Уважаемый читатель! В преддверии священного месяца Рамадан мы сочли целесообразным заранее представить вам ответы на ряд часто задаваемых вопросов, касающихся оразы.
Можно ли держать оразу человеку, который не совершает намаз?
Ораза – это индивидуальное поклонение. Человек, не совершающий намаз, также может держать оразу. Ораза – это один из способов приближения к Всевышнему Творцу. Неправильно запрещать это.
Вполне возможно, что человек, не совершающий намаз, благодаря оразе приблизится к религии и начнет совершать намаз в последующие годы. Поддерживать и мудро призывать к исламу тех, кто держит оразу, говоря им «Пусть ваша ораза будет принята!», – обязанность каждого сознательного мусульманина.
Что делать тем, кто проспал и пропустил сахур?
Прием сахура не является фарзом. Те, кто пропустил сахур из-за сна или по другим причинам, продолжают держать оразу, ничего не употребляя в пищу и не пия. Однако, следует стараться не пропускать сахур. В хадисе сказано: «Принимайте сахур, ибо в сахуре благодать. Даже если вы выпьете глоток воды, не пропускайте сахур. Ибо Аллах Тагала проявляет милость к тем, кто встает на сахур, и ангелы просят прощения для них». Время сахура – самое благословенное время для принятия молитв и дуа. Прием сахура придает человеку силы, помогает ему добросовестно выполнять дневные работы и совершать поклонения без недостатков. Кроме того, человек, который встает на сахур, получает награду за сунну. Ведь прием сахура – это сунна нашего Пророка. Человек, который встает на сахур, может совершить намаз «Тахаджуд» до окончания времени сахура и обратиться к своему Господу, что является еще большим благом.
Следует ли прекращать время сахура с восходом солнца?
Время окончания сахура отсчитывается не с восходом солнца, а с наступлением времени утреннего намаза (фаджр). Следовательно, вы должны успеть завершить прием пищи до наступления времени утреннего намаза согласно расписанию вашего региона. То есть, с наступлением времени утреннего намаза следует прекратить прием пищи и питья.
В Священном Коране о времени воздержания сказано так: «…Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличать белую нитку рассвета от черной, а затем довершайте пост до ночи…»[1]. В этом аяте «белая нитка» означает рассвет, а «черная нитка» – ночь. То есть, следует прекратить прием пищи и питья с момента, когда темнота рассеивается и начинает светать.
Также во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) во время сахура звучали два азана: один – азан сахаба Биляла, второй – азан сахаба Умму Мактума.
Азан Хз. Биляла звучал до наступления времени утреннего намаза, а азан Хз. Умму Мактума – с наступлением времени утреннего намаза. Передается от сахаба Зайда ибн Сабита[2], что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ел сахур между этими двумя азанами, а во втором азане вставал на намаз.
Нарушается ли ораза тех, кто забыл и съел или выпил что-то?
Если человек случайно забыл и съел или выпил что-то, то его ораза не нарушается. Однако, с момента, когда он вспомнил, что держит оразу, он должен немедленно прекратить прием пищи и питья, прополоскать рот и продолжить держать оразу. В хадисе Пророка сказано: «Тот, кто забыл и съел или выпил что-то, пусть продолжит свою оразу. Ибо Аллах Тагала сам дал ему поесть и попить».
Человек, который, зная, что нужно немедленно прекратить прием пищи, как только вспомнил об оразе, продолжил есть, говоря «все, ораза нарушена», совершает грех. А тот, кто, не зная, что нужно немедленно прекратить прием пищи, продолжал есть и пить, возмещает этот день после окончания месяца Рамадан.
Правильно ли держать оразу три дня в начале месяца Рамадан, три дня в середине и три дня в конце?
Запрещено разделять месяц оразы таким образом, кроме как по причине болезни или путешествия. В 185-м аяте суры «Аль-Бакара» сказано: «Кто застанет месяц Рамадан, пусть постится его полностью».
Обязательно ли проводить ночь Предопределения (Кадр) бодрствуя до утра?
Ночь Предопределения – самая священная и благословенная ночь месяца Рамадан. Поклонение, совершенное в эту ночь, равносильно 83 годам поклонения. Поэтому желательно провести эту ночь в совершении нафиль-намазов, чтении Корана, поминании Аллаха, совершении праведных дел, прослушивании назидательных историй и проповедей.
