В специализированном межрайонном суде по уголовным делам города Алматы продолжаются прения сторон по делу о хищении денежных средств БТА Банка. В своем выступлении в суде государственные обвинители Еркин Баймагамбетов и Тимур Шамаи заявили, что обвинения, предъявленные подсудимым в ходе рассмотрения уголовного дела, полностью доказаны.
«Прошу признать Мухтара Аблязова виновным и назначить ему наказание в виде 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Запретить ему заниматься профессиональной деятельностью в банковских организациях сроком до трех лет. Признать Жаксылыка Жарымбетова виновным и назначить ему наказание в виде 5 лет лишения свободы с запретом заниматься профессиональной деятельностью в банковских организациях сроком до трех лет. На основании статьи 63 Уголовного кодекса РК предлагается отбывание наказания условно с испытательным сроком до трех лет. Признать Кайрата Садыкова виновным и назначить ему наказание в виде 18 лет лишения свободы. Также конфисковать имущество и назначить штраф в размере 300 месячных расчетных показателей с запретом заниматься профессиональной деятельностью в банковских организациях сроком до трех лет. Отбывать наказание в органах системы исправительных работ», — сказал Еркин Баймагамбетов в своем выступлении в суде.
Государственный обвинитель попросил суд приговорить Садуакаса Мамеша к 5 годам лишения свободы. Предлагается отбывание наказания условно с испытательным сроком до трех лет. Стоит отметить, что в начале судебного заседания первый заместитель председателя правления БТА Банка – председатель кредитного комитета Жаксылык Жарымбетов полностью признал свою вину. Перед прениями сторон бывший председатель правления БТА Банка Садуакас Мамеш также заявил, что раскаивается в совершенном преступлении и полностью признает свою вину. Вероятно, прокуроры попросили условное наказание для Жарымбетова и Мамеша из-за полного признания ими своей вины.
«Гражданский иск представителя потерпевшей стороны удовлетворить в полном объеме и взыскать с подсудимых причиненный Банку ущерб в равных долях», — подытожил свою речь прокурор.
В прениях сторон государственные обвинители выступали три дня. Это связано с тем, что они подробно остановились на всех эпизодах уголовного дела и привели доказательства непосредственного участия подсудимых в совершенных преступлениях.
Прежде всего, Еркин Баймагамбетов рассказал о «накачке» БТА Банка деньгами путем мошенничества. По его словам, перед тем как украсть деньги, М. Аблязов должен был привлечь в БТА Банк значительные средства за счет займов международных финансовых институтов и вкладов населения. Для получения денег от иностранных инвесторов и кредиторов он намеревался показать наличие на счетах БТА Банка определенной суммы, внесенной акционерами. Другими словами, доступ к инвестициям в особо крупных размерах зависел от размера уставного капитала банка. Он знал, что чем больше средств банка, тем больше денег он сможет получить от иностранных финансовых организаций.
Преступную схему Мухтара Аблязова прокуроры сравнили с финансовой пирамидой. Обычно главная цель таких финансовых пирамид — получение крупного дохода даже при маловероятной возможности заработка путем создания ложной привлекательности для других лиц.
«Аблязов принимает решение о продаже эмиссий банка для привлечения инвестиций. Выпущенные акции размещаются на бирже. Это способ привлечения денег кредиторов для коммерческих и финансовых структур. Однако в условиях секретности от контролирующих и надзорных органов РК большая часть акций банка скупается компаниями самого Аблязова», — сказал прокурор. По словам Еркина Баймагамбетова, в результате вышеуказанных действий возник искусственный спрос на акции и была обеспечена их биржевая ликвидность.
Кроме того, государственный обвинитель подробно рассказал о преступном сообществе, созданном Мухтаром Аблязовым в БТА Банке. «Аблязов знал, что не сможет в одиночку реализовать созданную им и возглавляемую им преступную схему. Поэтому для реализации своей корыстной цели он создал организованное преступное сообщество (ОПС — автор). В это сообщество входило более 100 человек. Структура сообщества состояла из добровольно организованных преступных групп. Члены преступного сообщества были распределены между подразделениями, группами и звеньями ОПС по признакам организации и исполнения», — пояснил прокурор.