В прошлом году на сборник «Ұзан», выдвинутый на Государственную премию, неожиданно начались «нападки»… Удивительно, но начал их не кто иной, как мой друг Аманхан Алим. Оказывается, он сам рассчитывал на эту премию… Когда-то мы были близкими товарищами, как братья-близнецы. Я знаю его с 1970-х годов, познакомил Дауиталы. Тогда он был строителем. Казался требовательным, честным человеком…
Вернулся из Москвы «испорченным». Попав в руки небольшой группы людей, он, не признавая поэтов, кроме Ю. Кузнецова и Н. Рубцова, начал критиковать А. Вознесенского, Р. Рождественского, Евг. Евтушенко, которые вывели русскую поэзию на мировой уровень после Пушкина. Приехав, он и на меня посмотрел свысока…
Это было дерзкое и возвышенное поколение, разрушившее основы тоталитарного общества, с лозунгом «Поэты в России — больше чем поэт!»! В России после Пушкина и Некрасова, Блока и Ахматовой, Мандельштама и Цветаевой, Маяковского не было таких великих поэтов, стоявших с ними плечом к плечу! Они вывели русскую поэзию из крошечных квартир и салонов на стадионы, сорвали черную завесу тоталитарного закрытого общества, были выдающимся явлением в мировой поэзии!
После доклада Аманхана по итогам года, вскоре вышла статья Аяна Нысанали «Рис и чертополох» (Абай КЗ). Я хорошо знал Аяна ага. Казалось, он чувствовал тонкости литературы, особенно поэзии, был умнее и дальновиднее Аманхана. Я не могу поверить, что это написал он, это работа безграмотного, завистливого, бездарного писателя, «полного коварных мыслей» (Абай). Когда я высказал это мнение моему брату Нурторе (Жусупу), с которым мы несколько лет бок о бок работали в газете «Соц. Каз.»:
— Невозможно, чтобы Аян опустился так низко со своей высоты!— сказал он!
Посмотрите на «критику»:
Я – Хас Сак! Докопался до сути безродных,
Лик свой – ветру, Сердце – Богу отдал.
Ислам сам пропустил через Султана Азирета Али и Великий Разум Абая.
Не поддаваясь уговорам безбожного и бездушного кафира,
Над облаками, как Бухарский, сочинял стихи.
Если народ пойдет к Аллаху арабом, что мне делать,
Я иду к нему как Хас Сак – Казах.
Посмотрите, как он «анализирует» это стихотворение: «…снова заблуждается, говоря «Ислам сам пропустил через Султана Азирета Али и Великий Разум Абая». На ум приходит, что самый большой мозг на земле принадлежит И.С. Тургеневу. Возможно, есть и другие данные, внесенные в книгу рекордов Гиннесса. Но мозг не измеряется величием. Сам Абай велик, но никто не знает, большой у него мозг или маленький. («Рис и чертополох»). Здесь нет слов о том, что мозг Абая весит столько-то кг?! Смеяться или плакать?! Что вы поняли из этого? Что еще можно сказать им после этого?! Это не Аян Нысанали – это сам Аманхан Алим! Не старший брат, а младший! Если это написал Аян… то и его «уровень» стал нам известен!
Когда-то на вершине национального духовного мира сияли мои братья: Алжаппар Абишев, Исилям Жарлыгапов, Капан Сатыбалдин, Акселеу Сейдимбек и другие, но ни один из них не посягнул на чужое, не вознес свое ничтожество!
Он приложил все «усилия» к подготовке материала. Мои первые сборники, которые я сам не могу найти, «Дыхание весны» (1975 г. «Жазушы»), «Ласточка» (1977 г. «Жалын») тоже оказались у этого человека! Мое письмо Кадагаме (К. Мырза Али) («Против течения», «Лениншіл Жас», 1991 г.) тоже где-то здесь… Эх, если бы попросил, мог бы и отдать?!