Не обязательно проводить ночь Предопределения бодрствуя до утра. Каждый проводит ее в соответствии со своим состоянием и возможностями. Не обязательно ждать всю ночь дома, накрыв дастархан, или проводить ее в мечети.
Можно ли использовать зубную пасту при соблюдении оразы?
Желательно почистить зубы до наступления времени сахура. Если это невозможно, то разрешается чистить зубы с особой осторожностью, чтобы паста не попала в пищевод.
Можно ли произносить дуа для начала оразы и дуа для разговения на казахском языке?
Всевышний Творец знает не только все языки народов, но и невысказанные желания в сердцах. Поэтому не обязательно произносить дуа для начала оразы и дуа для разговения на арабском языке, каждая нация может произносить их на своем языке.
Можно ли делать уколы во время оразы?
Существуют два разных мнения среди поздних ученых ханафитского мазхаба относительно того, нарушает ли укол оразу. Эти мнения основаны на фетвах Абу Ханифы и его учеников: Абу Юсуфа и Мухаммада, касающихся того, нарушает ли оразу нанесение лекарства на раны, оставленные острыми предметами, такими как нож, на теле.
A) Ученые, основываясь на мнении Абу Ханифы о том, что «лекарственное масло, нанесенное на глубокую рану, нарушает оразу», утверждают, что ораза нарушается, поскольку через иглу что-то проникает в тело. Хотя питательная ценность вызывает споры, известно, что такое вещество укрепляет тело.
Следовательно, независимо от того, принимается ли лекарство через рот или через иглу, оно нарушает оразу и требует возмещения (каза), но не требует искупления (кяффарат). Человеку, принимающему лекарство или делающему укол, лучше не поститься в этот день или отложить прием лекарства и укола на время сахура и ифтара.
Б) Ученые, основываясь на мнении учеников Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада, о том, что «лекарственное масло, нанесенное на глубокую рану, не нарушает оразу», утверждают, что укол не нарушает оразу. Это связано с тем, что пища не поступает естественным путем, и ее попадание в желудок или мозг не имеет большого значения. Поэтому в таких случаях ораза не нарушается. В 1948 году Комиссия по фетвам университета Аль-Азхар выдала фетву о том, что вещества, проникающие в тело через естественные отверстия, не нарушают оразу. Это связано с тем, что этот метод лечения явно отличается от приема лекарства через рот. Также утверждается, что люди с астмой или заболеваниями дыхательных путей, использующие ингаляторы, не нарушают оразу, поскольку лекарство проходит через легкие и не попадает в желудок. Уколы, сделанные для профилактики некоторых заболеваний, также не нарушают оразу. Это связано с тем, что в таких случаях не предполагается получение пищи. Однако, введение через иглу веществ, таких как гемоглобин, которые питают тело в целях питания, нарушает оразу.
Независимо от того, какое из вышеуказанных мнений выбрано и придерживается, основная ответственность лежит на выбирающем. В целом, наша религия разрешает не поститься больным или тем, кто проходит лечение. Поэтому люди, принимающие лекарства или делающие уколы для лечения, могут не поститься во время Рамадана, чтобы лучше вылечиться и в будущем с большим усердием выполнять свои поклонения. Это вопрос, который они решают сами.
А те, кто, несмотря на болезнь, хочет поститься вместе со всеми и не хочет лишиться благодати месяца Рамадан, могут делать уколы во время оразы, опираясь на мнение ученых второй группы.
Что делает больной человек во время оразы?
Аллах Тагала возлагает на Своих рабов только то, что им по силам[3]. Ибо наш Всевышний Творец желает нам облегчения, а не тягостей. Поэтому Аллах разрешил больным не поститься.
Об этом в Коране сказано: «Когда вы застанете месяц Рамадан, поститесь. А кто болен или находится в пути (разрешается не поститься), пусть возместит в другие дни. Аллах желает вам облегчения, а не тягостей!..»[4]. В другом аяте сказано: «Не бросайте себя в опасность».
Основываясь на этих и других аятах, ученые вынесли решение: «Несоблюдение оразы больным человеком иногда является обязательным, а иногда – мубах/разрешенным. Если соблюдение оразы приведет к смерти больного, то несоблюдение оразы является ваджибом (обязательным). А если соблюдение оразы усугубит болезнь или замедлит выздоровление, то в этом случае разрешается не поститься»[5]. Следовательно, если у вас есть болезнь, не позволяющая держать оразу, то вам не обязательно поститься. Однако, когда вы выздоровеете и сможете держать оразу, вы возместите пропущенные дни. Поскольку это не относится к искуплению (кяффарат), которое нужно держать непрерывно, вы можете возмещать дни по отдельности. Если же ваше здоровье не позволяет этого, то вы выплачиваете фидия[6] за каждый день оразы. Если у вас нет возможности выплатить фидия, то Аллах милостив и прощающ. Он не возлагает на раба то, что ему не по силам.
