Исполняется 50 лет со дня основания Таразского государственного педагогического института – одного из ведущих высших учебных заведений Таразского региона с глубокой историей. У казахов, живущих под войлочной юртой, есть мудрое изречение: «За пятьдесят лет – народ обновляется». За эти годы в нашем обществе произошли масштабные изменения, достойные веков. Сменилось несколько поколений старших, на историческую арену вышло множество поколений подрастающего поколения. Общественные отношения изменились, ценности обновились. Человечество пережило множество разнообразных этапов развития. В преддверии юбилея мы беседовали с ректором учебного заведения Дарией Кожамжаровой о настоящем и будущем института.
«Подготовка современного учителя – основной ресурс, обеспечивающий развитие государства»
– Дария Пернешкызы, в древности один мудрец сказал: «Преподавать – это не тратить время. Ценить время других, не жалеть своего». Если начать наш разговор с сегодняшней жизни педагогического учебного заведения, которое уважаемая общественность Аулиеаты, считающая его золотым стержнем национальной истории, назвала и окрестила «мастерской учителей».
– Конечно, как говорил Ыбырай Алтынсарин: «Хороший учитель – сердце школы», учитель – воспитатель человека, обладатель особой профессии, которая не каждому дана, личность, делающая человека человеком. Это специалист, который видит в ученике хорошие качества, незаметные другим, и помогает их развивать. В этом плане на нас лежит большая ответственность. Только тот, кто неустанно трудится на великом пути учительства, может достичь своей вершины. Его основа – поиск и требовательность. В Таразском государственном педагогическом институте, основной миссией которого является подготовка высококвалифицированных учителей нового образца, сегодня обучаются около 6 тысяч студентов. Им преподают 15 докторов наук, более 130 кандидатов наук и 200 магистров наук. В настоящее время ТарГПИ сотрудничает с более чем 45 вузами мира. Среди них университеты Англии, Франции, Китая, Германии, Катара и Канады. В целях развития отношений с зарубежными партнерами в вузе подписан ряд меморандумов и соглашений. В частности, в рамках соглашений о взаимном понимании с факультетом образования Кембриджского университета, Университетом Перпиньяна и Педагогическим университетом Шэньси предусмотрено продвижение перспективных направлений сотрудничества, развитие образовательных, профессиональных и культурных связей между преподавателями и студентами. Хочу отметить, что в национальном рейтинге лучших вузов Казахстана за 2016 год по направлению педагогических вузов Таразский государственный педагогический институт, показав результат выше 65 баллов, занял 6-е место, предложенное Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании. XXI век – век жесткой конкуренции. Сегодня судьба образованной и находчивой личности, способной угнаться за стремительным развитием мировой конкуренции, доверена нашим новаторским учителям. Хочу особо подчеркнуть, что подготовка квалифицированных учителей – это основной ресурс, обеспечивающий развитие государства. Кто такой новаторский учитель? На мой взгляд, он, во-первых, должен обладать способностью прививать молодежи мировоззрение, присущее нашему народу, любовь к своей культуре, обычаям, традициям, ремеслам и педагогике, открытость и дружелюбие казахского народа, национальные ценности. Во-вторых, он обязан глубоко владеть предметом, который преподает.
«Развитие научного потенциала – одна из главных ступеней к вхождению в число конкурентоспособных стран»
– Известно, что повышение научного потенциала является одним из главных интересов вузов страны. Какие работы проводятся в этом направлении в институте?
