В газете «Егемен Қазақстан» была опубликована статья Елбасы Нурсултана Назарбаева «Вектор будущего: духовное возрождение». Портал «Ұлт» представляет вашему вниманию полный текст статьи.
ВВЕДЕНИЕ
Наша страна вступила в новый исторический этап. В своем Послании народу в начале года я объявил о начале третьей модернизации Казахстана.
Таким образом, мы приступили к двум особо важным процессам возрождения – политической реформе и экономической модернизации.
Наша цель ясна, наш курс определен – войти в число 30 самых развитых стран мира.
Обе эти модернизации имеют свои конкретные цели и задачи, приоритеты и пути их достижения. Я уверен, что все намеченные нами работы будут выполнены своевременно и максимально эффективно. Однако, для того чтобы задуманное осуществилось, этого недостаточно.
Для достижения цели наше сознание должно опережать наши действия, то есть должно модернизироваться раньше них.
Это не только дополнит политическую и экономическую модернизации, но и станет их стержнем.
Духовное возрождение – это не работа, которая начнется только сегодня.
За годы Независимости мы проделали ряд масштабных работ в этом направлении.
В 2004 году в рамках программы «Мәдени мұра» мы обновили историко-культурные памятники и объекты на территории Казахстана. В 2013 году по программе «Народ в потоке истории» мы систематически собирали и исследовали документы, касающиеся нашей истории, из ведущих мировых архивов. Теперь мы приступаем к работам, еще более масштабным и фундаментальным, чем все это. Я счел нужным поделиться своими взглядами на то, как мы будем делать шаг в будущее и как изменим массовое сознание, чтобы наша страна стала единой нацией, сильной и ответственной.
I. О НАЦИОНАЛЬНОМ СОЗНАНИИ В XXI ВЕКЕ
Весь мир на наших глазах меняется. В мире начался новый исторический этап с неясным направлением. В стремительно меняющемся мире, если мы не избавимся от шаблонных правил, глубоко укоренившихся в нашем сознании и мировоззрении, мы не сможем встать вровень с ведущими странами и идти с ними плечом к плечу. Чтобы измениться, мы должны взять себя в руки, адаптироваться к течению времени и впитать в себя положительные стороны новой эпохи.
В чем секрет того, что западная модель модернизации ХХ века не соответствует реалиям сегодняшнего дня? На мой взгляд, главный недостаток – это их навязчивое стремление навязать всем без разбора свой собственный формат и опыт, не учитывая особенности других народов и цивилизаций. Даже хорошо модернизированное общество имеет свой духовный код, уходящий корнями в глубь истории.
Главное условие модернизации нового типа – это умение сохранить свой национальный код. Без него модернизация легко может превратиться в пустой звук.
Однако, ясно, что, стремясь сохранить свой национальный код, нельзя под видом национального сознания консервировать все хорошее и плохое, то есть как свойства, укрепляющие веру в будущее и ведущие вперед, так и привычки, тянущие назад и спотыкающие.
Любая модернизация не должна идти вразрез с историческим опытом и национальными традициями. Напротив, необходимо уметь превратить передовые традиции, выдержавшие испытание временем, в важные предпосылки успешной модернизации. Если модернизация не черпает силу из национальных и духовных корней народа, она ведет к заблуждению.
В то же время, духовное возрождение важно своей способностью гармонично сочетать различные полюса национального сознания.
Это – манифест национальной памяти, который гармонично связывает горизонты великой истории, созидательного настоящего и светлого будущего.
Я хочу, чтобы мой народ, опираясь на богатую историю и неразрывные национальные традиции, делал каждый шаг уверенно и уверенно смотрел в будущее.
В связи с этим я хотел бы отметить несколько направлений модернизации сознания всего общества и каждого казахстанца.
1. Конкурентоспособность
Сегодня только повысив свою конкурентоспособность, не только отдельный человек, но и весь народ получает возможность добиться успеха.
Конкурентоспособность – это способность нации предложить на региональном или мировом рынке нечто выгодное другим по цене или качеству. Это может быть не только материальный продукт, но и образование, услуги, интеллектуальный продукт или качественные трудовые ресурсы.