А. Алим не только опубликовал «Рис и чертополох» на «Абай КЗ» и в социальных сетях Facebook, но и излил его на страницы журнала «Ақиқат», редактором которого он является, журнала, который когда-то Нурага (Нурмахан Оразбек) украшал золотом и серебром…
Этот Аманхан Алим когда-то «раздавил» Мухтара Магауина и Олжаса Сулейменова… Ни Мухага, ни Олжеке не ответили. Я только сейчас понял, что молчание для них – это тоже ответ, что это не стоит и ответного удара. Я тоже год терпел, молчал, но Аманхан не унимается. Недавно на «Литературном портале» он опубликовал еще один материал под названием «Аксункаровщина», кричащий. «Граф-Аман» графоманов (бездарных писателей) Аманхан Алим несколько раз пытался «доказать» (?!), что Тыныштыкбек Абдикакимов «не поэт». Теперь он вооружился до зубов и пришел ко мне: «… о его поэзии мы говорили в итоговом докладе этого года (не буду останавливаться на этом. Мнение тогда – это мнение), – говорит Аманхан, – он, как говорил Жумекен, случайно вошел в поэзию по советскому плану…» – говорит А. А. обо мне снова.
По моему внутреннему чутью, я ближе к Моцарту-Жумекену, чем к Сальери-Аманханам; покойный Жумекен в своем итоговом докладе перед смертью, восхищенный моим первым шагом, сказал немало теплых слов мне, а не Аманхану: «Стихи Серика Аксункарулы еще не имели самостоятельной обложки: они были опубликованы только в сборнике «Ласточка». Эти строфы взяты из любой части любого стихотворения поэта. Не для похвалы, а чтобы показать движение молодого певца, его слог, этих отрывков достаточно. В стихах Серика есть свободный, приподнятый тон. Этот тон иногда переходит в романтическое настроение. Но романтика поэта насыщена реалистическими деталями-образами, красками. Есть основания надеяться, что такие поэты, избегая карьеризма, погони за медалями лауреата, достигнут многого» (см.: Жумекен Нажимеденов, том 7, 1981 г., стр. 21-22).
Это мнение Жумекена о моих первых робких стихах, опубликованных в сборнике «Ласточка» группой молодых авторов в 1980-х годах. С тех пор прошло почти 40 лет. Стихи, которые понравились Жумекену Нажимеденову, Мукагали Макатаеву, Туманбаю Молдагалиеву, не понравились А. Алиму!
Он даже смертельно против пафоса в поэзии: по его мнению, пафос – это «пережиток» советской поэзии?! Слово «пафос» (греч. pathos — чувство, страсть) использовалось в значении энтузиазма, страсти, возвышенности, сильного чувства и глубокого вдохновения. В древнегреческой литературе пафос рассматривался как основной показатель уровня изображения эпохи в произведениях, определяющий характер творческой мысли писателя. Через пафос определялся общественно-социальный идеал поэта-писателя. Существует также мнение, что пафос – это «суд» и «приговор» писателя. Короче говоря, это глубокое чувство, возвышенная мысль! Даже вся «Песнь о Кюльтегине» тюрков пронизана возвышенным пафосом тюркской поэзии!
Услышав эти слова Аманхана, некоторые полуграмотные молодые поэты здесь, похоже, дают советы: «Не поддавайтесь пафосу! Это – пережиток Советского Союза!» Они, наверное, считают его мудрецом, «освоившим» московское образование! Я с трудом выпустил в свет «Двадцать мгновений ХХ века» в советское время. Литературная среда того времени хорошо это знает. Теперь, когда страна обрела независимость, я, оказывается, остался в Советском Союзе… Аманханы, которые не смогли сказать ни слова против той кровавой тоталитарной системы, через 25 лет стали «героями» страны?!
«СОВЕТСКИЙ СОЮЗ»
«Ложный пафос… любят – говорят – его…»,-
Приходят за спиной, завистники – сплетничают;
От таза – гребень,
От меня куда ушло, –
Советский Союз?! Отвращение от раба безбожного,
Из места стояния в сердце проникла – песня, –
В те времена Советского Союза,
Я возвысился до Небесного Волка*. Оттуда, не в силах оправиться,
Мой размытый образ с облаками уходит?
Когда я выл как Волк, эти подлецы,
Лаяли как собаки на улице… Прилетев из того века в этот,
Оттуда –
Много выкидышей падает на землю:
Рожденные от суки-халтуры,
Различные подлецы щенятся… … Не меня же, –
Он все еще не может смириться с этим,
Сзади волочится;
От таза – гребень, от меня куда ушло, –
Советский Союз… *»Монолог Волка» (1975 г.).
