В месяц Рамадан читается двадцать ракаатов таравих-намаза. Есть хадис от нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если Всевышний Аллах предписал вам пост, то я сделал таравих-намаз сунной. Тот, кто постится в Рамадан с истинной верой и искренностью и читает таравих-намаз, очистится от грехов так же, как младенец, только что рожденный матерью» («Сунан ан-Насаи»). Поэтому чтение двадцати ракаатов таравих-намаза мужчинами и женщинами является сунной муаккада («Фикхуль-ибадат аляль-мазхабиль-ханафи»).
Сунна муаккада – это утвержденная сунна, действия, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) постоянно совершал и завещал совершать. Например, чтение двух ракаатов сунны перед обязательным утренним намазом. Тот, кто не выполнит это предписание, лишится великой награды и заступничества Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Судный день.
В качестве доказательства этого предписания о таравихе, во-первых, приводятся предания, переданные имамом аль-Байхаки от Ибн Аббаса и Ас-Саййиба ибн Язида (да будет доволен ими Аллах). Точнее, в предании от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) читал таравих-намаз в двадцать ракаатов, а в предании от Ас-Саййиба ибн Язида (да будет доволен им Аллах) говорится, что во времена второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба таравих-намаз читался в двадцать ракаатов («Фикх уль-ибадат аляль-мазхабиль-ханафи»).
В целом, хотя ученые высказывали разные мнения относительно количества ракаатов таравих-намаза, подавляющее большинство ученых придерживается мнения: «Количество ракаатов таравиха – двадцать», опираясь в этом вопросе на предания сподвижников, таких как Умар, Али и др. (да будет доволен ими Аллах) («Тухфат уль-Ахвази»). Например, имам нашего мазхаба Абу Ханифа, а также известные ученые исламского мира, такие как имам ат-Таури, имам Ибн аль-Мубарак, имам Шафии, имам Малик, имам Ахмад и др., говорили о том, что таравих читается в двадцать ракаатов («Тухфат уль-Ахвази»).
Начиная с эпохи правления Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), мусульмане стали массово читать таравих-намаз в двадцать ракаатов. Ни один сподвижник (да будет доволен им Аллах) и ни один последующий халиф не возражали против этого предписания Умара (да будет доволен им Аллах) («Бидаятуль-муджтахид ва нихаятуль-муктасыд»).
Когда Абу Ханифу (да будет доволен им Аллах) спросили об этом деянии Умара (да будет доволен им Аллах), он ответил: «Умар (да будет доволен им Аллах) не придумал это сам» («Аль-фикх аляль-мазахиб аль-арбаа»), а имам Шафии сказал: «Я видел, как люди в Мекке читали таравих-намаз в двадцать ракаатов» («Тухфат уль-Ахвази»).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) еще при жизни Умара (да будет доволен им Аллах) обрадовал его вестью о том, что он будет в раю. А в качестве доказательства следования такому сподвижнику, как Умар (да будет доволен им Аллах), мы сочли уместным привести слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Крепко держитесь моей сунны и пути праведных халифов!» («Сунан ат-Тирмизи»).
Совершение таравих-намаза в мечети общиной жителями любой местности является сунной кифая («Аль-Любаб фи шарх аль-Китаб»).
В шариате «кифая» означает действие, которое является обязательным для выполнения частью мусульман, и с других снимается ответственность. Например, предписание о джаназа-намазе является фард кифая.
По этой причине, если ни один из прихожан мечети не совершит таравих-намаз в мечети, то все прихожане совершат непристойный поступок, противоречащий сунне («Фатх уль-Кадир»).
На самом деле, предпочтительнее читать таравих-намаз в мечети. Потому что лучший намаз, совершаемый коллективно, – это намаз, совершенный в мечети («Аль-Фикх»).
Человек, читающий в одиночку, не совершает непристойного поступка, но лишается награды общины.
Время таравих-намаза – между ночным (иша) намазом и рассветом («Фикхуль-ибадат аляль-мазхабиль-ханафи»). Поэтому таравих, прочитанный до иша-намаза, не считается таравихом («Аль-Фикх»).
Наиболее предпочтительное время для совершения таравих-намаза – до наступления третьей части ночи («Аль-Любаб фи шарх аль-Китаб»).
Кроме того, чтение таравих-намаза после иша-намаза, до или после витр-намаза, не противоречит шариату («Фикхуль-ибадат аляль-мазхабиль-ханафи»). Поэтому, если имам читает таравих-намаз, опоздавший прихожанин сначала читает фард иша, а затем приступает к таравих-намазу. В этом случае сунну иша можно читать между ракаатами таравих-намаза. Если нет, то можно прочитать ее после, до витр-намаза («Аль-Фикх»).
Таравих-намаз можно читать по два или четыре ракаата («Фатх уль-Кадир»). После каждого четырех ракаатов, во время отдыха после саляма, можно читать различные зикры, дуа, произносить проповеди, или даже просто молчать. Потому что даже молчание, без произнесения дурных слов, является поклонением («Сунан Абу Дауд»). В целом, то, чем заниматься во время отдыха, остается на усмотрение общины («Аль-Фикх»).
Пропущенный по уважительной причине таравих-намаз не возмещается («Фикхуль-ибадат аляль-мазхабиль-ханафи»). Если община ленится, таравих следует читать хотя бы индивидуально. Потому что предписание о таравих-намазе – это сунна муаккада, то есть близкая к ваджибу («Аль-фикх аляль-мазахиб аль-арбаа»).
Поэтому молящимся желательно использовать время Рамадана для того, чтобы приучиться совершать намаз коллективно. Потому что община является признаком ислама и символом религии («Фикхуль-ибадат аляль-мазхабиль-ханафи»).
Тасбих таравих-намаза
Чтение: «Субхана зиль-мульки валь-малякут. Субхана зиль-иззати валь-азамати валь-кудрати валь-кибрияи валь-джабарут. Субханаль-малики-ль-хаййи-ль-лязи ля йамут. Суббухун куддусун раббуна ва раббуль-маляикати вар-рух. Ля иляха илляллаху настагфируллаха нас’алюкяль-джанната ва на’узу бикя минан-нар».
Значение на казахском: «Алла, Владыка царства и владений, пречист. Алла, Обладатель величия, могущества, силы и гордыни,