Общеизвестно, что религиозный экстремизм и терроризм стали главной угрозой XXI века. Однако предпринятые меры противодействия, как на международном уровне, так и на уровне отдельных государств, дали незначительный положительный результат. Напротив, преступления, прикрытые религиозными лозунгами, охватывают новые регионы и страны. К несчастью, указанная проблема стала большой бедой и для современного казахстанского общества. Где была допущена ошибка? Каковы корни соответствующих проблем? Какие эффективные меры следует принять для их обуздания? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы.
Прежде всего, давайте поговорим о ряде предпосылок, которые привели к политизации религии в глобальном масштабе. Среди них можно назвать национально-освободительные движения, усилившиеся в середине ХХ века против колониальной системы в Азии, Африке, на Ближнем Востоке. Большинство из них обратилось к религии как к мощному объединяющему потенциалу. Впоследствии, когда Запад вмешивался в дела своих бывших колоний, грабил их богатства, навязывал свои ценности, ислам стал идеологическим щитом для местных народов и активно пропагандировался. А войны в Палестине, Афганистане, Ираке, несмотря на другие причины, были восприняты в мусульманском мире как новый «крестовый поход» против христианского мира.
Следовательно, изначально ислам выполнял позитивную и созидательную функцию для указанных стран как инструмент противостояния несправедливости и агрессии, возрождения собственной цивилизации.
Однако злоупотребления официального руководства, рост социальной розни, коррупция, замена справедливости авторитаризмом постепенно привели к проникновению религиозной активности во внутреннюю политику. На политическую арену вышли новые организации и партии, которые посчитали восстановление исламского халифата единственным путем к построению справедливого общества. Теперь они нацелились на свою светскую власть. Соответственно, сегодня отдельные круги, поддерживающие радикальный религиозный фундаментализм, в частности теократические страны, такие как Саудовская Аравия, Пакистан, Иран, оказали поддержку таким движениям. Прикрываясь именем религии, они стремились усилить свое политическое влияние. Особенно такие провокации получили широкое распространение в странах со слабым центральным правительством, разочарованным народом и уязвимой духовностью. Для указанного списка достаточно назвать Афганистан, Северный Кавказ, Судан, Сомали. А после событий «Арабской весны» в 2010-2011 годах радикальный исламизм распространился на такие страны, как Йемен, Ирак, Ливия, Египет, Ливан, Сирия.
Примечательно: в большинстве вышеупомянутых стран причинами народного волнения стали коррупция, нежелание власти считаться с народом, беспризорность молодежи, безработица, упадок духовных ценностей, отсутствие демократии. А когда прежняя власть пала, в этих странах возникло политическое пространство – вакуум. Законная и светская оппозиция, подавлявшаяся долгие годы, утратила какое-либо влияние. В этой ситуации повезло исламистам, действовавшим тайно и сохранившим свои силы. Однако, получив власть, они начали истреблять своих политических противников. Это привело к кровопролитию и беженству многих народов на долгие годы.
Возвращаясь к Казахстану, официальные лица слишком поздно признали опасность религиозного радикализма. С начала 1990-х годов наша молодежь отравилась ретроградной идеологией за рубежом, а внутри страны заполонили приезжие религиозные провокаторы. Наши соотечественники, отправившиеся в Чечню, Дагестан, Афганистан, Пакистан, стали боевиками ложного джихада. Тогда ответственные лица не прислушались к предупреждениям и сигналам отечественных экспертов. Экспертов же самих отчитывали: «У нас такого быть не может, не сейте панику».
Время показало, кто был прав, а кто ошибался. Тем не менее, кампанию против религиозного экстремизма, начатую с опозданием, сложно назвать результативной. Почему?