На Facebook А. А. появляется передо мной каждый день. Он не нашел ничего, что можно было бы вырвать из моего эссе о Ханбиби Есенкаре («Егемен Қазақстан»)… «Сегодня «окололитературные дамы» сами по себе, а «окололитературные мужчины» развелось слишком много! У них совсем мало ума, неприглядная внешность, безграмотность, очень низкая человечность, тело – извилистое, цвет – скользкий… Они считают себя «крылатыми поэтами», «талантливыми писателями», «квалифицированными критиками». И при этом они хотят «обмануть» Абая….» Если эти слова задели его, он, подхватив седло и уздечку, брыкается: «В целом, когда говорим о творчестве поэта, важна ли его внешность? Какое отношение это имеет к творчеству. Если смотреть на поэзию глазами Аксункарулы, то Пушкин был низкорослым, непривлекательным, даже некоторые его современники шутили, что он ниже своей жены. Так, господин Серик! Если мыслить вашими категориями, то Пушкин тоже относится к «окололитературным мужчинам», как вы говорите? Куда мы денем «Казтугана с вороньей шеей?!» – поучает он! Это не слова «ученого», два года учившегося в Москве, это слова пьяного человека с разбуженным мозгом из «Московской кабацкой» Сергея Есенина! Когда Абай говорит «Тело – извилистое, цвет – скользкий», это не означает «какая у него внешность» и «рост», разве мудрец здесь говорит о хитрости и лживости человека?! Как точно сказал святой Абай: «Не ввязывайся в суету с ничтожными, Разжигая их зависть…»- разве не так?!
Теперь я считаю ниже своего достоинства останавливаться на других «критических мыслях» А. А. о моем творчестве и отвечать на них. Мне вспоминаются слова Олжаса: «Само молчание – это голос!» (О, молчание! Это тоже – голос!).
Сейчас XXI век. У народа есть не только два глаза, но и глаза на макушке. Нет больше того народа, который поверит, что «Магжан – враг народа». А. А., считающий, что «Кто знает то, что знаю я?!», обесценил сборник «Ұзан», высоко оцененный проницательным читателем, знатоком казахской литературы Мухтаром Кул-Мухамедом, Куанышбаем Курмангали, Ауезханом Кодаром, газетой «Егемен Қазақстан» и другими… Начался крик. Среди тех, кто поддерживает и восхваляет А. А., тоже есть свои… люди, которым не повезло в литературе, которых никто, кроме меня, даже не знает… «Не похож – значит, чужой!» – говорят казахи о таких. «Соловей – к цветку, ворона – к мусору» (Джалаладдин Руми).
В 1964 году в Москве группа «Самое Молодое Общество Гениев» выступила с лозунгом:
«Смерть Евтушенко и Вознесенскому!» (внизу, как сообщили очевидцы, было приписано: «и Ахмадулиной») — Мышление наших подлецов до сих пор такое же «борьба» с талантами!
Самое священное место писателя в мире – письменный стол. Это место, где любой смертный, получивший благословение, встречается с Богом лицом к лицу и разговаривает. Как Мекка и Медина для мусульман.
Многие из тех, кто долго сидит за письменным столом, чьи таланты скудны, чья образованность ограничена, чьи тщетные поиски не приносят плодов ни при жизни, ни после смерти, со временем сами не замечают, как становятся завистливыми и злобными по отношению к своим опередившим их коллегам и современникам. Когда поэт уходит от Бога, его одолевают злые духи! Писатель, который когда-то слепо верил в чудо пера и бумаги, а затем исчерпал свой творческий потенциал, становится врагом литературы, которую он когда-то любил! Когда талант иссякает, то, что накопилось в груди… превращается в грязную, мутную воду, гноится и издает неприятный запах вокруг!
За письменным столом Творец сидит перед Богом! Как в мечеть нужно входить после омовения, так и за письменный стол нужно садиться чистым, ангельским, соответствующим образом. Иначе – конец… Талант – чистое золото, незапятнанное дело! Если ты запятнал свое сердце в этой короткой, как черенок кнута, жизни, где борются зло и красота, тебе следует встать из-за письменного стола! Если будешь сидеть, ты не только себя погубишь, но и других…
В 90-е годы у нас был «поэт-критик» по имени Бекдилда Алдамжаров. Он не нашел ничего, что можно было бы вырвать у Мукагали, Кадыра, Туманбая, Мухтара Шаханова, Темирхана, Улугбека, и «истребил» казахскую поэзию… Он, забыв, что сам когда-то писал стихи и остался на уровне среднего писателя, хотел вычеркнуть из казахской поэзии выдающихся личностей и выбросить их в мусор… Теперь его «дух» снова вселяется в Аманханов!