В будущем успех нации будет определяться не природными богатствами, а конкурентоспособностью ее людей. Поэтому каждый казахстанец, а вместе с ним и вся нация, должен обладать качествами, соответствующими XXI веку. Например, компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость – это необходимые предпосылки для продвижения каждого человека.
Поэтому программы, такие как «Цифровой Казахстан», «Обучение на трех языках», «Культурное и межконфессиональное согласие», направлены на подготовку нашей нации, то есть всех казахстанцев, к требованиям XXI века.
2. Прагматизм
Без изменения многих привычек и устоявшихся жестких правил, въевшихся в нашу кровь, наша полноценная модернизация невозможна.
Если мы на мгновение заглянем в нашу родную историю, в образ жизни наших предков, мы найдем немало ярких примеров подлинного прагматизма.
Наш народ веками бережно относился к природе родной земли, придерживаясь уникального экологического образа жизни, экономно и рационально используя ее богатства.
Лишь в середине прошлого века, всего за несколько лет, миллионы гектаров наших степей были безжалостно распаханы. Вековой национальный прагматизм за считанные годы изменился до неузнаваемости, перейдя в расточительство. В результате, вся плодородность степей, где испокон веков трава касалась лишь копыт скакунов, была уничтожена. Тысячи гектаров наших миялы-земель, где «тянешь за нитку – выходит масло», превратились в зоны экологической катастрофы, а Аральское море – в высохшую пустыню.
Все это – горький пример пренебрежительного отношения к земле.
На пути модернизации мы должны возродить благородные качества, унаследованные от предков, впитавшиеся в нашу кровь и до сих пор пульсирующие в наших жилах.
Прагматизм – это точное знание своих национальных и личных богатств, их экономное использование и соответствующее планирование своего будущего, недопущение расточительства и излишеств, хвастовства и высокомерия. Признаком подлинной культуры в современном обществе является не неуместная роскошь. Напротив, сдержанность, довольство и простота, бережливость и рациональное использование свидетельствуют о дальновидности.
Приоритет в достижении конкретных целей, получении образования, ведении здорового образа жизни, профессиональном совершенствовании, а также рациональное использование всего на этом пути – вот что такое прагматизм поведения.
Это единственная успешная модель в современном мире. Если нация или отдельный человек не ставит перед собой конкретную цель и целенаправленно не стремится к ней, появятся популистские идеологии, которые завтра приведут не к делу, а к гибели.
К сожалению, история знает немало примеров, когда целые нации, запутавшись в несбыточных идеологиях, в итоге гибли. Три главные идеологии прошлого века – коммунизм, фашизм и либерализм – рухнули на наших глазах.
Сегодня век радикальных идеологий безвозвратно ушел. Теперь нужны четкие, понятные и нацеленные в будущее векторы. Только такие векторы, направленные на достижение конкретных целей как человеком, так и целой нацией, могут стать путеводной звездой развития. Самое главное, они должны тщательно учитывать возможности и силы страны.
То есть, только реализм и прагматизм достойны быть лозунгом ближайших десятилетий.
3. Сохранение национальной самобытности
Само понятие национальной модернизации означает зрелость национального сознания.
Оно имеет две стороны.
Во-первых, расширение горизонта национального самосознания.
Во-вторых, изменение ряда характеристик национального бытия при сохранении его стержня.
Каковы могут быть опасности существующих моделей модернизации?
Опасность заключается в том, что модернизация рассматривается как замена индивидуальной модели национального развития универсальной моделью для всех. Однако сама жизнь показала, что это представление в корне ошибочно. На практике каждый регион и каждое государство формируют свою собственную модель развития.
Наши национальные обычаи и традиции, наш язык и музыка, литература, ритуалы, одним словом, наш национальный дух должны остаться с нами навечно.
Мудрость Абая, гениальность Ауэзова, песни Жамбыла и кюи Курмангазы, голос предков, дошедший до нас сквозь века – это лишь часть нашей духовной культуры.
В то же время, само понятие модернизации означает избавление от ряда устаревших привычек и обычаев, несовместимых с глобальным миром.
Возьмем, к примеру, местничество. Конечно, правильно знать историю родной земли и гордиться ею. Но ни в коем случае нельзя забывать о более важном – о том, что вы являетесь сыном единой великой нации.