В период с 2010 по 2016 год, когда угроза религиозного экстремизма и терроризма достигла пика, в стране были созданы компетентные органы, приняты новые законы, усилены службы безопасности и правоохранительные органы, расширены их полномочия. Но предпринятые с тех пор действия были в основном направлены на борьбу с последствиями проблемы, а не с ее причинами. В частности, они включали наказание, запреты, ограничение прав. А такие факторы, ведущие в тупик, как духовное отчаяние, отказ от мирской жизни и обращение к религии, безработица, религиозная неграмотность, слабость отечественной идеологии, неспособность представителей традиционных религий к духовному соперничеству, несправедливость и коррупция, поразившие общество, остались в стороне. Это похоже на пустую трату времени – срубить верхушку сорняка, оставив корни.
Действительно, в последнее время официальные учреждения стали организовывать общественные слушания для обсуждения проблем в области религиозного экстремизма. К ним привлекаются религиоведы, социологи, другие специалисты. Как говорится, «лучше что-то, чем ничего» – похвальная инициатива. Однако ценные мнения и предложения, высказываемые на таких собраниях, к сожалению, часто остаются гласом вопиющего в пустыне. Иначе говоря, принимаются сырые решения?
Например, на официальном уровне широко распространено понятие «незаконные террористические организации». Тогда как, неужели существуют и законные террористические организации? Время от времени встречаются и термины «незаконные вооруженные бандитские группировки», «запрещенные террористические группы».
В целом, само понятие запрета экстремизма и терроризма несколько неясно. Так почему бы не запретить, скажем, коррупцию, воровство? Что из этого получится? Было бы хорошо, конечно, если бы таким поверхностным путем можно было бы избавиться от различных бед. Но ведь это не так.
Вопрос с открытым ношением бороды также схож. Во-первых, ошибочное мнение, что все бородатые – поголовно салафиты или ваххабиты. Иначе говоря, что нам делать с служителями христианских церквей, раввинами иудейских синагог, и даже теми, кто носит бороду просто ради моды? Во-вторых, ношение бороды, отращивание волос или бритье головы – это личное дело человека. Насколько законно вмешательство государства в это? В-третьих, сомнительно, что сбривание бороды изменит сознание человека.
На самом деле, чтобы предотвратить любой экстремизм, людей не следует доводить до экстремальных, то есть затруднительных ситуаций. Это – безработица, или несправедливость, бедность и бюрократия, невозможность решить свои проблемы законным путем. В первую очередь это касается молодежи, чье сознание еще не сформировалось, и которая, соответственно, подвержена вредному влиянию. Как показывает практика, места, склонные к распространению экстремистских движений, – это, как правило, районы с тяжелым социально-экономическим положением, моногорода с недостатком очагов культуры и образования, тюрьмы и т.д. Следовательно, для коренного решения проблемы необходимы меры по обеспечению жизненных потребностей граждан, занятости, жилья, социальных лифтов, обеспечению равенства перед законом, не ограничению гражданских прав и свобод, обращению к духовности.
Значение разъяснительно-пропагандистской работы также велико. Речь идет о повышении активности муфтията, мечетей, учреждений, дающих религиозное образование, широком привлечении к этому делу интеллигенции, светских учебных заведений, прессы. В этом плане особенно недостаточно используется потенциал телевидения. Пока существует только один канал, посвященный теме религии, и его редакционная политика иногда непонятна.
А самое главное – как уже упоминалось выше, экстремизму и терроризму обычно подвергаются народы, ослабившие или утратившие свою духовность, национальную идентичность, страдающие от нищеты. Следовательно, главный путь к тому, чтобы не поддаваться чуждым, злонамеренным идеологиям, – это возрождение духовности. Это подобно иммунитету, защищающему организм человека от опасных болезней. В нашем случае имеется в виду опора на развитие казахского языка, казахскую культуру и литературу, традиции и мировоззрение, историю и наставления предков. А если эти ценности будут и дальше рассматриваться поверхностно, то ситуация может не улучшиться, а усугубиться.
Конечно, предложенные рекомендации – это не вопрос двух-трех дней, и даже не двух-трех лет. Проблемы, накапливавшиеся и не решавшиеся долгие годы, не могут быть решены легко и поспешно. Для решения сложных проблем требуются сложные решения. Для этого необходим справедливый и честный анализ и, на его основе, план комплексных действий.
Расул ЖУМАЛЫ,
Политолог
Газета «Жас Алаш»