«Обвинительный акт» Алдамжарова публиковался один за другим в журнале «Жұлдыз», вызывая ужас у литературной общественности того времени… Неизвестный поэт Алдамжаров, не найдя ничего у классиков, ставших выдающимся событием, особым явлением в национальной литературе 60-х годов, за один день превратился в «известного Белинского (?!)». Мой дедушка был в шоке, и бабушка тоже была в шоке…
Все думали, что он «киллер Магауина»… Зачем великому писателю киллер? Киллер нужен только бездарности! В то время такое подозрение действительно возникло. Но мы не смогли его развеять и подробно объяснить. С одной стороны, была обида на классика, который дал журналу не один, а несколько номеров такому узколобому, ограниченному человеку. Теперь, оглядываясь на те неприятные события 90-х годов, мы видим только верхушку айсберга, но не видим подводной части айсберга. Магауин – прозаик. Если он хотел свести счеты со своими «соперниками», то какое дело ему до поэтов? Разве он не «натравил» Алдамжарова, который «слушается сказанного и идет за тем, кого ведут», начиная с Габита, и на Илиаса Есенберлина, Саина Муратбекова, Акима Тарази?!
По моему мнению, никто не «натравил» Алдамжарова на кого-либо. Он, прожив всю жизнь, написав «стихи», оставшись лишь одним из многих, средний писатель, вынес на свет божий свои черные мысли о зависти к любым талантам и вывалил накопившуюся внутри желчь! Такое бывало и у наших соседей-русских, и в мировой литературе. Но нигде не было такого упертого человека, который бы растоптал жемчужины классической литературы и прокричал над ними. Кроме нас… Это называется «алдамжаровская болезнь» на Алаше. Эта болезнь не только проявляется в литературе, но и проникла во всю нервную систему казахов, начиная с социальных сетей и заканчивая кухней.
У Евтушенко была фраза «заклятые враги поэзии». В одном из романов Достоевского есть типичный образ: «Нужны ли эти поэты человечеству, какой смертный думает и размышляет в рифму?!»; таких «врагов поэзии» хватает и среди самих «поэтов». Сколько было «поэтов» в советское время, которые писали тома книг, воспевая только Ленина и Сталина, и не понимали, что такое поэзия?! Эти Аманханы – одни из них. А. А., не найдя своего пути в стихах, яростно выступает против тех, кто его опередил, напоминая русское крылатое выражение «Кто-то из грязи – в князи». Они сами, барахтаясь в грязи халтуры, поучают талантливых людей с особым видением в сфере искусства! Наверное, они не читали Марину Цветаеву, которая сказала: «Первая обязанность стихотворного критика – не писать самому плохих стихов. По крайней мере – не печатать…» или не обращают на нее внимания?! Творчество А. А., который до шестидесяти лет не написал ни одного стихотворения, которое бы восхищало народ, стоит перед нашими глазами; в нем всего два «лирических героя»: один – девушка, которая восхитила его в юности, второй – старик на осле, оба остались на Арале… Кто сказал ему, что поэзия – это суетная тень повседневной жизни? Юрий Кузнецов? Тогда куда девается благородная традиция Абая: «Злобное сердце, яростная рука, ядовитые чернила, острый язык, что бы ни написал, такова его судьба, если ненавидите, знайте сами»?
Бездарные люди, которым не повезло в литературе, подобны сексуальным маньякам, педофилам, которым не повезло в любви; они мстят искусству, утопив себя в черной грязи и стремясь к совершенству! Как мстят? «Обвиняя и очерняя». И радуются этому… Так было в печально известном 1937 году. Неужели и сейчас так будет?! Этот рыночный век совсем свел их с ума! Будучи человеком, ты не можешь жить без греха. Если ты знаешь, что твой грех иногда является преступлением и страдаешь внутри, это значит, что в тебе есть человеческое качество! А эти люди, одержимые злыми духами, достигли «уровня», когда гордятся своими грехами и преступлениями, наслаждаясь ими. Смешно и жалко…
«Мудрый поэт-критик», два года учившийся в Москве, не понял даже мудрую мысль Маяковского «Пусть будет много сильных поэтов, не похожих друг на друга». Он, вместо этого, поддерживает каких-то безымянных людей, равных ему по уровню, без мыслей и чувств, и хочет поставить их выше Темирхана и Улугбека, Жаркена и Несипбека, Галыма и Тыныштыкбека, Светкали… В нем совершенно нет прежней естественности, человечности. Появилась заносчивость… «Я учился в Москве…» Этот вид гордости. Улугбек тоже учился, но не стал таким, как Аманхан! В таких случаях вспоминается надпись на фасаде Парижского университета Сорбонна: «Если Бог ничего тебе не дал, то и Парижский университет тебе ничего не даст!» Неужели не стыдно отдавать в руки такого незрелого человека журнал «Ақиқат», редактором которого когда-то был Нурмахан Оразбек?!
