Не говорилось ли в знаменитом труде великого Ахана – Ахмета Байтурсынулы – «Әдебиет танытқышы» о языке, о вопросах словаря? Именно там ученый подробно объясняет, что создание слова подобно укладке кирпичей, а написание произведения – строительству дома. Теперь, если подумать, слова этого выдающегося деятеля Алаша, этого великого человека, оказываются правдой, когда сегодня вы, наевшись до отвала, видите кривые предложения, где кирпичи уложены неправильно, и ваше сердце чернеет, как дно казана. Возможно, именно на этот недостаток, на эту удручающую небрежность намекал учитель нации, когда с горечью говорил: «Нация, потерявшая свой язык, погибнет сама». В этом нет сомнений. Ведь он был голосом всех интеллигентов Алаша. Они знали, что сохранить язык в критический момент – значит сохранить нацию. Они боролись за это.
Эта борьба продолжается. И результаты есть. С обретением независимости вернулись язык, история, свидетельства прошлого. Люди стали жаждать содержательного слова. Хотят знать то, чего не знают, понимать то, чего не понимают. Например, недавно в республиканской газете «Егемен Қазақстан» была опубликована статья поэта Уларбека Нургалыма «Какое отношение имеет ладонь к нахождению слова?». Как только она вышла, многие наши средства массовой информации, споря, распространили этот материал, возвысив автора. Что вы можете из этого понять? По нашему мнению, это свидетельствует о том, что читатель, в широком смысле – весь казахский народ, стремится к «потреблению» осмысленного, содержательного слова. Или, как мы упоминали в одной из наших прошлых статей, это борьба, метания за поиск кода множества слов для раскрытия первоначальной сущности нации. Ведь слово – это история!
Теперь, пользуясь случаем, было бы не лишним упомянуть здесь один пример из упомянутой статьи. Там говорится, что японцы, выросшие на берегу моря, где мало земли, тратят огромные средства на выращивание риса для сохранения своего языка. В такой ситуации вы, наверное, удивитесь: «При чем здесь рис, при чем язык?». На самом деле, смысл таков: языковеды этой страны, проведя исследования, выяснили, что 70–80% японского языка связано с рисом, поэтому они пошли на такой шаг. Если понятия, которые дают эти слова, исчезнут из сознания японцев, то и японская нация исчезнет навсегда.
В такой ситуации, хотя и не выращивая рис гектарами, как эта страна восходящего солнца, казахи, чей язык связан с четырьмя видами скота и кочевым образом жизни, должны понять, что сохранение языка – это бесценный способ возрождения национальной идентичности. Это вечный, неиссякаемый долг каждого гражданина, считающего себя казахом. Именно поэтому мы сочли нужным углубиться в первоначальное значение некоторых слов, которые сейчас неправильно используются в языковой практике.
Недавно один наш коллега в социальной сети задал прямой вопрос: «Что за озеро такое «Алқаколь» в выражении «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама»? Или «Алқакөл» – это то самое слово «алкоголь», пришедшее к нам из русского языка?» Затем мы прислушались к мнению народа. Некоторые говорят: «Это, действительно, произошло от русского слова «алкоголь», напились и упали». Знают ли они, что слово «алкоголь» существует и в арабском, и в английском языках? Если бы знали, что бы они выиграли, необоснованно вставляя его в кочевую историю? Если бы не было выгоды, зачем менять сокровищницу истории предков, возложенную на слово «атан», на «бутылку», пришедшую из чужого кармана?
Я говорю об этом, но и после этого нет никого, кто бы переживал из-за этого, сожалел и страдал о том, что из-за этого погибло целое слово, которое было на языке. Они не заботятся о системе и святости слова. Они сами гадают, как им вздумается, и делают выводы по своему усмотрению. Например, другой говорит: «Судя по слову «сұлама», Алқаколь, наверное, было обычным озером. Сколько времени прошло с тех пор, возможно, это озеро высохло», – делает он совершенно необоснованное предположение. И он ревностно защищает свое мнение, разбрасывая слова направо и налево. Как тут не возмущаться, не кипеть?!
Тогда вы спросите, каков первоначальный смысл выражения «Алқакөл сұлама»? Это не пустые, необоснованные утверждения. Есть уникальный труд под названием «Сөз сандық», который отфильтровал и представил жемчужины огромного моря слов. В этой книге слово «алқа» трактуется как «грудь, бюст», а обсуждаемое народом выражение «Алқакөл» интерпретируется как «грудь, полная молока». Исходя из этой логики, не означает ли выражение «Алқакөл сұлама» изображение судьбы матери, у которой грудь полна молока и которая упала, а затем и судьбы нации?
