Все знают, что от администрации сейчас нет никакой пользы… Вообще, у нас с администрацией, и у администрации с нами дел никогда не было. Мы не зависим друг от друга и не обязаны друг другу ничем…
Интересно… Сегодня время тех, кто может связать два слова, прошло, когда они хвастались: «ведь мы люди искусства», и теперь слова некоторых моих друзей, которые говорят: «я ведь сейчас в политике», кажутся более убедительными для людей… Подстраиваясь под удобства общества, ставшего массово политизированным, я и сам сегодня склонен чувствовать себя мелким политиком. Но, по-моему, чтобы заниматься политикой, не обязательно быть депутатом или управлять правительством. Если вы живете в нашем ауле, этого достаточно…
Недавно я совершил официальный дружеский визит к своему соседу. Должен отметить, что предложение о встрече сделал сам сосед. Ведь до этого именно он упрямился, не идя ни на какие соглашения. Краткая суть нашего недовольства и холодности, хотя и не доходившей до состояния «холодной войны», была следующей: в прошлом году мой сосед купил пустующий участок, прилегающий к моей земле, и с головой ушел в строительство дома. Пустовала бесхозная земля — пока сосед строил дом, прямо посередине образовалась дорога. Все, у кого есть машина, будто бы уставали ездить по этой широкой божьей улице, и носились по этой проложенной ими же короткой дороге, пересекаясь туда-сюда… Поскольку эта дорога проходила очень близко к нашему дому, в солнечную погоду невозможно было открыть глаза от густого клубящегося пыли, а когда шел дождь, мы по уши увязали в грязи, и шум проезжающих машин не давал покоя ни днем, ни ночью… Я пытался перегородить эту дорогу веревкой, заваливал ее большими камнями — все напрасно… «Это ведь не твоя частная земля, какое ты имеешь право!» — постоянно слышал я, и в конце концов сдался… Но это было еще ничего, теперь к этому добавилось строительство соседа, и вокруг стало как будто черти завелись… Машины, везущие камни, песок, железо, доски, бетон, кирпичи, машины, машины… Среди них ревущие экскаваторы, бульдозеры… Я умолял соседа: «Привези всю технику за твой дом!» Он отвечал: «Мне так удобно» и не пускал. Попробовал обойти его с другой стороны: «Эй, брат, земля моя, что хочу, то и делаю!» — махнул он рукой.
Это правда — земля его… Он имеет на это право. Только… когда болит голова у того, кому не сочувствуют, это плохо…
Теперь, когда дом построен и он заселился, кажется, во взглядах моего соседа на мир произошли некоторые изменения. Меня, приехавшего с официальным дружеским настроем, он встретил у дверей вместе с женой и детьми с уважением… Я заметил особое внимание, похожее на то, как недавно Великобритания принимала главу Китая… Из теплой беседы за чаем я понял, что сосед хочет обсудить со мной и решить некоторые насущные проблемы, касающиеся его дома. Первым делом оказалось ограждение дома забором. Ведь теперь и они пострадали от беспрепятственно проезжающих машин между нашими домами… Но сосед только что закончил строить дом — его прошлогодние фанфары, когда было много денег, утихли, и его финансовое положение начало петь жалобные романсы в кризисном тоне… В этом году, по крайней мере, он хочет построить одну стену забора, которая будет примыкать к моему забору. Тогда единственная поперечная стена — дорога — тоже будет перекрыта… Сосед хочет узнать мое мнение по этому поводу…
— Отличная мысль! — сказал я. — Прекрасная идея… Одной стеной решите самую сложную проблему… Остальные стены построите не спеша, в следующем году, через год… Прекрасно!..
Сосед как-то неловко заерзал, почесал затылок и немного посидел. Затем посмотрел на меня робко:
— Прекрасно… прекрасно, — сказал он неуверенным голосом. — Но на это… не хватает… Сейчас цены на строительные материалы взлетели до небес, вы сами знаете…
Я не понял… Что же хочет сказать этот сосед? Построить — это одна стена забора… Может, он хочет, чтобы я построил ее для него?.. Или хочет попросить в долг?..
— Стену… если вы не против… давайте построим вместе… — наконец открыл он свою мысль. — Вы тоже не можете избавиться от этой дороги… Не так ли?.. А мое положение в ближайшее время вряд ли улучшится. Вы сами знаете, кризис… Тенге упал… Иначе… — сказал он, демонстрируя затруднение.
