В настоящее время стремительное развитие науки и технологий превратило структуры информационного и медиапространства в поле сложных игр. В результате на формирование любого общественного мнения сегодня влияет активность миллионов людей, пользующихся Интернетом. К сожалению, среди таких активных пользователей деструктивные силы, состоящие из экстремистских и террористических организаций, оптимально используют все возможности этого пространства в своей деятельности.
Идеологи деструктивных течений, умело использующие различные современные механизмы обмена информацией, распространяют радикальные взгляды посредством учебных, переписочных, видео- и аудиоматериалов. Материалы с одинаковым содержанием и внутренним смыслом вливаются в сознание интернет-пользователей различными путями и в разнообразных формах.
Религия обладает высоким потенциалом воздействия на человеческое сознание. В связи с этим медиастудии и другие информационно-пропагандистские инструменты международных организаций с деструктивными намерениями обильно финансируются из различных источников. На примере судеб Ливии, Сирии, Ирака и Йемена наглядно видно, что за короткий промежуток времени, распространяя деструктивные идеи, можно превратить стабильное единое государство в поле боя и разрушить страну.
Цель широкомасштабной пропагандистской работы, проводимой деструктивными и экстремистскими группами, едина – разжечь в каждом очаге ненависть и вражду, уничтожить единство в обществе, тем самым нанести ущерб национальной безопасности и обороноспособности государства, нарушить конституционный строй и территориальную целостность страны.
По статистическим данным на сегодняшний день, 73% граждан, проявляющих интерес к религии, ищут необходимую информацию в Интернете, сообщила общественная организация «Центр исследования проблем терроризма и экстремизма в Республике Казахстан». Этот показатель свидетельствует о том, что подавляющее большинство молодежи в нашей стране получает религиозное образование в первую очередь в Интернете. То есть современные интернет-сайты, видеохостинги, социальные страницы, блог-платформы и другие связующие средства массовой информации способствуют возникновению наряду с новыми возможностями и новых угроз в мире.
Деструктивные религиозные течения во все исторические периоды не теряли своей активности как инструмент разрушения общества. Течения, преследующие политические интересы и финансовые цели, сегодня благодаря достижениям технологий смогли реализовать свою прозелитическую деятельность на глобальном уровне. Среди них международные экстремистские организации, такие как запрещенные в Казахстане «ИГИЛ», «Аль-Каида», основанные на идеологии салафизма, превратились в самостоятельные системы, развернувшие свои крылья на транснациональном уровне, оснащенные необходимыми финансовыми и человеческими ресурсами. В эпоху глобализации такие группы, активно используя Интернет и социальные сети, пытаясь нарушить стабильность в разных уголках мира, прикрываясь именем религии, рекламируют себя как силы, строящие государство на основе законов шариата.
Известно, что любая религиозная группа с деструктивными намерениями стремится скрыть свою истинную цель и оправдать свои злодеяния для скорейшего достижения желаемого и пополнения своих рядов новыми адептами. В связи с этим представители деструктивных течений, приводя искаженные различные религиозные цитаты в своих проповедях, стремятся представить свой путь как справедливый и истинный. Однако в истинной вере, призывающей к миру и братству, недопустимо проявлять злобу и несправедливость к людям, убивать живое существо без причины. Эти принципы четко прописаны в священных книгах.
Отличия радикальных религиозных организаций от истинной веры, которые показывают, что их идеологию нельзя связывать с истинной верой:
— деструктивные течения не идут на компромиссы и отрицают возможность достижения взаимопонимания с представителями других религий;
— идеологи деструктивных групп призывают к разрушению устоявшихся между людьми братских, дружеских, родственных и семейных отношений;
— члены радикальных групп не останавливаются перед совершением запрещенных в религии действий для достижения своих целей, даже убивают множество невинных людей и эмиссаров, в том числе представителей СМИ и послов;
— радикальные течения стремятся нарушить стабильность и целостность государства в политических и финансовых интересах, установить свое господство и власть над местным населением беззаконно;
— совершают преступные наказания, следуя своим страстям, не соблюдая нормы, закрепленные в религиозном законодательстве.
Деятельность, проводимая деструктивными организациями, полностью противоречит принципам и установкам истинной религии. Поэтому действия таких организаций оцениваются как преступление против религии, верующего сообщества и человечества в целом.
