При размышлении о тенгрианстве, прежде всего, следует рассматривать его в системе мировых религий. Только тогда раскроются его особенность и уникальность. В этом отношении особенно целесообразно сравнить его с зороастризмом, имеющим священную книгу Авеста. Прежде всего, оказали ли они влияние друг на друга, если да, то какое из них древнее, кто у кого заимствовал, или же это совершенно чуждые друг другу религии? Поскольку тенгрианство — это религия, имеющая лишь название, а суть её — тайна, давайте сначала рассмотрим зороастризм. Затем тенгрианство можно будет сравнить с китайскими и индийскими религиозными традициями.
На мой взгляд, суть тенгрианства — поклонение духам предков. Его природа такова: человека создает Тенгри, а после смерти его дух улетает на небо, и он сам становится тенгри. Если подумать, это очень похоже на индийскую идею метемпсихоза. Однако в индийском варианте преобладает идея «кармы» или наказания. Ведь при каждом новом рождении, совершая грехи, ты превращаешься во все худшее существо, чем прежде. Поэтому главная цель в буддизме — небытие, полное отсутствие в этом мире. А в тенгрианстве нет идеи наказания или стремления к совершенству. Следовательно, это одна из древнейших религий, гораздо древнее индуизма. Это религия, возникшая в то время, когда сама идея религии только начинала зарождаться. Но самое интересное здесь то, что человеческая жизнь считается лишь мгновением в вечном круговороте между небом и землей. Следовательно, здесь присутствуют самые ранние зачатки идеи метемпсихоза. Метемпсихоз — это временное исчезновение бессмертного вечного духа, который меняет свою форму в зависимости от совершенных им добрых или злых поступков. Однако в тенгрианстве человек не рассматривается как проявление вечного духа. Человек — лишь проявление конечной энергии, которая после смерти превращается в безграничную энергию, в Тенгри. И когда он становится тенгри, он перестает быть человеком, он лишь поддерживает своих потомков. Но у этой поддержки есть условие: дух-тенгри поддерживает своих потомков только тогда, когда они почитают его, своего предка, как бога. Поэтому казахи, как потомки Тенгри, являются народом, находящимся в вечной связи с ним. Следовательно, мы — народ с национальным метафизическим миром. В этом отношении мы похожи на великий еврейский народ. Если вы помните, их бог Яхве заключил договор со своим народом через пророка Моисея.
Ведь если в древнем многобожном мире у Бога была жена, то Яхве — единственный. Поэтому ему дороги отношения Бога и человека. Эти отношения, согласно истории евреев, составляют священную историю человечества. Она начинается с сотворения мира и первых людей, затем они впадают в грех и изгоняются из рая, а ее начальное событие — договор Яхве с избранным, не имеющим себе равных еврейским народом. И этот договор он заключает с пророком Моисеем. Он говорит ему так: «Да не будет у тебя других богов, кроме меня». Затем он называет ему свое имя. Оказывается, значение имени Яхве — «жизнь», или «жизнь», точнее «бытие».
А если обратиться к нашим предкам, они никогда не сомневались в существовании Тенгри. Тенгри был выше всяких договоров в их внутреннем сознании. Он осыпал рассветным светом, вызывал удивление и заставлял щелкать языком. Для тюрков небо и разум были едины. Их объединил Тенгри. Разделяет их только смерть. Вспомним Великую надпись Кюльтегина: «Только Тенгри распределяет время. Все сыны человеческие пришли лишь для того, чтобы умереть». Как видите, здесь нет представления о вечной жизни.
Итак, если говорить о религиозном характере тенгрианства, то в нем есть главная черта. Если латинское слово religio означает «связь, отношение», то в тенгрианстве эта черта присутствует. Тенгри — бог, находящийся в неразрывной связи со своими потомками. Ведь через Тенгри они почитают не только абстрактного Тенгри, но и духа-предка, ставшего тенгри, или своего вчерашнего предка. Таким образом, эта связь заключается не в вере в вечную жизнь, а в умалении преходящей жизни, в чтении молитв по усопшему предку и возвеличивании его славы. Только такой прославленный предок становится тенгри и поддерживает своих потомков. Как видите, в тенгрианстве нет идеи развития, изменения, совершенствования, потому что тюрки настолько верили в созидательную силу Тенгри, что не думали, что в них самих есть какой-то недостаток. Разве не лучше верить в изначальную безупречность человека, чем вести его к совершенству, когда он сбился с пути, заблудился, устал? Это можно увидеть и в знаменитом толгау Шалкииза жырау.
Если бы не было простора Алаша,
Я бы не выбирал всадника из арабов!
Если бы не было как камень для скакуна,
Я бы не надевал кольчугу!
Если бы не было двух подмышек из серебра,
Я бы не жил в вежливости!
Если бы моя жена не была красавицей,
Я бы не брал ее и не целовал!
Если бы вершина моего шлема
Не была подобна восходящей луне,
Я бы не жил как батыр!
Из этого мы видим еще кое-что. Тенгрианство больше похоже на идеологию или жизненную философию, чем на религию. Ведь там, где есть религия, сразу появляются церковь, мечеть, муллы, ишаны. Таким образом, религия, вместо того чтобы приближать человека к богу, становится профессиональным инструментом для содержания этих служителей культа. Конечно, и среди верующих не все одинаковы. Бывают шарлатаны, бывают и святые. Тем не менее, любая религия отделяет себя от жизни, создает свой особый мир, даже ставит себя выше всех остальных миров и требует от людей лишь подчинения себе. Поэтому религии чаще всего становились причиной не развития, а конфликтов, противостояния и даже многовековых войн. А в тенгрианстве, хотя и нет священной книги, есть понятие рода. В целом, тенгрианство — это философия рода, такую религию называют генотеизмом, то есть уважение к своему происхождению, расе, предкам. Поэтому сам бог в таких случаях представляется как могущественный предок. Здесь преобладает идея продолжения рода, а не творения. Поэтому главным инструментом тенгрианства являются родословная и эпос, воспевающий славу предков. Конечно, здесь хватает и различных обрядов. Кроме того, тенгрианство — это борьба со смертью, поэтому здесь очень развито целительство. Еще одна грань тенгрианства — гадание, прорицание, предсказание будущего.
Древнейшим и основным источником о религии древних персов является Авеста. Авеста — это аналог слова «знание». Это огромная система священных текстов, которые когда-то передавались устно, а в I тысячелетии до н.э. были записаны.
Согласно легенде, Авеста состояла из 21 книги, но до нас дошли лишь небольшие фрагменты. Поздняя часть Авесты под названием «Бундегиш» повествует об истории великого пророка древних персов Заратустры. Кроме того, он считается автором текстов Авесты. Вариант, дополненный комментариями на поздних формах персидского языка, называется «Зенд Авеста». Зенд — это легенда, наследие, пришедшее с легендой.
Самое удивительное, что авестийская религия, хотя и считается монотеистической, зороастризм больше похож на политеистическую, мифологическую религию.
Все царство богов четко делится на две части: к первой категории относятся боги, поддерживающие добро, созидающие, порождающие, а ко второй — злые, дикие, разрушающие, уничтожающие боги. Первые называются Ахурами, вторые — дэвами.
Во главе добрых богов стоял Ахура Мазда. Прямое значение этого слова — «Мудрый Творе