В настоящее время среди казахов широко используется слово «патриотизм» (ұлтжандылық). Это – железные оковы на сознании, наложенные на национализм. Хотя Казахстан достиг политической независимости, он не достиг независимости сознания, поэтому невозможно точно сказать, когда эти железные оковы сгниют. Отсюда непрерывно пополняется поток тех, кто называет себя «патриотами». Неясно и то, как «патриоты» служат нации. Ведь сам «патриотизм» является искусственным, насильственно внедренным в сознание. В начале ХХ века казахский национализм достиг расцвета, была создана автономия Алаш.
Национализм, поднявшийся на общенациональный уровень, был задушен большевиками в крови. Казахский национализм, окрашенный кровью красных, вызвал дрожь в душе нации. Он раздражал сознание. У поколения, родившегося после сталинизма, национализм ассоциировался с кровью, резней, он глубоко укоренился. В колониальный период этот процесс усилился, и крупицы национализма в казахском сознании совсем уменьшились. Это привело к тому, что казахи стали считать себя слабыми, а других – сильными. В годы независимости национализм, пробудившийся вновь, был заменен патриотизмом. Почему? Причина в том, что национальное сознание боится возвращаться к казахскому национализму, несправедливо расстрелянному. Боится, как черта. Если скажешь, что ты националист, кажется, что тебя убьют, приставят пистолет к затылку. Все еще так – национализм, связанный с пулями. Но когда ты становишься самостоятельным государством, обретаешь свободу, ты не можешь отвернуться от себя самого. Если не хочешь отворачиваться, в сознании есть незаживающая кровавая рана под названием национализм, есть бездонный страх. В этом причина появления поколения, которое презирает свой язык, культуру, историю, отвернулось от своих корней. Половина сегодняшнего продолжения поколения, рожденного в объятиях страха, правившего национальным сознанием долгие годы, – патриоты, а другая половина – незнакомое поколение, открывшее свое мировоззрение на чужом языке и смывшее национальные краски в этом языке. Болезнь сегодняшней нации – это и есть патриоты и незнакомое поколение. Поэтому, если твой национальный облик как гражданина нации не будет четко определен, твоя позиция и взгляд в обществе и в других сферах также будут неясными, двусмысленными, гибкими, это понятно без слов. Допустим, патриоты и незнакомое поколение не виноваты. Но один из способов не увеличивать ряды этих двух опасных групп – это комплексная и долгосрочная работа по исцелению кровавой раны в национальном сознании и освобождению национального сознания, поглощенного бездонным страхом, от его удушающего страха. Эта работа называется деколонизацией национального сознания. К сожалению, нет и признаков такой работы. А национальное сознание поражается болезнью патриотов и незнакомого поколения…
В последнее время, в рамках обычной кампанейщины, люди активно обсуждают слова о нации, сказанные в статье президента Н. Назарбаева. Там есть одно слово – национальный код. Это не закон, не постановление, и даже не утвержденная программа, но число ищущих это слово – национальный код – в той статье увеличилось. По нашему мнению, национальный код – это национализм. Это и есть единственное лекарство от болезни национального сознания, о которой мы говорили. А наш собеседник, ученый-алашовед Султан Хан Аккулулы, говорит: «Будущее Казахстана напрямую связано с развитием казахского национализма». Слова ученого еще больше углубили и развили мысль о том, что если не вылечить болезнь национального сознания и не возродить национализм в сердцах граждан, то будущее государства будет туманным.
Султан Хан АККУЛУЛЫ, ученый-алашовед:
– Недавно общественный деятель, правозащитник Сергей Дуванов написал статью «Каким должен быть казахский национализм?». В основном я согласен с мыслями Дуванова в той статье. Он говорит: «Национализм в Казахстане никому не представляет никакой опасности». Но нынешний национализм в Казахстане высмеивается в российской прессе как «нацпат», его дразнят и издеваются над ним. Если бы у нас был крайний национализм, разве положение других национальностей было бы трудным?!
Лидеры и члены движения Алаш, партии Алаш в начале ХХ века – все были националистами. После установления Советской власти в Казахстане их всех наказывали под предлогом «буржуазных националистов». Таким образом, они пытались подсечь корни национализма. В национализме Алаш не было цели отрицать другие нации, другую культуру. Они стремились к культурно-духовному возрождению казахов, к формированию их как нации и к восстановлению национального государства. А в уставе автономии Алаш было сказано: «Права всех представителей других национальностей, проживающих на казахской земле, гарантируются».
Казах – государствообразующая нация, народ, давший название государству, поэтому Казахстан – это Казахское национальное государство. Если казахский народ не будет развивать свою культуру, Казахстан не сможет стать развитой страной. А в развитии казахской культуры должны участвовать и другие национальности, проживающие в стране.
Цель нынешних казахских националистов – укрепление государства, развитие национальной культуры. А без национальной, националистической идеи страна никогда не достигнет высот цивилизации. Будущее Казахстана напрямую связано с развитием казахского национализма.
Омиржан АБДЫХАЛЫКОВ
Газета «Жас Алаш»