Нарушается ли ораза, если целовать кого-то в щеку во время Рамадана?
Поцелуй в щеку человека, соблюдающего оразу, не нарушает оразу. Ибо от матери Айши передается[7], что наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) целовал своих жен, будучи постящимся.
Следует отметить, что целовать разрешается, если человек уверен, что у него не произойдет семяизвержения и он не вступит в половую связь. Если же он не уверен в этом – это макрух[8].
Нарушается ли ораза, если проглотить слюну или мокроту?
Ораза человека, соблюдающего оразу, не нарушается, если он проглотит свою слюну или мокроту. Ораза также не нарушается, если человек втянет и проглотит свою мокроту.
Можно ли вступать в половую связь днем во время Рамадана?
Вступать в половую связь разрешено только в ночное время Рамадана, когда человек не постится. А ночью, после ифтара, вступать в половую связь разрешено. Всевышний Творец Аллах Тагала говорит об этом: «Вам дозволено в ночь поста прикасаться к вашим женам. Они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них…»[9].
Те, кто намеренно вступал в половую связь днем, будучи постящимися, должны возместить 60 дней каза после Рамадана.
Можно ли постящемуся человеку купаться в реке или озере?
Во время оразы разрешается купаться в реках, озерах и т.п. для охлаждения или освежения. Это не нарушает оразу[10]. Только следует следить за тем, чтобы вода не попала внутрь через рот или нос. В хадисе, переданном в сборнике Сунан Абу Дауда, говорится, что наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поливал воду на голову, будучи постящимся, из-за жары или сильной жажды[11]. Наши ученые говорят, что вода, попавшая в ухо во время купания, также не нарушает оразу[12].
Нарушается ли ораза женщин, использующих «свечи»?
Если какое-либо вещество полностью проникает и закрепляется внутри через один из путей, ведущих внутрь[13], то ораза нарушается. Соответственно, если вы используете указанный медицинский препарат днем, во время оразы, ваша ораза нарушится[14] (вы возместите этот день после Рамадана, кяффарат не требуется). Поэтому, если возможно, лучше отложить использование этого препарата до времени ифтара. «Медицинские свечи» не требуют полного омовения.
Можно ли ставить капельницу во время оразы?
В некоторых случаях людям, которые не могут питаться естественным путем, делают инъекции (введение лекарства в организм) для питания. Поэтому современные ученые считают, что такие уколы или капельницы нарушают оразу. Другие же утверждают, что они не нарушают оразу, поскольку не являются пищей и не попадают в желудок естественным путем[15]. Следовательно, уколы и капельницы, сделанные для лечения, не нарушают вашу оразу. Однако, постящемуся человеку запрещено вводить лекарства, придающие силы ослабленному телу во время оразы. Такие лекарства можно вводить только после ифтара.
Разжевывание жвачки нарушает оразу?
Ораза нарушается, поскольку вкус жвачки вызывает образование сладкой жидкости во рту, которая попадает в желудок. Кроме того, поскольку это относится к пище, вам придется возместить (каза) за это. То есть, человек, который жевал жвачку и проглотил сладкую жидкость, должен поститься два месяца непрерывно после месяца Рамадан. Это касается новой жвачки. Что касается старой жвачки, которую жевали раньше и которая потеряла свой сладкий вкус, то ее жевание считается макрух.
Если вы хотите пожевать жвачку во время оразы, чтобы устранить неприятный запах изо рта, мы советуем прибегнуть к другим способам. Например, вместо жвачки можно использовать мисвак или зубную пасту. Только строго следите за тем, чтобы не проглотить пену зубной пасты. Если же она случайно попадет внутрь, то вы возместите только оразу за этот день. Кяффарат не требуется. Поскольку зубная паста не считается пищей.
Можно ли использовать зубную пасту во время оразы?
