Долгие годы из-за преступной политики советской системы подвиг казахского воина оставался недооцененным. Лишь спустя 62 года было признано, что Рақымжан Қошқарбаев и его боевой товарищ Григорий Болатов первыми водрузили Знамя Победы над Рейхстагом. Событие, произошедшее 30 апреля 1945 года в 14:25 в Берлине, навсегда останется в истории.
«Отец не считал себя совершившим подвиг»
В Астане установлен памятник в честь героя. В руках легендарного воина высоко реет Знамя Победы. Каждый, проходя мимо памятника, взглянув на героическую фигуру, несомненно, преклоняется перед его подвигом.
«А отец не считал себя совершившим подвиг. Он говорил, что мне повезло, и я оказался одним из первых, кому был отдан приказ водрузить Знамя Победы над Рейхстагом. «Будь на моем месте кто-то другой, он сделал бы то же самое, что и я», — говорил он мне», — рассказала дочь героя Әлия Қошқарбаева.
День водружения Знамени над Рейхстагом
«Когда мы приблизились к Рейхстагу, я развернул красное знамя и карандашом написал на его углу номер нашего полка — 674-й, а также наши имена: «Лейтенант Қошқарбаев, рядовой Булатов», — вспоминает Рақымжан Қошқарбаев, говорящий из черно-белых архивных кадров 60-х годов, момент водружения Знамени Победы над Рейхстагом 30 апреля 1945 года. — Болатов сказал мне: «Товарищ лейтенант, вы правильно сделали, что написали наши имена, иначе, если бы нас убили, никто бы не узнал, что мы сюда добрались, кто мы и из какого полка». Я ответил: «Гриша, разве мы идем не умирать, а выполнять боевую задачу, водружать красное знамя? Мы стали как родные братья, ты же знаешь, что я вырос в детском доме»… Бои продолжались до 2 мая, и с тех пор 30 апреля стало моим вторым днем рождения».
Телеграмма Путину: «Восстановите историческую справедливость!»
Двенадцать лет назад, 7 мая 2005 года, историк Болат Асанов направил телеграмму президенту России Владимиру Путину с просьбой восстановить историческую справедливость в отношении лейтенанта Қошқарбаева.
«Мне неудобно сомневаться в легенде о том, что Кантария и Егоров первыми водрузили знамя, — говорит Болат Асанов, — но знамя над Рейхстагом 30 апреля 1945 года в 14:25 по берлинскому времени водрузили Рақымжан Қошқарбаев и Григорий Болатов. Об этом Левитан сообщил по всемирному радио. И есть множество документов, подтверждающих этот факт. В прошлом году в журнале «Дружба народов» был опубликован дневник старшего лейтенанта 150-й дивизии, известного советского писателя Василия Субботина, который очень переживал за судьбу воинов, водрузивших Знамя Победы. Он писал: «Конечно, когда Қошқарбаев и Болатов поднялись с боевым знаменем в руках, они ничего не знали об официальном знамени, выданном для водружения на Рейхстаг. Они не подозревали, что все было известно заранее. Они с исключительной отвагой ползли по разрушенной, гремящей от выстрелов и взрывов площади. Знамя, которое они водрузили, было действительно первым. Поэтому политотдел дивизии, забыв о знамени Военного совета, признал первыми водрузившими Знамя Победы над Рейхстагом их двоих, и в боевой газете было написано именно так («Воин Родины» – 3-5 мая 1945 г.). Но Знаменем Победы было признано не их знамя, а знамя «№5″. А теперь от младенца до старика знают не Болатова и Қошқарбаева, а Кантарию и Егорова…»
В июле 2005 года Институт военной истории России ответил на телеграмму Асанова.
Из письма Института военной истории России Болату Асанову:
«Сотрудники Института военной истории Министерства обороны РФ установили, что подвиг вашего земляка, лейтенанта Рақымжана Қошқарбаева, имеет документальное подтверждение. Командир 674-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии 6 мая 1945 года представил его к званию «Герой Советского Союза». Из его наградного листа: «29.04.1945 года взвод одним из первых форсировал реку Шпрее, не сдаваясь ожесточенному сопротивлению противника, 30.04.1945 года ворвался в Рейхстаг и водрузил Знамя Победы». Командиры 150-й стрелковой дивизии и командир 79-го корпуса пришли к выводу: «Достоин присвоения звания Героя Советского Союза». Однако приказом №0121 от 8.6.1945 г. командующего 3-й ударной армией 1-го Белорусского фронта лейтенант Қошқарбаев за образцовое выполнение боевых заданий в боях с немецкими захватчиками, проявленные при этом мужество и отвагу был награжден орденом «Красного Знамени» от имени Президиума Верховного Совета СССР».
Правда не скрывается
15 июля 2005 года вопрос о тех, кто первым водрузил Знамя над Рейхстагом, был окончательно разрешен. Однако оба героя ушли из жизни, так и не узнав об официальном признании их подвига — Болатов скончался в 1973 году, а Қошқарбаев — в 1988 году.
«Отец не показывал своих чувств, иногда казалось, что ему все равно, признан его подвиг или нет. Он никогда не хвастался, говоря «я совершил подвиг». Он был хорошим отцом, хорошим мужем, хорошим другом… Очень любил жизнь. У него было много друзей, каждый день к нам приходили гости», — говорит дочь Әлия.
«Война в кино далека от жизненной правды»
В семье Қошқарбаевых ежегодно 9 мая с большой радостью отмечался праздник Победы. «Мы накрывали богатый дастархан и ждали дорогих гостей», — вспоминает дочь ветерана. Но отец никогда не говорил о войне.
«Отец всегда был сдержан, спокоен в этот день и не показывал своих чувств. Трудно было понять, что у него на душе. Думаю, война закалила его и сделала таким человеком. Я знала, что девятого мая отца приглашали на различные мероприятия, к нам приходили гости… но он никогда не делился сокровенными мыслями, особенно мыслями о войне — этого никогда не было», — сказала она.
Кроме того, по словам дочери, Рақымжан Қошқарбаев не смотрел фильмы о войне.
«Отец говорил, что все в кино — сказки, на войне все было совсем иначе. На самом деле, не только мой отец, но и многие, кто прошел войну, не смотрят фильмы о войне. Отец посмотрел только один фильм под названием «Освобождение». Он сказал, что во многих моментах этого фильма, который смотрели все, было много искажений», — с особым волнением закончила рассказ дочь героя.
Вот таким человеком был отважный воин, который в последние дни войны, рискуя жизнью, развевал Знамя Победы над Рейхстагом…
sputniknews.kz