Какое видение возникает у вас, когда вы слышите имя Коркыт? Скажите честно, вы видите мудрого старца, бегущего от смерти, не так ли? Действительно, советская идеология внушила нам это. Если Коркыт был трусом, бежавшим от смерти, то почему весь тюркский народ почитает его как мудреца и возносит до небес? Нет, здесь есть тонкий момент.
Согласно записям Алкея Маргулана, Коркыт был человеком, жившим в исламскую эпоху. Следовательно, Коркыт ата и легенды о нем имеют прямую связь с исламом.
Некоторое время назад журналист Салтан Сайранулы написал статью под названием «Коркыт не бежал от смерти!». Автор, отмечая, что Коркыт ата был выдающимся представителем и проповедником ислама, ищет ответ на вопрос: «В чем смысл того, что Коркыт видел вырытую могилу, куда бы он ни пошел?»
«На наш взгляд, за тем, что перед Коркыт ата, куда бы он ни пошел, появлялась вырытая могила, лежит философия «воспоминания о смерти», «размышления о могиле, о захоронении», «ощущения смерти». Даже если он видел могилу, вырытую для кого-то другого, он мог воспринимать это как свою собственную могилу и говорить: «Куда бы я ни пошел, везде могила Коркыта», — говорит Салтан Сайранулы.
Коркыт ата почитается и почитается сегодня не только казахами, но и многими народами, происходящими от тюрков. Он особенно дорог для турок, азербайджанцев и туркменов. Среди тюркских народов существуют споры о могиле Коркыт ата. Мы, казахи, утверждаем, что Коркыт ата похоронен в Кармакшинском районе Кызылординской области. В настоящее время над его могилой возведен большой мавзолей. Азербайджанцы же считают, что место упокоения Коркыта находится к северу от Дербента. Турки говорят, что он похоронен в Масате, в районе Байбурт, Турция. Наши братья в Анатолии ежегодно проводят культурно-художественный фестиваль Деде Коркыт. Так как же, может ли один человек быть похоронен в трех местах?
Сведения о захоронении Коркыта в Дербенте были приведены немецким путешественником Адамом Олеарием в 1638 году. Он побывал в Дербенте и был знаком с легендами о Коркыте. Он услышал от старожилов, что Коркыт похоронен здесь, и записал это. Современник Олеария, турецкий историк Эвлия Челеби, также подтвердил в своей книге «Книга путешествий», что могила Коркыта находится в Дербенте. Он передал, что на фасаде мавзолея есть надпись на арабском языке: «Место захоронения Коркыт ата. Это великий султан. Ширванцы поклоняются этому султану». Прочитав эти записи, Василий Бартольд в 1908 году отправился в Дербент и искал мавзолей Коркыта, упомянутый Олеарием. Однако найти его не удалось. Позже он подробно написал об этой поездке в своем труде «Еще раз о Коркыте». Судя по всему, информация о захоронении Коркыта в Казахстане является наиболее достоверной.
Коркыт — самобытная личность казахов. Алкей Маргулан окончательно доказал, что Коркыт похоронен на казахской земле. В труде академика также приведена фотография мавзолея Коркыта, сделанная Абубакиром Диваевым в 1848 году. Таким образом, было установлено, что могила Коркыта находится недалеко от станции Коркыт в Кармакшинском районе Кызылординской области.
На самом деле, есть несколько вещей, связывающих казахов и Коркыта. Президент Международной тюркской академии Дархан Кыдырали в интервью нашей газете сказал: «Легенды о Коркыте хорошо сохранились у казахов. Кроме того, основные мавзолеи Коркыта находятся вдоль Сырдарьи. Мы так говорим, потому что мавзолеи Коркыта есть и в турецком городе Байбурт, и на Кавказе. Тем не менее, тот факт, что мелодии Коркыта сохранились только среди казахов, а легенды о Коркыте, не встречающиеся у других тюркских народов, дошли до наших дней через казахов, свидетельствует о том, что казахи являются наследниками наследия Коркыта».
Профе