Мы строим меритократическое общество, где каждый оценивается по своему вкладу и профессиональной квалификации. Эта система не терпит круговой поруки и кумовства.
Моя цель, говоря обо всем этом подробно, – не перечислять все хорошее и плохое в нас. Я хочу, чтобы казахстанцы поняли и осмыслили два незыблемых правила.
Первое – без сохранения национального кода, национальной культуры, никакой модернизации не будет.
Второе – для продвижения вперед необходимо отказаться от ретроградных аспектов прошлого, препятствующих развитию нации.
4. Триумф образования
Стремление быть образованным, просвещенным, открытым – это свойство, присущее нам.
За годы Независимости проделана огромная работа. Мы обучили и подготовили десятки тысяч молодых людей в ведущих университетах мира. Эта работа началась с программы «Болашак», инициированной в начале девяностых годов прошлого века. В стране открылся ряд университетов высочайшего уровня, сформировалась система интеллектуальных школ. Было сделано много и другого.
Тем не менее, триумф образования должен быть всеобщим. На то есть ясные и неоспоримые причины. Учитывая тенденции технологической революции, половина нынешних профессий исчезнет в ближайшие десятилетия.
Профессиональный характер экономики никогда прежде не менялся так стремительно.
Мы вступили в эпоху, где все новое сегодня завтра станет старым, эпоху стремительных перемен. В этой ситуации успеха добьются только высокообразованные люди, способные без особых затруднений менять свою профессию.
Понимая это, мы входим в число ведущих стран мира по доле бюджетных расходов, выделяемых на образование.
Каждый должен глубоко осознать, что образование – это самый фундаментальный и главный фактор успеха. Образование всегда должно стоять на первом месте среди приоритетов, которые ставят перед собой наши молодые люди. Ведь только нация, ставящая образование превыше всего в системе ценностей, добьется успеха.
5. Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана
В этом году исполняется 100 лет со дня событий октября 1917 года, которые потрясли огромную территорию Евразийского континента.
Весь ХХ век был полон революционных потрясений. Это оказало огромное влияние на все народы этого региона и изменило их бытие.
Каждый народ извлекает свои уроки из истории, это его право.
Никогда нельзя навязывать другому свою точку зрения. Никто не имеет права навязывать нам свои субъективные трактовки истории.
Прошлый ХХ век стал для нашего народа веком скорби, бедствий и трагедий.
Во-первых, наш собственный путь национального развития, существовавший испокон веков, был полностью разрушен, и нам была насильно навязана чуждая общественная структура.
Во-вторых, нашему народу был нанесен невообразимый демографический удар. Его раны не заживают уже целый век.
В-третьих, казахский язык и культура оказались на грани уничтожения.
В-четвертых, многие регионы страны превратились в зоны экологической катастрофы.
Конечно, история состоит не только из «белых пятен».
ХХ век принес Казахстану и ряд благ.
К ним можно отнести индустриализацию, создание социальной и производственной инфраструктуры, формирование новой интеллигенции.
В этот период в стране произошла определенная модернизация. Но это была модернизация территории, а не нации.
Мы должны ясно понимать уроки истории. Эпоха революций еще не закончилась. Просто их форма и содержание кардинально изменились.
Наша недавняя история привела нас к неоспоримой истине – только эволюционное развитие дает нации возможность процветать.
Если мы не извлечем из этого урок, мы снова попадем в капкан истории. Поэтому принцип эволюционного развития должен стать личным ориентиром каждого казахстанца.
Однако эволюционное развитие общества как принцип не является синонимом вечной замкнутости.
Поэтому важно не только понимать горькие уроки истории, но и извлекать уроки из современных явлений, которые мы наблюдаем каждый день, и прогнозировать тенденции будущего.
Сегодня революции меняют облик, прикрываясь национальными, религиозными, культурными, сепаратистскими масками. Но все они, в конечном итоге, заканчиваются кровопролитием, экономическим крахом, как мы видим.
Поэтому осмысление мировых событий и извлечение из них уроков – это часть масштабной мировоззренческой, духовной работы общества, политических партий и движений, системы образования.