В последнее время такие типы, как этот А. А., считают гражданскую лирику сухой публицистикой и начинают презирать ее. Боишься, что однажды это превратится в горе, а не в достоинство литературы. Он даже не прислушивается к словам Мукагали: «Есть ли у сказавшего поэта несбывшиеся мечты?!» Не говоря уже о других, сам наш Абай был отцом гражданской лирики! Недавно я прочитал саркастическое стихотворение крупного современного русского поэта Юнны Мориц и был очень доволен. Разве не радостно, когда другие страны восхищаются тем, что нравится тебе: «Публицистика – сказка Пушкина, О рыбаке и, Пьеса Гоголя «Ревизор». Публицистика – это игра на скрипке, Где трагедия и позор. Это мифы народов мира, Льва Толстого «Хаджи Мурат», Публицистика – Дантов «Ад», Чехов, пьеса «Вишнёвый сад», «Скифы» Блока, его «Двенадцать», Пушкина «Медный всадник», Грибоедова «Горе от…» Публицистика – виноградник, Там Некрасова кислород, Там Крылов и его зверятник, Там Вергилий, Шекспир и «Репка», Девять муз, «Колобок», привет – Эту публику любит крепко, Дух поэзии, звёзд, планет!»
Аманхан теперь, оставив нас, начал нападать и на самого Пушкина!
«… Он также написал статью о том, что Бетховен не убивал Моцарта. Распространяли эти слухи враги Сальери. Местные издания, жаждущие сенсаций (как сегодняшние «желтые» издания), подхватывали их из уст сплетников и публиковали. Одна из этих сплетен дошла и до Пушкина, он написал свою знаменитую короткую поэму, и вся царская Россия, затем СССР, а потом и дальше подхватили ее. В свое время были и те, кто обвинял Пушкина за это. (Таких случаев у нас тоже предостаточно). С тех пор эта сплетня стала пищей для многих. А ведь… Сальери был любимым композитором короля, а также мастеров музыки и публики того времени. Современники пишут о его недостатках, присущих каждому человеку искусства, но отмечают, что он не был в положении, чтобы давать Моцарту яд. Материалов о нем много… Поэтому я не верю этим слухам. А ведь у того же Пушкина было немало «богоугодных дел». (Аманхан Алим, «Ойтоғыс», FB, 24. 11. 2016 г.).
Дал ли Сальери яд Моцарту или нет? Дело не в этом?! Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» создал классический образ гениальности и бездарности! Он воплотил типичные образы, которые возрождаются и рождаются вновь во всех общественных формациях! Думать, как Аманхан, это одно, но даже простой, грамотный читатель XXI века, с открытыми глазами и сердцем, не может так думать: разве художественная правда (Пушкин. «Моцарт и Сальери») не в тысячу раз сильнее житейской правды? Вот в чем дело! Если Аманханы так любят Сальери, даже хотят его «оправдать» от «клеветы», то у нас нет права осуждать Пушкина, у которого «немало богоугодных дел» (А. А.); но их неуместность не может омрачить классическое произведение великого русского поэта, которое обогатило художественную мысль человечества! Подозрительные будут прыгать! В мировой литературе Моцарт Пушкина – гений, а Сальери, «любимый композитор короля, а также мастеров музыки и публики того времени» (А. А.) – остается прекрасно воплощенным типичным образом бездарности! Даже если Аманханы сочувствуют сальери, вечный нравственный принцип человечества не изменится… Вот в чем дело!