Человек, соблюдающий оразу, может чистить зубы. Более того, наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чистильщиком зубов для постящегося является мисвак»[16]. Тем не менее, в шариате считается макрух, то есть нежелательным действием[17], пробовать или жевать что-либо без причины во время оразы. В связи с этим, некоторые ученые, хотя и следят за тем, чтобы зубная паста не попала внутрь, считают, что ее вкус все равно остается во рту надолго. Поэтому они придерживаются мнения, что зубная паста также является макрух для постящегося человека[18]. Однако, есть и ученые, которые считают, что «ее использование разрешено. Только нужно следить за тем, чтобы она не попала внутрь»[19]. Следовательно, из-за вероятности попадания внутрь, лучше не использовать зубную пасту во время оразы. А те, кто хочет ее использовать, должны строго следить за тем, чтобы она не попала внутрь. Ибо, если она попадет внутрь, она нарушит оразу.
Нарушает ли оразу нанесение крема?
Вещества, впитывающиеся между мышцами и кожей через мелкие поры кожи, не нарушают оразу. Например, нанесение крема, масла, длительное пребывание в воде, перевязка раны и т.д. Только не следует наносить крем или масло слишком толстым слоем. Ибо толстый слой крема или масла может препятствовать проникновению воды к коже во время омовения. А если вода не коснется кожи, то омовение будет недействительным.
Обязана ли беременная женщина держать оразу?
В шариате беременным или кормящим женщинам, опасающимся за здоровье ребенка, разрешается отложить Рамаданскую оразу и возместить ее позже[20]. В хадисе, переданном от сахабы Анаса ибн Малика, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…Поистине, Аллах Тагала сократил намаз для путника, а оразу не обязал путника, беременную женщину и кормящую женщину…»[21].
Принимается ли ораза того, кто не совершает намаз?
Человек, не совершающий намаз, получая награду за оразу, соблюдаемую в месяц Рамадан, совершает большой грех за то, что не совершает намаз[22]. Ибо намаз является признаком нашего ислама. Наш досточтимый Пророк сказал об этом: «Поистине, отличительным признаком между мусульманином и неверующим, и многобожником является совершение намаза[23]». Поэтому желательно начать совершать намаз наряду с оразой.
Может ли человек, выполняющий тяжелую работу, не поститься?
Сама по себе ораза имеет трудные для нашей нафс аспекты. Одна из сторон смысла оразы заключается в обуздании и контроле нашей нафс, воспитании ее алчности ради довольства Аллаха. Поэтому, если соблюдение оразы во время работы не создает смертельной опасности или не наносит существенного вреда нашему здоровью[24], или если вы не чувствуете головокружения и не падаете, было бы неправильно отказываться от повеления Аллаха из-за небольших трудностей. В одном из кудси-хадисов Аллах Тагала сказал: «Все деяния сына Адама записываются для него. Однако, ораза – это другое дело. Награду за нее дам только Я. Ибо он отказался от еды и питья только ради Моего довольства. У постящегося человека два момента радости: один – время ифтара, второй – встреча с Аллахом Тагала. Запах изо рта постящегося человека для Меня лучше мускуса»[25].
Нарушает ли оразу укол?
Что касается вопроса «нарушает ли оразу укол?», то, согласно мнению имамов Юсуфа и Мухаммада (да будет милостив к ним Аллах), «даже если глубокая рана на теле и голове лечится жидким лекарством, ораза не нарушается. Ибо лекарство не попадает внутрь (как пища) естественным путем, и его попадание внутрь маловероятно»[26], и при этом утверждается, что попадание чего-либо внутрь неестественным путем (кроме рта, уха, носа, прямой кишки) не нарушает оразу. Следовательно, современные ученые говорят, что и укол, вводимый «неестественным» путем, не нарушает оразу.
Нарушает ли оразу удаление зуба?
Если человек удаляет зуб во время оразы, его ораза не нарушается. Следует следить за тем, чтобы кровь, идущая из зуба, не попала внутрь. Если человек проглотит кровь, идущую из зуба, он возмещает только оразу за этот день[28]. Поскольку и укол, вводимый при удалении зуба, попадает внутрь «неестественным» путем, современные ученые говорят, что он также не нарушает оразу.
Что делать человеку, имеющему долг по старым оразам?