6. Открытость сознания
Многие проблемы возникают из-за того, что массовое сознание, несмотря на стремительные изменения в мире, остается в рамках «дома и очага».
На первый взгляд, необходимость массового и быстрого изучения английского языка, наряду с родным языком, как средства профессиональной коммуникации, не требует доказательств для более чем миллиарда человек на Земле.
Неужели более 400 миллионов жителей Европейского Союза не уважают свои родные языки – немецкий, французский, испанский, итальянский или другие? Или сотни миллионов китайцев и индонезийцев, малайцев учат английский язык от нечего делать?
Это не просто чье-то желание, а главное условие для свободного вхождения и работы в глобальном мире.
Однако проблема не только в этом. Открытость сознания означает три особенности разума.
Во-первых, она дает возможность понять, что происходит в мире, в интересующей вас части Земного шара и вокруг вашей страны.
Во-вторых, это готовность ко всем изменениям, которые принесет поток новых технологий. В ближайшие десять лет наш образ жизни: работа, быт, отдых, жилье, способы человеческих отношений, в общем, все изменится кардинально. Мы должны быть готовы и к этому.
В-третьих, это возможность перенимать опыт других и усваивать их передовые достижения. Современный облик двух великих держав Азии – Японии и Китая – является настоящим примером эффективного использования этих возможностей.
Быть открытым, принимать передовые достижения других, не отталкивая их словами «мое – ценно, чужое – никчемно» – это ключ к успеху и один из главных показателей открытого разума.
Если казахстанцы будут оценивать мир, сидя дома и глядя в окно, они не увидят, какие бури бушуют в мире, на континенте, даже в соседних странах.
Они не узнают, что происходит за горизонтом. Они даже не смогут осмыслить внешние влияния, которые заставят их кардинально пересмотреть некоторые свои позиции.
II. ЗАДАЧИ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ
Общественное сознание требует не только формирования основных принципов модернизации, но и реализации конкретных проектов, необходимых для противостояния вызовам нашего времени.
В связи с этим я предлагаю несколько проектов, которые необходимо будет основательно взяться в ближайшие годы.
Во-первых, мы должны начать постепенный переход казахского языка на латинскую графику. Мы глубоко понимаем необходимость последовательности в этом вопросе и подходим к нему взвешенно, и тщательно готовились к этому с момента обретения Независимости.
Вы знаете, что алфавит казахского языка имеет очень глубокие корни.
VI-VII века – период раннего средневековья. В это время на Евразийском континенте появилась и использовалась руническая письменность древних тюрков, известная науке как «орхоно-енисейские надписи».
Это один из древнейших алфавитов в истории человечества.
С V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на обширной территории Евразийского континента.
Например, все официальные документы и международная переписка Золотой Орды велись в основном на средневековом тюркском языке.
После принятия ислама рунические надписи постепенно вытеснялись, и начали распространяться арабский язык и арабский алфавит.
С Х по ХХ век, в течение 900 лет, на территории Казахстана использовался арабский алфавит.
7 августа 1929 года Центральный Исполнительный Комитет СССР и Президиум Совета Народных Комиссаров СССР приняли постановление о введении нового латинизированного алфавита – «Единого тюркского алфавита».
Письменность, основанная на латинском алфавите, использовалась с 1929 по 1940 год, а затем была заменена на кириллицу.
13 ноября 1940 года был принят закон «О переводе казахской письменности с латинизированного алфавита на новый алфавит на основе русской графики».
Таким образом, история изменения алфавита казахского языка определялась в основном конкретными политическими причинами.
В своей «Стратегии «Казахстан-2050», опубликованной в декабре 2012 года, я заявил, что «мы должны начать переход на латинский алфавит с 2025 года».
Это означает, что с того времени мы начнем переход на латинскую графику во всех сферах.
То есть, к 2025 году мы должны начать печатать делопроизводство, периодическую печать, учебники – все на латинском алфавите.
Этот период уже близок, поэтому мы должны приступить к этой работе незамедлительно. Мы уже сейчас приступаем к подготовительным работам, необходимым для начала этой масштабной работы. Правительство должно разработать конкретный график перехода казахского языка на латинскую графику.