Я 27 лет писал поэму «Моцарт и Сальери. (Современная версия)», но мои коллеги-соавторы не придали ей особого значения. Критик, академик Серик Кирабаев, прочитав ее в «Егемен Қазақстан», глубоко проанализировал. Мудрый старец, видевший Мухтара, Сабита, Габидена, Габита, Касыма и сам прошедший через множество битв, показал, что литература – это битва Моцарта и Сальери! А. А. увидели в этом свои прототипы и еще больше возненавидели меня! Поэма достигла цели! Автору это и нужно! Слава Богу, мои герои живут рядом со мной! Они не просто живут, я задеваю их за живое…
Оставим нас… Даже его «критические размышления» о великом Мукагали вызывают тень на душе. Он «анализирует» стихотворение Мухага «Моя тридцать пятая весна», сравнивая его со стихотворением Умирзака Кожамуратова в том же стиле, и «открывает» «новизну», утверждая, что «стихотворения Мукагали «Автограф», «Когда уснули лебеди», «Я боюсь своей головы…» «взяли направление» из «подобных стихотворений» Умирзака!» («Адырна», № 3, 2017 г.). Кто у кого взял? Во-первых, когда Мукагали было 35 лет, Умирзаку было всего 30?! Во-вторых, «Тридцать пятую…» Мукагали и Умирзака даже нельзя сравнивать; в стихах Мухага, помимо жизни одного человека, вместилась целая эпоха казахов, а Умирзака – это лишь незавершенное произведение, не выходящее за рамки подражания ему. По словам Аманхана, Толеген Айбергенов, Кеншилик Мырзабеков, совершившие переворот в казахской поэзии, тоже всего лишь отголоски того Умирзака… О. Кожамуратов – хороший поэт, поэт с тяжелой судьбой, но он не достиг той высоты, которую достигли Мукагали, Толеген, и даже Кеншилик. А. Алим, разгорячившись, радуется, что Мукагали скопировал строку «Приди, мой птенец, я понюхаю твои волосы…» у Сейсена Мухтарулы… Это человеческое чувство – что ваши великие поэты, которых вы превозносите, лишь немного превосходят таких мелких поэтов, как мы…
В 2000-х годах на одном съезде Союза писателей Казахстана были приняты в союз группа молодых поэтов и писателей. Тогда этот А. А. вскочил со своего места и категорически выступил против приема в союз талантливой молодой поэтессы Танагоз Илияс. Танагоз ровесница моей дочери. Очень талантливая поэтесса. Спустя десять лет я увидел Аманхана впервые. Я не любил, когда кто-то тянул за подол молодую поэтессу. Он не давал покоя талантливому молодому поэту Акберену Елгезеку! Он учился вместе с его покойным отцом. Казахи говорили: «Даже если твой отец умрет, не умирай, увидев своего отца». Он постоянно нападает на талантливых, крылатых детей! То, что мы пережили тогда, – я сгорел от боли… На моих глазах мой когда-то ангел… превратился в шута, оставшегося в стороне от шумной толпы казахской поэзии…
«Современные козлы-провокаторы!» – написал Арман Кани на своей странице в Facebook… «Современные козлы-провокаторы!» В последнее время мне очень нравится это слово! Несмотря на то, что оно наполовину казахское, наполовину русское! Я украл его со страницы талантливого поэта Армана Кани на Facebook! Это слова, которые могут исходить только от Армана! В них его характер! Характер, который не позволяет блохе на штанах вылезти наружу! Теперь я не отдам ему! Это слово, которое я ищу с фонарем, но не могу найти… «Современные козлы-провокаторы!!!» Они повсюду! Разрушают мир и ведут себя так, будто ничего не произошло! Раньше они были в Политбюро… Сейчас они держат в руках бразды мировой политики! Они проникли во все: от детских садов до институтов-университетов и национальной духовности!
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КИЛЛЕР
У нации сейчас нет Дня. Нет и Месяца, Пространство духовности охвачено огнем; Оно горит! В сердце – зависть, Появились киллеры завистников…
Бездарные – как гиены, вышли на дикую степь. Начав с Мукагали, набросились, До Улугбека грызли как собаки…
Даже если кровь Магжанов прольется, не видя, Их игры не идут так; Как пролетарии всех стран, Объединились бездари всех стран! —
Халтурщики, как черные черви – позади. Кто бы ни был, они пройдут по пути; Наняв киллера, радуются, В руках не перо – а черный нож…
Не оставляя меня в покое… копая все мое, Бежали с лопатой к Тыныштыкбеку; Народ остался, перед черной толпой, (Став черным лицом) – прибег к ней.
Когда-то бурлившие, как родниковая вода, Отравили и Сакена, и моего отца… Голоса их хриплые, лица знакомые: «Враг народа – Магжан!» – кричали.
Возьмись за перо, брат, будь осторожен, Битва, которая не закончится всю жизнь; Литература – с незапамятных времен, Это битва Моцарта и Сальери! Будь осторожен…
18.04.2017 г.
Национальный портал