Ранее мы писали рассказ аксакала Настилека, услышанный им от старших. Это был рассказ о том, как погиб Шакарим, и о том, кто застрелил хаджи. Многие сайты подхватили статью и сделали ее доступной читателям. Мы также выражаем им благодарность.
Следующий рассказ – это то, что было записано со слов того же Настилека Салменбетовича. Речь пойдет о состоянии Великого Абая перед его уходом в иной мир. Этот рассказ – воспоминания людей, которые были рядом с Великим гением в его последние дни, которые видели все своими глазами.
Стоит отметить, что все описанные события уже давно известны ученым-абаеведам.
Даже эту, хоть и небольшую, но важную историю о последних днях Абая наш старший брат Мухтар Магауин когда-то писал и печатал в журнале «Жулдыз». Наша задача – донести эту историю до внимания молодого поколения, которое считает интернет единственным «источником информации». Мы не исключаем, что в рассказе могут быть незначительные ошибки.
***
Настилек Салменбетович: В Шубартау жили Бейсенбай Тойсарин и Божей Мынгатов. В то время собирали учеников со всех мест, чтобы обучать детей русскому языку. Вышеупомянутые Бейсенбай Тойсарин и Божей Мынгатов были одними из немногих простых людей из Дагандинской волости, отправленных на это обучение. Сначала они учились в Каркаралинской средней школе, а затем уехали в Омск. Говоря современным языком, они учились в колледже. Известно, что в то время обучали только детей богачей и волостных. Такое распоряжение поступило и от царского правительства.
Говорят, что предки Бейсенбая Тойсарина были состоятельными людьми, а сам он был юношей из семьи со средним достатком. Богачи, не желая расставаться с сыновьями, собрали по тридцать голов скота и отправили вместо них на учебу Тойсарина и Мынгатова.
К счастью, они окончили колледж с золотой медалью. Руководство колледжа отправило их в Санкт-Петербург для повышения квалификации. Однако, позже в учебное заведение поступила жалоба о том, что «они не дети богачей». Такая была политика, и из-за этой жалобы они бежали и отправились в город Томск.
Оба поступили в Томский университет. Божей Мынгатов окончил университет по специальности «медицина», а Бейсенбай Тойсарин – ветеринаром.
Они вернулись на родину примерно в 1898 году. Бейсенбай Тойсарин занялся управлением волостью и около двадцати лет был волостным. Как видный представитель Алашского движения в регионе, он занимался просветительской деятельностью (примечание: школа, построенная Б. Тойсариным, до сих пор стоит в селе Мадениет Аягозского района. В детстве мы с любопытством разглядывали это старое, полуразрушенное здание. Повзрослев, мы узнали, что в этой школе учились великий казахский писатель Мухтар Магауин и ряд других выдающихся личностей из Шубартау. Лидеры Алаша Алихан Бокейхан и Миржакып Дулатов, спасаясь от преследований, приходили в Шубартауский регион и находили приют в доме Тойсарина. Во время установления советской власти Бейсенбай Тойсарин открыто выступил против коммунистов и участвовал в Абыралинском восстании. Б. Тойсарин известен в казахской истории как первый профессиональный ветеринар, крупный общественный деятель, стоявший во главе нового поколения интеллигенции. Бейсенбай Тойсарин стал жертвой сталинских репрессий. Его арестовали в Алматинской области, где он скрывался, и по приговору «тройки» расстреляли – А.Е.).
«Это уже – отдельная трагическая история…» – продолжил свой рассказ Настилек аксакал.
Божей Мынгатов, вернувшись на родину, сразу же приступил к врачебной практике. Он ездил по аулам, проводил вакцинацию среди населения.
Так почему же я говорю о нем?
Великий Абай отправился в вечность на летнем пастбище под названием Кен Коныс. Кен Коныс – это обширная долина примерно в 20 километрах от нашего Байкошкара, за рекой Балашакпак.
Весть о том, что «здоровье Абая ухудшается», мгновенно разнеслась по степи. Родственники Великого поэта вызвали Божея Мынгатова, к которому обращались все больные в ауле.
В то время у Божея в качестве оруженосца служил дед Мухтара, Магауия. Примерно в это время Магауия был пятнадцатилетним юношей. Люди того времени взрослели рано. Этот рассказ – воспоминания того Магауии.
Когда Божей добрался до места, где находился Абай, они с оруженосцем заметили тяжелую обстановку, сложившуюся в ауле. Говорят, аул Великого поэта стонал. Даже не было слышно мычания скота, и не видно было собак, которые обычно бродили у ворот. Казалось, тяжелая черная туча – горе – нависла над аулом… Когда Абай болел, никто не говорил громко, не смеялся громко…
Добравшись до аула, Божей сразу вошел в дом, где лежал Абай. После краткого приветствия и расспросов, врач начал осматривать Абая. Затем он дал ему выпить порошкообразное белое лекарство из какой-то склянки. Какие лекарства были в то время, скажете вы, но даже если это было так, этот порошок, должно быть, был «пенициллином». Увидев состояние Абая, настроение Божея сразу упало. Будучи врачом, он понял, что лицо Абая обращено к иному миру… Я думаю, что Абай, потерявший одного за другим двух сыновей, из-за горя сильно страдал от высокого кровяного давления, которое не спадало.
А теперь есть и такая легенда. В Шубартау жил какой-то шаман по имени Шопкатар. Говорят, Абай позвал его и спросил: «Я хочу узнать, настоящий ли ты провидец-шаман, умру ли я от этой болезни или выздоровлю?!» Тот шаман, как будто вырвав слова: «Ты не выздоровеешь, ты умрешь, Абай. Завтра послезавтра твои ягодицы коснутся земли…» – сказал он. Абай был доволен и сказал: «Я хотел испытать тебя, сможешь ли ты сказать правду или будешь увиливать. Твои слова – верны, я и сам знаю день своей смерти» – сказал он.
Это, конечно, легенда. А на самом деле, конечно, Божей пришел осмотреть Абая. Это не легенда, это слова Магауии, который был его оруженосцем.
Божей Мынгатов, таким образом, был одним из немногих людей, кто видел Абая в последний раз.
Говорят, этого Божея (старика) в возрасте около семидесяти лет, из-за спора у родника, жестоко избил милиционер, и он умер. Вот так, дитя мое…
***
Я не стал дальше мучить Настилека аксакала. Он и так сильно переживал, рассказывая о гибели Шакарима, а теперь ему, наверное, было тяжело говорить о смерти Абая. Мне самому было нелегко слушать эти две истории.
Мы выехали в сторону аула в полночь. Со мной были мой брат, поэт Ермек Дайырбай, живущий в Аягозе, и аким нашего аула Бауыржан Мукашев. Кстати, Бауыржан Мукашев живет в доме, расположенном прямо у старой школы, построенной Бейсенбаем Тойсариным, о которой говорилось выше!
Они рассказывали какую-то сегодняшнюю историю.
А я, словно услышав вздох Абая из этой кромешной темноты степи, ехал по черной дороге, освещенной фарами машины, и мне казалось, что сейчас нас перережет отряд головорезов, которые только что убили Шакарима и спешно увозят его, чтобы быстро закопать…
Данные записал и обработал: Акберен Елгеспек,
Ұлт порталы
(При перепечатке статьи обязательно указывать источник)