Деструктивные религиозные течения стремятся как можно быстрее пополнить свои ряды большим количеством людей. Для этого представители таких организаций влияют на сознание неофитов путем лжи, искаженного предоставления информации, использования специальных психологических уловок в работе по вербовке. Организации с деструктивными намерениями пытаются увеличить число своих сторонников, представляя себя обществу как религиозные, лечебные, оздоровительные, культурные, политические или образовательные центры.
Главная опасность деструктивных организаций, отравляющих человеческое сознание, заключается в ограничении способности человека, доверившегося этой среде, мыслить самостоятельно, критически оценивать, принимать самостоятельные решения, выбирать желаемый образ жизни. То есть происходит посягательство на личную свободу и права гражданина.
При вступлении в деструктивную группу личность проходит различные психологические этапы. На этих этапах человек принимает ложные религиозные установки как истинную веру. Эти этапы можно условно разделить на четыре:
1) этап установления первого контакта начинается со знакомства человека с представителями ложного религиозного течения. В это время радикальные идеологи представляют искаженную информацию для навязывания своей позиции и показывают свою деятельность как честную и правильную. Используют механизмы психологического воздействия в прозелитических целях. На начальном этапе идеологи пытаются доказать свою приверженность религии и готовность всегда оказать помощь, чтобы пробудить у завербовываемого человека интерес к религии. Таким образом, устанавливают тесный контакт с человеком, установившим дружеские отношения.
2) на втором этапе человек полностью доверяется вербовщикам и вступает в религиозную организацию в качестве неофита. В это время идеологи внушают неофиту мысли о том, что «только наша религиозная вера является истиной», а «истинного счастья можно достичь только внутри группы». Также в это время неофит изолируется от информации, поступающей другими путями, и его мышление, сознание начинает формироваться в направлении, указанном идеологами. В результате идеолог берет под полный контроль личную жизнь неофита, оценивая каждый его шаг, и становится его наставником, к которому он обращается за советом в любом вопросе.
3) на этом этапе человек, прошедший психологическую обработку внутри деструктивной группы, изолированный от внешних информационных и социальных связей, привязывается к членам группы и готов полностью посвятить свою жизнь интересам этой группы. Родственники, общество, государство, находящиеся вне деструктивной группы, становятся чужими для человека, прошедшего вербовку. Такой человек считает своими истинными друзьями только людей из группы и слепо подчиняется приказу своего руководителя в организации.
4) на последнем этапе под влиянием идеологов формируются установки человека по отношению к жизни и окружающим. Человеку, который ставит других выше себя, навязываются идеи и взгляды, основанные на ложной вере, и такой человек готов пожертвовать своей жизнью и имуществом ради интересов организации.
Деструктивность любого религиозного течения проявляется в его целях и результатах деятельности. У человека, попавшего под влияние течения с деструктивными намерениями, нарушается уровень личной жизни, а также его социальное, физическое, экономическое, духовное и моральное состояние. Вследствие этого страдает семья и общество, наносится ущерб безопасности государства.
Вопросы обеспечения национальной безопасности и регулирования религиозной сферы в стране являются одним из основных направлений государственной политики Казахстана. Поэтому в настоящее время благодаря дальновидной политике, проводимой нашим Елбасы, а также в результате согласованной работы государственных органов и общественных институтов сохраняется стабильность религиозной ситуации в стране.
В рамках исполнения поручений Главы государства создана и ежегодно совершенствуется собственная система Казахстана по нейтрализации террористических угроз. В стране накоплена определенная база опыта и компетенций по противодействию экстремизму и терроризму. Это в первую очередь включает профилактические меры, повышение религиозно-правовой грамотности населения, формирование иммунитета к воздействию различных радикальных идеологий.
В этой связи нельзя забывать, что традиционные религиозно-духовные ценности являются влиятельным фактором в построении будущего нации. Национальная культура и духовность казахского народа, жизненные установки и традиции, мысли и взгляды, мировоззрение формировались в тесной связи с ценностями этой религии. Поэтому самый эффективный путь противодействия влиянию чуждых деструктивных сил – это возрождение национального кода, национальных ценностей, цели государства и национальной структуры государства, исторических наследий казахской земли, как отмечено в недавней статье Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Только путем широкой пропаганды национальных и религиозно-духовных ценностей в обществе в борьбе с влиянием деструктивных течений, действующих на глобальном уровне, мы сможем обеспечить защиту современного общества и будущих поколений от негативного воздействия чуждых идеологий.
Муслимов М.Ж.
РГП «Научно-исследовательский и аналитический центр по вопросам религии» КДС МДПЛ РК
Ведущий научный сотрудник отдела исследования религиозных объединений
Национальный портал
Иллюстративное фото: islam.ru