Переход на латиницу имеет глубокую логику. Это связано с особенностями современной технологической среды, коммуникаций, а также с научным и образовательным процессом в XXI веке.
В школе наши дети изучают английский язык и без него уже осваивают латинские буквы. Поэтому для молодого поколения никаких трудностей и препятствий не будет.
До конца 2017 года при содействии ученых, после консультаций со всеми представителями общественности, мы должны принять единый стандартный вариант казахского алфавита в новой графике. С 2018 года мы должны приступить к подготовке специалистов, которые будут обучать новому алфавиту, и учебников для средних школ.
В течение следующих 2 лет должны быть проведены организационные и методические работы.
Конечно, в период адаптации к новому алфавиту некоторое время будет использоваться и кириллический алфавит.
Во-вторых, мы приступаем к проекту «Новое гуманитарное образование. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам.
Суть его заключается в следующем:
1. Мы должны создать все условия для предоставления студентам полного образования по таким наукам, как история, политология, социология, философия, психология, культурология и филология. Представители гуманитарной интеллигенции получат поддержку государства путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны. Нам нужны не только инженеры и врачи, но и образованные люди, способные глубоко понимать современность и будущее.
2. В течение нескольких лет мы переведем на казахский язык 100 лучших мировых учебников по всем направлениям гуманитарного образования, предоставив молодежи возможность учиться на основе лучших мировых образцов. Уже в 2018-2019 учебном году мы должны начать обучение студентов по этим учебникам.
3. Для этого необходимо создать Национальное бюро переводов, не являющееся государственным, на базе существующих переводческих структур. Оно должно приступить к соответствующим работам по заказу правительства с лета 2017 года.
Чего мы достигнем посредством этой программы?
Прежде всего, мы начнем обучать сотни тысяч студентов на новом качественном уровне.
Это означает подготовку специалистов, более адаптированных к глобальной конкуренции в сфере образования.
Кроме того, новые специалисты станут главной силой, которая укрепит в обществе основные принципы модернизации сознания, такие как открытость, прагматизм и конкурентоспособность. Таким образом, фундамент будущего будет заложен в аудиториях учебных заведений.
Наше социальное и гуманитарное образование долгие годы было ограничено одной идеологией, и мы были вынуждены смотреть на мир через одну призму. Выход 100 лучших мировых учебников на казахском языке принесет свои плоды уже через 5-6 лет. Поэтому, не теряя времени, мы должны взять самые современные, лучшие образцы и сделать их переводы на казахский язык.
Это задача государства.
Правительство должно комплексно решить этот вопрос, учитывая такие аспекты, как обеспечение переводческими кадрами, авторские права, учебно-методические программы и профессорско-преподавательский состав.
В-третьих, казахи не зря говорят «Туған жерге туыңды тік» (Поставь свое знамя на родной земле).
Патриотизм начинается с любви к месту, где ты родился, к своему селу, городу и региону, то есть к родной земле.
Поэтому я предлагаю запустить программу «Туған жер» (Родная земля). Ее масштаб вскоре легко расширится и перерастет в «Туған ел» (Родная страна).
Например, когда мы поем песню «Ауылым – әнім» (Мое село – моя песня), мы пели: «Кто не может любить свою родную землю, сможет ли полюбить свою страну?». Если вдуматься, это очень глубокие слова.
Почему программа называется «Туған жер»? Человек – обладатель не только безграничного разума, но и удивительных чувств. Родная земля – это священное место, где каждый появился на свет, ползал, делал первые шаги, это край, где многие живут всю жизнь. Нет человека, который бы не лелеял ее в глубине своего сердца, где бы он ни находился.
Активное участие в жизни родной земли, ее культуры и традиций – одно из важных проявлений истинного патриотизма.
Это основа культурно-генетического кода, который делает любой народ не просто скоплением людей, а настоящей нацией.
Наши предки веками защищали не просто огромную территорию, где «крыло летящей птицы устает, а копыто бегущего зверя стирается».
Они защищали будущее нации, грядущие поколения, нас. Они передали потомкам каждый пядь родной земли, не уступив ее врагам, посягавшим с разных сторон.
Что означает любовь к родной земле, в чем, собственно, смысл программы?