Вот так, к сожалению, многие исторически значимые, национально колоритные слова утратили свои качества из-за преувеличений некоторых «ведущих умов». И здесь снова Ахан говорит: «Задача языка – говорить столько, сколько может постичь разум, сколько может указать воображение, сколько может почувствовать сердце. Если найдется человек, который сможет использовать все это, язык послужит в меру своих возможностей. Но найти человека, умеющего пользоваться языком, трудно». Посмотрите, здесь отец казахской прессы имеет в виду умение пользоваться языком, то есть находить и говорить о логике, связи и смысле слова. Если бы значение слова не было таким высоким, разве наш казах не сказал бы: «Пусть я споткнусь о колено, но не дай мне споткнуться о язык» и не оставил бы после себя сочное слово, говоря: «Пусть угаснет моя жизнь, но не мой язык»?! В чем дело? Дело снова в нашем сегодняшнем, искаженном языке.
Например, сегодня некоторые журналисты любят называть девушек, отступивших от своих обычаев и традиций, «девушками, вставшими на ложный путь». Если бы они знали, что слово «Ару» здесь означает не только «красивая, прелестная», но и «уважаемая, почитаемая», они бы не сказали «уважаемые, вставшие на ложный путь». Даже не ища объяснения этого слова в специальном словаре, не прибегая к этимологам, можно догадаться. Например, если рассмотреть название священного для казахского понимания животного «аруана», то это означает «уважаемая, почитаемая мать». Казахи, которые в некоторой степени знают свойства аруаны, не должны оспаривать это мнение. Кроме того, разве зря говорят, когда человек умирает, его близкие говорят: «Мы похоронили покойного, укутав его в саван»? Или как насчет имен, часто встречающихся в именах людей, таких как «Аружан»? Разве здесь не проявляется благое намерение родителей, чтобы их ребенок был уважаемым человеком в народе?!
Следующее слово, на котором часто спотыкаются писатели, – «табын». Если прислушаться к этому несчастному слову, которое они выучили, кажется, что овцы, лошади и верблюды тоже пасутся и растут в «табыне». Уши уже устали слышать «овцы в табыне» или «табун лошадей». А если бы они помнили, что наши предки называли коров «табын», овец – «қора», «отар» в зависимости от их количества, лошадей – «үйір», «қос» также в зависимости от их количества, а стада верблюдов – «келе»?
Самое печальное то, что мы не осознаем, что допускаем грубые ошибки в некоторых словах, составленных в соответствии с нашим национальным менталитетом. Затем появляются повсюду нелепые слова и кривые тексты. Приведете пример? Обычно слово «бедеу» употребляется только по отношению к скоту, но наши писатели и ораторы спокойно называют его «бедеу ана». Если бы им приснилось слово «күдеу», которое употребляется по отношению к человеку, было бы хорошо.
Вы когда-нибудь слышали слово «әлеңкі»? Возможно, если в статье появится неожиданное слово «әлеңкі», вы будете стараться выгнать его из предложения, как будто к чужому стаду присоединилась чужая овца. А иногда вы задумываетесь, чьи это клейма. Точно так же, как вы задумываетесь о клеймах, в течение некоторого времени вглядитесь в слово «әлеңкі»: это обычное слово «жалын». Только тогда вы заметите, что выражение «әлекедей жаланған» на самом деле является выражением «әлеңкідей жаланған». Теперь, если сказать «әлеңкідей жаланған жігіттер», значение выражения полностью раскроется. Разве это не остроумно?
Кстати об остроумии. Мы почти забыли первоначальное значение этого слова. Поэтому мы привыкли к искаженным словам, таким как «остроумная игра», «остроумно спел», «остроумный вечер». Мы забыли, что слово «ұтым» здесь связано со значениями «правило, порядок, удобство, логика».
Мало того, мы считаем слово «бейшара», используемое в повседневной жизни, словом, образованным по модели бей+шара, и приближаем его значение к значениям «беспомощный, безвыходный». Затем мы привыкли говорить «ой, бейшара» нашему другу, родственнику и даже маленьким детям. А если бы мы знали, что это слово, имеющее значение жалости, на самом деле означает «сирота», мы бы вообще не говорили его, кто знает?!
Қозыбай Құрман