регионе позже образовалось государство «Ногайская Орда», которым управляли могущественные роды, пришедшие вместе с монголами – мангыты, аргыны, кереи, а остатки диких кыпчаков – будущие алшины – составляли второстепенные роды в этом объединении, но в эпоху сбора и переселения со всех сторон, благодаря сильной «эпико-генеалогической информационной базе» этих казахов, их имя «казах» широко распространилось по всей степи и стало названием Казахского ханства, образованного в 1460-х годах, а эпос распространился повсеместно.
Изменение казахского эпоса в эпоху «Ногайлы» (XIV-XVI века)
Когда Едиге, правивший Ногайской Ордой, и его потомки Муса, Нуретдин, Орак, Мамай и другие знатные беки рода шангыт стали политически сильными, их имена стали именами древних казахских богатырей, а старые имена богатырей забылись или стали «эпическими богатырями» второго ряда.
Потомки Едиге в эпосах Мурын жырау – исторические личности, а потомки богатыря Карадёнга и древние алшынские, кыпчакские, огузские, печенежские богатыри до XIII века, сгруппированные как «отдельные богатыри», были таковыми.
Аншыбай батыр – Аншыбай батыр с «ала тай» (пегим конем), считающийся предком потомков Едиге в эпосе, в древнем варианте является прародителем всего «Сорока богатырей Крыма». Аншыбай – это эпическое имя Алшыбая или Алшыогыра (Альциагара) из казахских легенд, Алаша из генеалогии Младшего жуза (в ранних вариантах – Алау). Алаш и Аншыбай – одно и то же, их легенды схожи. Алаша, за то, что он был раздором, «унесло» в «море», а Аншыбая с пегим конем в детстве «прогнали» в «море», оба провели детство в воде. Став взрослыми, оба прославились своей храбростью, и племена, изгнавшие их, возвели обоих в ханы. Если Алаш создал три жуза казахов, то Аншыбай создал новое общество. Оба женились на двух небесных и двух водных девах. Здесь не сохранилось никаких исторических легенд. Генеалогия Алшына по своей структуре повторяет Алаша и Аншыбая.
От Алаша двое: Жайылхан и Сейилхан.
От Аншыбая двое: имена не указаны в эпосе.
От Алшына двое: Аргымак и Алау.
Эти двое детей продолжаются в последующих поколениях. В генеалогии Алаша от Майкы двое: Узбек и Сабиан; от Айыркалпака двое: Казбек и Созак, в генеалогии Младшего жуза – от Кудияра (от Алау) двое: Каракесек и Кыдырбай, а в «генеалогии» эпоса – от Баба Тукти Шашты Азиза двое: имена не указаны, от одного из них произошел Куттыкия батыр.
Таким образом, в вопросе мифической генеалогии три (Алшын, Алаш, Аншыбай) генеалогии имеют одного предка, а «Сорок богатырей Крыма» – это «легендарно-поэтическое воплощение истории всего казахского народа, казахская эпическая эпопея, что само по себе показывает значение эпоса «Крым» для казахской нации, и историческое место наших предков от Абыла до Мурын жырау, передавших его.
Мифологический, языковой, исторический анализ Алау и Кожака, входящих в группу отдельных богатырей в цикле «Крым», позволяет утверждать, что они когда-то назывались династиями Алау (алаг) и Казах (Кожак – Козак). В эпосе звание «старик» присвоено только Алау и Кожаку. Имя Алау сохранилось в богатырских песнях осетин, а среди богатырей эпоса единственным, названным «крымским», является Карт Кожак, имя которого сохранилось у украинцев под именем козан (казак). Древний способ стрижки казахов – айдар (хохол) – до недавнего времени (XVIII–XIX вв.) сохранялся у украинских казаков, а слово «курень» (военный лагерь, авангард) осталось в украинском языке.
А для кавказских (осетинских, адыгских, балкарских и др.) народов черкес и казах стали реальными названиями народов, поэтому с XIII века название «легендарные богатыри» было заменено монгольским словом нар – «Солнце», и они стали нартскими богатырями («сыновьями солнца»). Об этом есть мнения осетинского исследователя В.И. Абаева.
В период с 900 по 1100 годы, когда алаш-казахи мигрировали с Кавказа на Русскую землю, казахи, ранее говорившие на смешанном адыго-тюркском языке, переселившиеся под Киев, стали тюркоязычной общиной, а те, кто остался на Кавказе, стали одним из трех народов, говоривших на адыгском языке в XII-XIII веках, и назывались черкесами, а их соседи называли их «казаками» – это пережитки того времени.
В мире Мурын жырау врагом «Крымских богатырей», враждебным народом называется Индис. Индис имеет древний мифологический характер, его толкование сложнее, поэтому расскажем о его исторической стороне.
Индис – легендарное название хазар на реке Едиль в VII-X веках. На некоторых языках народов Северного Кавказа название Едиль – Индыл – сохранялось до недавнего времени. А в казахских богатырских песнях эта река сохранилась под названием «Эндле» в эпосе «Ер Косай». Алаш-казахи на протяжении двух веков враждовали с хазарами, поэтому название «Индис» сохранилось и после уничтожения Хазарского государства в X веке, а в XVII-XVIII веках, объединившись с другим народом, враждовавшим с казахами – «калмыками», превратилось в эпического врага – народ «ындыс-калмак».
Определение времени формирования эпоса «Крымские богатыри». Мы попытались определить не начало формирования эпоса, а время, когда он достиг «зрелости» и был сформирован. В будущем будут отмечаться юбилеи Мурын жырау – 140 и 150 лет, Абыла – 230 лет, известного нам исторического деятеля, воспевавшего «Крым», а также юбилеи Кашагана, Мурата, Нурым жырау, находящихся на среднем этапе, и стоит рассмотреть возможность празднования хотя бы «юбилея» эпоса «Сорок богатырей Крыма» и его последнего исполнителя – Мурын жырау – не только на уровне аула, района, области, но и на уровне страны. Ведь это бесценное сокровище всего казахского народа, как «Алпамыс» коныратов, «Козы Корпеш» найманов, «Ер Кокше» уаков, «Кобланды» кыпчаков. Наши мнения об этом эпосе высказаны на основе малого количества материалов, поэтому всестороннее изучение эпоса – удел молодых историков, языковедов, литературоведов. Новые исследования внесут изменения в мелкие детали, некоторые доказательства будут усилены, некоторые будут опровергнуты, но мы уверены, что основная «линия рассуждений» существенно не изменится.
Серикбол Кондыбай