Во-первых, она предусматривает проведение масштабных краеведческих работ в сфере образования, уделение особого внимания улучшению экологии и благоустройству населенных пунктов, восстановлению исторических памятников и культурных объектов на местном уровне.
Было бы хорошо, если бы лучшим проявлением патриотизма стало изучение истории родной земли в средней школе.
Каждый овраг и холм, гора и река родной земли рассказывают свою историю. О происхождении каждого названия местности существует множество легенд и рассказов. В каждом крае есть выдающиеся личности, которые были убежищем от холода и тенью от жары для народа, чьи имена сохранились в памяти людей. Все это молодое поколение должно знать.
Во-вторых, необходимо организовать и поддержать предпринимателей, чиновников, представителей интеллигенции и молодежь, которые, переехав в другие регионы, не забыли свою родную землю и хотят заботиться о ней. Это нормальное и искреннее чувство патриотизма, которое может быть у каждого. Его не следует запрещать, а наоборот, поощрять.
В-третьих, местные власти должны подойти к программе «Туған жер» организованно и системно.
Эту работу нельзя пускать на самотек, ее нужно тщательно продумать и правильно донести до народа.
Необходимо найти различные способы поддержки и уважения тех, кто оказал помощь своей родной земле. Здесь тоже много работы.
Таким образом, можно озеленить города, компьютеризировать школы, оказывать спонсорскую помощь местным вузам, пополнять фонды музеев и галерей.
Короче говоря, программа «Туған жер» станет настоящим стержнем общенационального патриотизма.
Любовь к родной земле перерастет в патриотическое чувство к родной стране – Казахстану.
В-четвертых, помимо программы «Туған жер», направленной на местные объекты и населенные пункты, мы должны привить сознанию народа еще более важное понятие – общенациональные сакральные места.
Для этого нужен проект «Священные духовные ценности Казахстана» или «География священных мест Казахстана».
У каждого народа, у каждой цивилизации есть общие священные места, которые знает каждый гражданин этого народа.
Это одна из главных основ духовной традиции.
Мы – страна с огромной территорией и богатейшей духовной историей. Бескрайние просторы Великой Степи играли в истории различную роль. Однако связь народа, населяющего этот духовный географический пояс, никогда не прерывалась.
Мы никогда прежде в нашей истории не создавали такой единой сети наших живописных, духовных, священных мест.
Проблема не в восстановлении памятников, зданий и древних городов страны.
Суть идеи заключается в том, чтобы интегрировать в национальную память как единый комплекс памятники Улытау, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, древние памятники Тараза, мавзолей Бекет ата, древние могильники Алтая и священные места Семиречья, а также другие места.
Все это вместе составляет незыблемую основу национальной самобытности нашего народа.
Когда мы говорим о влиянии чуждых идеологий, мы должны помнить, что за ними стоят определенные ценности и культурные символы других народов.
Соответственно, мы можем противостоять им только через наши национальные ценности.
Культурно-географический пояс священных мест Казахстана – это наш символический щит и источник национальной гордости, который спасет нас от любой духовной нищеты на протяжении веков.
Это один из главных элементов основ национальной самобытности. Поэтому впервые в нашей тысячелетней истории мы должны создать и реализовать такой масштабный проект.
В этом году правительство должно разработать проект, посоветовавшись с общественностью. Он должен охватывать три вопроса. Точнее:
1. Необходимо провести образовательную работу, чтобы каждый казахстанец знал о роли данного «культурно-географического пояса» и входящих в него местах.
2. СМИ должны систематически и основательно заниматься национальными информационными проектами, вытекающими из этого.
3. Внутренний и внешний культурный туризм должен опираться на эти священные наследия нашего народа. С точки зрения культурной значимости, наш Туркестан или Алтай – это ценности не только национального или континентального, но и глобального масштаба.
В-пятых, конкурентоспособность в современном мире – это и конкурентоспособность культуры. Значительная часть успеха США во время «холодной войны» принадлежала Голливуду.
Если мы хотим стать нацией с уникальным местом на глобальной карте XXI века, мы должны реализовать проект «Современная казахстанская культура в мире».