Понятно… Сосед не дурак… Хотя сначала я был озадачен, я призвал к терпению и обратился к разуму. Действительно, у моего забора все четыре стены — готовы. Я не строю дом и не трачусь, у меня есть немного денег… Хотя забор и соседский, разве наши интересы не совпадают — мы оба не хотим, чтобы машины проезжали между домами. Я вижу, что, хотя нынешнее положение соседа слабое, его политика — сильна… Почему бы и нет, ведь даже люди, государства думают о мирном сосуществовании и… по другим расчетам помогают друг другу… Я, как и опытные политики, глядя в даль, решил проблему по-китайски, с сильной экономикой и большими деньгами — решил взять на себя половину расходов на забор!.. Сосед был очень доволен и силой оставил меня на обед после чая… За чаем после обеда мы обсудили выравнивание и мощение дороги в нашем ауле, выходящее за пределы наших дворов. Мы обсудили обращение к соседям, сбор средств и заключение взаимовыгодных договоров. Все знают, что от администрации сейчас нет никакой пользы… Вообще, у нас с администрацией, и у администрации с нами дел никогда не было. Мы не зависим друг от друга и не обязаны друг другу ничем… Так зачем же ждать милости от тех, кто не хочет ничего делать, давайте сами позаботимся о себе… Наша беседа, прошедшая в теплой дружеской атмосфере, закончилась этим, и мы с соседом разошлись довольные и в хорошем настроении… Политика? Политика!..
Однажды на моей стороне улицы, ближе к моему забору, прямо напротив моего дома, начали сваливать мусор… С каждым днем он накапливался, превращаясь в довольно внушительную кучу. Нужно что-то предпринять!.. С чего начать?.. Прежде всего, нужно выяснить, кто это делает… В один из дней, когда я болел и не пошел на работу, я увидел из окна, как соседский старик, живущий за моим домом, не поленился, указал своим внукам и невесткам, и они свалили мусор прямо под мой забор… Вот уж действительно, «из котла, которому я доверял, показалась свиная голова»!.. Что делать? Нельзя сразу идти напролом. Как и приграничные государства, наши соседские отношения… обещают быть долгими. Если сваты на тысячу лет, то и сосед — вечен… Нужна дипломатия, дипломатия… Внешняя политика — это большое искусство, требующее осторожности, дальновидности и гибкости!.. Старик на пенсии — ему скучно. По субботам и воскресеньям, когда я не иду на работу, я постоянно выхожу к его дому, и он меня поджидает. Как только он видит меня, он быстро подходит и заговаривает со мной. Мы идем по разбитым, как после бомбежки, улицам аула, туда-сюда. Обсуждаем текущую политику, ругаем коррумпированных чиновников… В один из таких дней, по моему плану, разработанному ночью, я завел старика в разговор и вывел его прямо к той самой куче мусора. Проходя мимо:
— Удивительно, зачем они свалили этот мусор сюда, прямо возле моего дома, будто не нашли другого места, а?.. Эх, это, наверное, дело рук невоспитанных детей… Взрослые ведь не делают такой глупости!.. Вы тоже, дедушка, если увидите, скажите им — пусть не сваливают… Если мы, взрослые, не предупредим детей, откуда они узнают, что хорошо, а что плохо… — сказал я, перекладывая вину на ни в чем не повинных детей, и начал серьезный разговор с ноткой сожаления.
Вот и все… С того дня мусор перестали сваливать напротив моего дома!.. Я решил проблему, не ссорясь, не споря, не поднимая шума… Политика? Политика!.. Конечно, несмотря на все мое дипломатическое мастерство, то, что я сам убрал ту кучу мусора, которая успела накопиться до сих пор, понятно и без слов…
У меня много соседей. Они разные. Если рассказывать, то будет много историй, разная политика… Я расскажу об этом, когда придет время, не спеша. Пока же я закончу свое письмо парой слов о моем соседе, который живет напротив моего дома, на другой стороне улицы… Жизнь этого соседа трудна, у него есть огромная, как у медведя, собака, которая никогда не наедается. Ему труднее кормить эту прожорливую собаку, чем детей. Несколько раз он приходил просить остатки еды, кости, объедки. Он просит не только у нас, но и у всех. Сейчас мои дети каждый день, не дожидаясь, пока он попросит, сами относят ему еду. Разве не говорят, что если уважаешь хозяина, то и собаке брось кость… Эта собака нас сблизила… В политике такое бывает… Главное — гибкость, умение действовать в зависимости от ситуации. Главное — не потерять завтрашнее согласие и мир ради сегодняшней выгоды, маленького выигрыша. Главное, потом — намерение. Воля к мирному, дружескому сосуществованию. В этом нет ничего сложного… Если сдерживать свое эго и всегда быть готовым дать соседу хоть немного выгоды, мир останется на месте, уважение — сохранится. Только вот некоторые соседи и государства не всегда это понимают…
Турсынжан Шапай,
«Азаттык»