Согласно ханафитскому мазхабу, возмещение пропущенных дней оразы до наступления следующего Рамадана не является обязательным. Ибо Аллах Тагала в Священном Коране сказал: «Кто болен или находится в пути (разрешается не поститься), пусть возместит в другие дни»[29], и Аллах Тагала сказал это в общем виде, не ограничивая время возмещения. Поэтому возмещение до следующего Рамадана не является обязательным. Тем не менее, желательно как можно скорее возместить пропущенные дни оразы до следующего Рамадана[30]. Если считать с сегодняшнего дня, до наступления месяца Рамадан осталось несколько дней. Желательно воспользоваться этими днями, чтобы возместить пропущенную оразу за прошлый год. Если же вы не успеете возместить до Рамадана, то сможете возместить ее и после Рамадана. Некоторые задают вопрос: «Можно ли возмещать пропущенные оразы одновременно с оразами Рамадана?» В религии это запрещено. Возмещение долга совершается отдельным постом.
Нарушает ли оразу сдача крови во время Рамадана?
Сдача крови постящимся человеком не нарушает оразу. Ибо наш досточтимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сдавал кровь, будучи постящимся. В хадисе, переданном в Сахих Бухари, сахаба Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал хиджаму[31], будучи постящимся»[32].
Тем не менее, если постящийся человек, сдавая кровь, чувствует слабость и ему становится трудно держать оразу, то сдача крови для него считается макрух. Об этом сахаба Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Разве вы не одобряли сдачу крови (хиджаму) для постящегося?» На что сахаба ответил: «Если это вызывало слабость, мы не одобряли»[33].
Как человек в самолете определяет время ифтара?
Человек в самолете ориентируется на закат солнца, а не на местное расписание оразы. Например, даже если в местном расписании указано «ифтар в такое-то время», человек в самолете смотрит на закат солнца, а не на время в расписании[34]. Расписание предназначено для тех, кто постится на земле. Ибо, как сказано в Коране, время прекращения сахура определяется началом рассвета, а время ифтара – закатом солнца[35]. Это для тех, кто не хочет нарушать свою оразу во время путешествия. В целом же, наша религия разрешает нарушать оразу в пути. Только не следует забывать возместить этот день после Рамадана.
Обязан ли путник обязательно прерывать оразу?
Всевышний Творец Аллах Тагала разрешил Своим рабам в некоторых случаях не поститься. Одно из таких разрешений – не поститься во время путешествия[36][1]. Это означает: если человек, намереваясь отправиться в путь, выезжает из своего постоянного места жительства на расстояние не менее 85-90 километров, ему разрешается не поститься. Однако – это не обязательно. То есть, если человек, находясь в пути, способен держать оразу, то лучше продолжить ее, чем прерывать.
Следовательно, если вы скажете: «Я могу держать оразу в пути», то лучше не прерывать ее.
Что делает женщина, у которой прекратились месячные во время оразы?
Если у женщины прекратились месячные днем оразы (после окончания времени сахура), она не постится в этот день. Если она будет поститься, то ее ораза не будет засчитана. Она возместит этот день после Рамадана, вместе с пропущенными днями ранее. Если месячные прекратятся до сахура, она намеревается поститься и держит оразу.[37]
Нарушается ли ораза, если вызвать рвоту?
Если постящийся человек «непроизвольно» вызывает рвоту, его ораза не нарушается. А если он намеренно вызывает рвоту до полного наполнения рта, то ораза нарушается. В таком случае необходимо возместить этот день после месяца Рамадан. Кяффарат не требуется. Если рот не был полон, ораза не нарушается.
Об этом в хадисе, переданном от имама Тирмизи, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, у кого была непроизвольная рвота, не возмещает (свою оразу). А если он намеренно вызвал рвоту, то пусть возместит (оразу за этот день)»[38], – сказал он[39].
Читают ли таравих-намаз только те, кто держит оразу?
Таравих-намаз – это вид поклонения, совершаемый в месяц оразы. Поскольку наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) постоянно совершал этот намаз во время оразы, его статус – «утвержденная сунна». Награда за совершение этого намаза будет получена как тем, кто постится, так и тем, кто не постится.
О награде за совершение таравих-намаза Посланник Аллаха сказал: «Кто бы ни совершил таравих-намаз в Рамадан, надеясь на награду и ради довольства Аллаха, тому будут прощены его прошлые грехи»[40].
Можно ли ходить в баню во время оразы?
Поскольку баня – это место для мытья и обливания с использованием пара, лучше отложить посещение бани до времени ифтара. Причина в том, что пар в бане состоит из молекул воды. То есть, в паре присутствуют определенные частицы воды. При вдыхании большого количества пара в организм попадает определенная доза частиц воды. Поэтому есть основания полагать, что ваша ораза нарушится. Кроме того, можно принимать душ или ванну. Только следует следить за тем, чтобы вода не попала внутрь через рот или нос.