– Великий Абай сказал: «Мир – это ты сам, и богатство – это ты сам, если уделишь внимание науке». В начале двадцатого века. Мы должны понимать эти слова Хакима как завещание и наказ всем казахским молодым людям. Ученые и учителя – те, кто ведет многих к науке и образованию. Если наш народ говорит: «Учеба – как копание колодца иглой», то я бы сказал: «Настоящая наука – как копание колодца иглой». Молодой ученый глубоко исследует выбранную им тему. Он прилагает все усилия для открытия нового, необходимого для развития общества. Он анализирует, подходит ли его открытие для использования в новых технологиях, выгодно ли оно с экономической точки зрения. Это требует кропотливого труда. Народ особо почитает настоящих ученых, с интересом слушает их мнения, научные обоснования. Есть особая причина, по которой я начинаю ответ на ваш вопрос издалека. Ведь одним из важных направлений, поставленных Главой государства, является повышение научного потенциала. Это одна и единственная главная ступень к вхождению в число конкурентоспособных стран. Таразский государственный педагогический институт – это учебное заведение, которое вносит большой вклад не только в качественное образование, но и в развитие фундаментальной науки. Известно, что одновременное развитие образования и науки, их взаимосвязь – непростая задача. Тем не менее, мы выполняем ряд благих дел в этом направлении, насколько это возможно. Около трех лет назад при вузе был открыт научно-исследовательский центр истории Туркестанского края имени Жусупа Баласагуна. Цель – проведение комплексных исследований по истории Туркестанского края, сбор ранее неопубликованных архивных документов по истории Таразского региона и Аулиеатинского уезда, подготовка многотомных сборников документов и монографических трудов на основе архивных материалов. В центре, работающем по семи направлениям, издано 18 научных трудов в серии «Библиотека Баласагуна». Среди них – энциклопедия и монография «Казахское ханство», 4 тома «Сборника Туркестана», «Дневник жизни и деятельности Турара Рыскулова» и другие книги. Научно-исследовательский центр «Бауыржантану», возглавляемый известным ученым, литературоведом Мекемтасом Мырзахметовым, был открыт в 2004 году и занимается сбором, исследованием и публикацией наследия Народного героя Бауыржана Момышулы. Ранее были изданы 30 томов многотомного собрания сочинений национального героя, книга воспоминаний «Легендарный батыр» в Москве, «Фотоальбом» в Алматы. В настоящее время готовятся к изданию следующие 15 томов многотомного собрания сочинений батыра. В них собраны воспоминания о выдающемся казахском писателе, прославленном полководце, драматические произведения, посвящения, поэмы и баллады. Кроме того, педагогический вуз дважды в год организует Международную научно-практическую конференцию «Молодой ученый» для развития творческих способностей молодежи страны. Основная цель конференции – развитие созидательного потенциала молодых ученых, активное вовлечение их в решение актуальных проблем современной науки, развитие научно-образовательного пространства. Еще одна цель собрания – содействие установлению взаимосвязей между исследователями, обмену опытом. Например, на прошедшей в этом году, шестой по счету, конференции собралось более 400 молодых талантов. Среди них студенты, магистранты и докторанты средних школ и вузов со всех регионов Казахстана. Также на мероприятие были приглашены известные историки и ученые-исследователи, сотрудники учреждений образования Казахстана, Японии и Кыргызстана. Конференция, посвященная 50-летию вуза, прошла по секциям гуманитарных и естественных наук. Всего по указанным секциям поступило более 500 работ.
Глава государства Нурсултан Назарбаев поставил задачу совершить большой прорыв в научно-инновационной сфере страны и стать одним из лидеров в этой области на евразийском пространстве. Сегодня общеизвестная истина заключается в том, что невозможно войти в число цивилизованных государств без всесторонне развитой науки. «Молодой ученый» – это мероприятие, объединяющее представителей молодого поколения, соревнующихся в мире науки. Откровенно говоря, будущее этих молодых людей – будущее страны, завтрашний день нации. Эти задачи, которые мы ставим перед собой, очень масштабны. Для этого всем нам нужна большая сила, воля и решимость. Главное – нужны знания и наука. Экономика Казахстана должна основываться на знаниях и науке. Только тогда мы будем уверены, что наши планы будут выполнены и мы достигнем поставленных целей.
«Внедрение трехъязычного образования продиктовано требованиями времени»
– Национальный план «100 конкретных шагов», предложенный Главой государства, несомненно, напрямую касается каждого казахстанца, в том числе и педагогической общественности. Ведь без участия учителей невозможно реализовать направления, указанные в этом важном документе. Один из шагов Национального плана посвящен переходу на трехъязычное образование. Какие работы проводятся в этом направлении в вузе?
– Трехъязычное образование – это требование времени, одна из главных ступеней к вхождению в число конкурентоспособных стран. Благодаря этому мы можем сформировать компетентную и современную личность. Казахский язык – язык нашей Родины, наш государственный язык, символ нашего патриотизма, а цель изучения английского и русского языков – обеспечить потребность молодежи, живущей в XXI веке, на рынке труда завтрашнего дня. В своем Послании этого года Глава государства отметил, что необходимо разработать предложения по поэтапному переходу на трехъязычное обучение, при этом особое внимание будет уделено сохранению и дальнейшему развитию казахского языка. Политика «Трех языков» четко отражена в Стратегии развития вуза. Подготовка педагогических кадров по программе трехъязычного образования осуществляется в вузе с 2012 года. В настоящее время студенты, обучающиеся по специальностям «История», «Математика», «Информатика», «Химия», «Физика», «Биология», «Дошкольное обучение и воспитание», «Педагогика и методика начального обучения», обучаются по системе трехъязычного образования. В результате внедрения данной программы студенты достигли ряда результатов. Кроме того, 36 преподавателей и 152 студента педагогического института совершенствуют свои знания на уровневых языковых курсах, предназначенных для обучения казахскому, русскому и английскому языкам. Это мероприятие осуществляется в рамках меморандума, заключенного между Таразским государственным педагогическим институтом и управлением по развитию языков акимата Жамбылской области и управлением по вопросам молодежной политики акимата Жамбылской области по развитию трехъязычного образования. Недавно 51 преподаватель вуза прошел курсы повышения квалификации для преподавания предметных дисциплин на английском языке и получил соответствующие сертификаты. Также в институте налажен выпуск учебников, учебно-методических пособий и электронных учебников на английском языке.