Мир должен узнавать нас не только по черному золоту или нашим крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям.
Чего добивается этот проект?
Во-первых, отечественная культура должна иметь целевую установку на общение на шести языках ООН – английском, русском, китайском, испанском, арабском и французском.
Во-вторых, это должна быть современная культура, созданная и создаваемая сегодняшними казахстанцами.
В-третьих, необходимо продумать совершенно новые способы представления нашего культурного наследия мировому сообществу.
Желательно, чтобы наша культурная продукция выходила не только в виде книг, но и с использованием различных мультимедийных средств.
В-четвертых, это должно получить масштабную государственную поддержку. Министерства иностранных дел, культуры и спорта, информации и коммуникаций должны работать системно и в тесном сотрудничестве.
В-пятых, в этой работе должны играть большую роль творческая интеллигенция, в том числе Союз писателей и Академия наук, университеты и общественные организации.
Мы должны определить, представители какой современной культуры должны проложить себе путь на мировую арену.
После отбора передовых образцов нашей национальной культуры мы проведем презентации за рубежом.
2017 год станет решающим в определении того, какие наши достижения в сфере культуры мы сможем продемонстрировать миру. Затем мы тщательно реализуем уникальную программу в течение 5-7 лет.
Таким образом, впервые в нашей тысячелетней истории наша национальная культура выйдет на все континенты мира и заговорит на их основных языках.
В-шестых, национальная гордость не должна ограничиваться нашими героическими предками, мудрыми биями и жырау.
Я предлагаю уделить внимание истории достижений наших современников.
Эту идею целесообразно реализовать через проект «100 новых имен Казахстана».
Государственная летопись нашей страны ведется всего 25 лет. Это, с точки зрения истории, мгновение ока, но для страны это период, равный веку. Конечно, нет никаких сомнений в значимости и масштабе проделанной работы.
Тем не менее, сами граждане, внесшие огромный вклад в развитие страны, и истории их успеха часто остаются в тени сухих фактов и цифр. На самом деле, за каждым достижением Казахстана стоят разнообразные судьбы.
Проект «100 новых имен Казахстана» – это история людей разных возрастов, представителей разных этносов, добившихся успеха в годы Независимости, проживающих в разных регионах страны.
В проекте через конкретные судьбы и биографии конкретных людей отражается облик современного Казахстана.
Мы не всегда осознаем значение слов «Хороший человек рядом с тобой». На самом деле, сколько у нас современников, которые добились успеха в эпоху Независимости своим трудом, знаниями, талантом. Их пройденный путь – показатель, превосходящий любую статистику.
Поэтому мы должны сделать их героями телевизионных документальных фильмов. Мы должны предложить им пример, чтобы молодежь смотрела на жизнь реалистично и становилась гражданами, способными самостоятельно распоряжаться своей судьбой.
Современная медиакультура формируется не «ораторами», а реальными историями из жизни. Показ таких историй должен стать главной целью средств массовой информации.
Этот проект должен быть направлен на решение трех задач.
1. Представить обществу конкретных людей, создающих современный Казахстан своим умом, руками, талантом.
2. Оказать им информационную поддержку и создать новую мультимедийную платформу для их популяризации.
3. Создать региональную версию проекта «100 новых имен». Народ должен знать личности, входящие в золотой фонд нашей нации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство и нация – это не нечто выкованное из стали и застывшее, а живой организм, постоянно развивающийся. Для выживания оно должно быть способно сознательно адаптироваться к течению времени.
Новые глобальные тенденции ворвались в мир, не спрашивая ни у кого разрешения. Поэтому задача модернизации в соответствии с временем стоит перед всеми государствами.
Время, утекающее как ртуть, никого не ждет, и модернизация, как и сама история, является непрерывным процессом.
На перепутье двух эпох Казахстану предоставлена уникальная историческая возможность для кардинальной модернизации и укрепления своего будущего через новые идеи.
Я верю, что все казахстанцы, особенно молодое поколение, глубоко осознают важность этих предложений по модернизации.
Внутреннее стремление к модернизации в новых условиях – это главный принцип нашего развития. Чтобы жить, нужно уметь меняться. Те, кто не приспособится к этому, останутся погребенными под пылью истории.