Эпоха Сталина – кровавая эпоха. Особенно для казахов. Под лозунгом «Не переусердствуйте, чтобы не осталось ни одного копытного» у казахов отобрали скот, не оставив ни одного ягненка, и обрекли на голод. Национальных деятелей уничтожили как мух, а тех, кто выжил, отправили в ссылку и преследовали. Даже их семьи, детей объявили «врагами народа», сломили их дух и отстранили от общества. Во Второй мировой войне многие джигиты погибли. Нации был нанесен удар в самое сердце. На национальную психологию обрушилась невосполнимая катастрофа. От этой катастрофы казахи до сих пор не могут оправиться. Раны, нанесенные сталинизмом, не зажили. Шокированное национальное сознание до сих пор не может прийти в себя. Нет возможности залечить раны. Почему? Потому что Казахстан уже более четверти века живет в состоянии зависимости от информационного пространства России.
А в России дух Сталина вновь пробудился, и число людей, которые любят его как историческую личность, гениального лидера, выросло в три раза, достигнув 4 процентов населения России. В такой ситуации, будучи в информационной зависимости от России, сможет ли Казахстан залечить национальные раны, оставшиеся от эпохи сталинизма? Конечно, нет. Более того, поскольку власть не способна защитить информационное пространство, нельзя отрицать наличие в части граждан страны группы, которая до сих пор поддерживает Сталина. Одно из доказательств этому – слова депутата мажилиса, члена партии «Народные коммунисты Казахстана» Владислава Косарева: «Давайте привезем и похороним тело Ленина в Казахстане». Так говорит человек, сидящий в высшем законодательном органе – мажилисе. После этого представьте себе национальное положение нации под названием казах. Возрождающиеся вожди, нерушимый коммунизм – вот образ сегодняшнего Казахстана.
Фонд «Сорос» провел несколько общественных лекций на тему «Постсталинизм в сталинизме», где ученые, юристы, историки всесторонне осветили сталинизм, пытаясь раскрыть криминальную хронику и психологию целой эпохи. Тем самым, стремясь вызвать подъем в обществе таких стран, как Казахстан, которые вышли из-под гнета Советской власти, но чье сознание еще не деколонизировалось, и научить смотреть правде в глаза, давать ей оценку. На одной из последних лекций историк Берик Абдигали выступил и подробно рассказал о болезненности национального сознания, об отстранении исторической правды из общественного сознания.
Берик АБДИГАЛИ, историк, политолог:
– Опираясь на единство политологии и истории, я хочу углубиться в историко-психологические аспекты прошлого и поговорить о политике памяти. То есть, я хочу рассказать о феномене вытеснения из сознания исторических событий, которые народ не должен знать. Вытеснение чего-либо из сознания происходит тремя путями: по собственной воле человека, принудительно, силой. Например, когда реальность вытесняется из сознания, люди оказываются в состоянии знать только то, что им сказано. А сегодняшний «постсталинизм в сталинизме» – это то, что мы не хотим знать правду, нашу подлинную историю. Мы сами вытеснили это из своего сознания. Героические и трагические страницы нашей истории вытеснены из нашего сознания. Образно говоря, можно привести образ манкурта из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». В казахской публицистике манкуртом называют человека, не знающего своего языка, своей истории. Манкурт – это человек, оторванный от своих национальных исторических корней. Когда человека лишают памяти, он оказывается в состоянии знать только своего хозяина. С такой ситуацией столкнулся казахский народ и народы, находившиеся в колониальной зависимости от Советской власти.
Памятью можно управлять. Мы узнали об этом позже. Нашу память Советская власть конструировала искусственно. И вот, после распада Советской власти, когда открылись архивы, мы стали постепенно узнавать правду, трагические и интересные периоды нашей подлинной истории, начали духовно возрождаться. Забытые исторические личности вернулись, их именами стали называть районы, села, школы,