Нарушается ли ораза, если вдохнуть дым горящего предмета?
Если дым попадает внутрь непроизвольно, без намеренного вдыхания, это не вредит оразе. А если вы намеренно вдыхаете его или глотаете, то ораза нарушается. В этом случае вам придется возместить этот день после Рамадана. Однако, эту ситуацию не следует приравнивать к вдыханию запаха духов, цветов и т.п. Вдыхание запаха духов или цветов не нарушает оразу[41]. Следует отметить, что курение нарушает оразу, поэтому ораза курящего человека во время поста нарушается.
[1] Сура «Аль-Бакара», аят 187
[2] Аль-Аскалани, Фатхуль Бари, комментарий к хадису 550, глава «Время фаджра»
[3] Сура «Аль-Бакара», аят 286
[4] Сура «Аль-Бакара», аят 185
[5] Аль-Касани, Бадаиг – 2/609 стр.
[6] В шариате люди, чье выздоровление от болезней не ожидается, и пожилые люди, которые не в состоянии держать оразу (если они не могут возместить пропущенную оразу), кормят одного бедняка утром и вечером за каждый день Рамадана. Это называется «фидия». Фидию можно выплатить и деньгами. Достаточно накормить одного бедняка тридцать дней утром и вечером или шестьдесят бедняков один день утром или вечером. Если нет возможности выплатить фидию, просите прощения у Аллаха. М. Исаулы, К. Жолдыбайулы, Ислам Гылымхалы – 329 стр. Алматы.
[7] Бухари, Китабус саум – 1827.
[8] Хидая – 1/310 стр.; Аль-Айни, Биная — 4/44 стр.
[9] Сура «Аль-Бакара», аят 187
[10] Фатауаль Ислэмия, Даруль Ифта аль-Мисрия, 1/100 стр.
[11] Абу Дауд, Китабус Сиям, хадис 2365. Сахих.
[12] Фатауаль Хиндия – 1/224 стр.
[13] Пути, ведущие внутрь, включают: рот; нос; в некоторых случаях ухо; прямая кишка; влагалище.
[14] Ибн Габидин: Раддуль Мухтар – Бабу ма юфсидус саум ва ма ля юфсидуху.
[15] Маджмауль Фикхыль Ислами ад-Дуали, 1997 г., 28 августа – 03 июля, постановление 91-96.; Din Isleri Yuksek Kurulu, Oruc. 42-s. Ankara. 2010 год.
[16] Ибн Маджа
[17] М. Исаулы. К. Жолдыбайулы, Гылымхал — 319 стр.
[18] Тахмаз, Аль Фикхуль Ханафи – 1/422-424 стр.
[19] У. Зухайли, Фатауа мугасыра – 34 стр.
[20] Аль-Касани, Бадаиг – 2/614 стр.
[21] Ибн Маджа – 1667.
[22] а) У. Зухайли: Фатауа Мугасыра – 32 стр. Дамаск.; б) http://qaradawi.net/
[23] Муслим, Иман – 134.
[24] Имам Мухаммад Абу Захра, Фатэуа: Сиям.
[25] Бухари, саум, 2; Муслим, Сиям, 152.
[26] Аль-Касани, Бадаиг – 2/607 стр.
[28] Ибн Габидин – 3/368 стр.
[29] Сура «Аль-Бакара», аят 185
[30] Бахрур Раик – 2/499 стр.
[31] Сдача крови в лечебных целях
[32] Бухари, Саум, хадис 1837.
[33] Бухари, Саум, хадис 1838.
[34] Доктор проф. Али Джума: http://www.dar-alifta.org/ViewFatwa.aspx?ID=859; Diyanet fetvalari fetva nom. 83.
[35] Сура «Аль-Бакара», аят 187.
[36] Священный Коран, сура «Аль-Бакара» – аят 184.
[37] Бадаиг – 2/597 стр.
[38] Сунан Тирмизи, Китабус Саум, хадис 720.
[39] Аль-Майдани, аль-Луббаб – 1/166 стр.; Маргинани, Аль-Хидая – 1/312 стр.
[40] Сахих Муслим – хадис 759. Комментарий имама Навави.
[41] Ибн Габидин: Раддуль Мухтар.
muslim.kz