«Квалифицированный учитель – залог образованного ученика и сильного государства»
– Педагог закладывает фундамент интеллектуального капитала общества. В связи с этим в стране особое внимание уделяется подготовке квалифицированных учителей. В этом направлении реализуется ряд программ. Какие мероприятия проводятся в педагогическом институте для подготовки квалифицированных учителей?
– Безусловно, квалифицированный и профессиональный учитель является залогом образованного поколения и сильного государства. Для практической реализации этой задачи в октябре прошлого года в институте был открыт Центр повышения квалификации педагогов. Наша цель – обеспечить качественную подготовку педагогических кадров с учетом передового мирового опыта, внедрить концептуальный подход «обучение в течение всей жизни» в педагогическую практику, достичь максимальной эффективности инвестиций в профессиональное развитие учителей. В настоящее время центр работает по четырем направлениям. В частности, организовано повышение квалификации педагогических кадров в образовательных учреждениях Жамбылской области и города Тараз, их переподготовка по программе трехъязычного образования и обучение слушателей курсов современным инновационным методам обучения в режиме онлайн. На сегодняшний день на специальные курсы, организованные центром, подали заявки 166 учителей, 80 из которых прошли переподготовку. Воспитатели и учителя дошкольных образовательных учреждений Жамбылской области и города Тараз успели повысить свою квалификацию по 27 образовательным программам педагогических специальностей. В условиях возрастающих требований к образованию и науке, усложнения системы обучения, задачи, возлагаемые на учителя нового общества, также возрастают. Перед педагогической общественностью стоит задача воспитания не только образованных, но и конкурентоспособных, патриотичных граждан, ведущих за собой цивилизацию. С этой целью в Таразском государственном педагогическом институте стало традицией проведение регионального конкурса «Обучение и практика» с целью повышения инновационных технологий обучения и обмена опытом между педагогическими кадрами Жамбылской области и преподавателями вуза. Это не единственное, что делается в этом направлении. Буквально недавно при институте открылся Центр педагогического мастерства. Здесь проводятся занятия и научно-исследовательские работы по изучению инновационных технологий для школьников и будущих педагогов. Особо хочу отметить, что подобный центр открыт в ТарГПИ впервые среди вузов региона. Мастер-педагог, будучи образованным, опытным, всесторонне развитым, должен уметь сочетать обучение и воспитание с целью формирования ученика как личности. Центр будет работать, основываясь на этих задачах.
Будущее страны, движущейся по светлому пути развития, всегда расширяется благодаря ее квалифицированному и сознательному поколению. Воспитание подрастающей молодежи как опоры нашей страны зависит от каждого родителя и учителя. А возложенная на уважаемых учителей задача достойно выполнить эту ответственность – почетная миссия. Учебное заведение, отмечающее свой 50-й учебный год, также ставит перед собой такую четкую цель на благодатное будущее.
«Повышение профессиональной квалификации через современные технологии в центре внимания»
– Развитие новых технологий является актуальной проблемой для всего мира. И этому есть причины. Ведь научно-технические ресурсы способствуют определению места каждого государства в мировом сообществе. Какие работы проводятся в вузе с целью использования современных инструментов в учебном процессе?
– Ваш вопрос уместен. Глава государства Нурсултан Назарбаев в первом приоритете своего Послания народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» говорил об ускоренной технологической модернизации экономики. В ходе конкретной реализации новых задач, поставленных Главой государства, в Таразском государственном педагогическом институте открылся Детский университет. Проект «Kids University» направлен на развитие творческих способностей школьников, освоение современных технологий и выработку навыков их применения в жизни. Мероприятие, организованное в преддверии 50-летия вуза, проводится по 8 направлениям. На первом этапе ученые института ознакомили школьников Жамбылской области и города Тараз с тонкостями исследовательских работ в области химии, биологии, физики и робототехники, а также поделились своими инновационными идеями. На базе педагогического института созданы все условия для проведения комплексных экспериментов. В вузе функционируют учебно-лабораторные комплексы «Электротехника», «Радиотехника», «Основы электроники» и «Школьная робототехника» с целью развития научно-технических творческих способностей студентов и школьников в области робототехники. Лаборатории оснащены роботами Lego, Tetrix, Arduino, современным оборудованием, учебно-методическими и программными руководствами. Кроме того, физико-математический факультет располагает материально-технической базой для повышения квалификации учителей информатики средних и специальных школ Жамбылской области по предметам робототехника, основы электроники и радиотехника. Научные проекты талантливых школьников, прошедших практику в институте, будут собраны в центре. Также будет всесторонне рассмотрен вопрос внедрения разработок в производство. В настоящее время педагогический вуз заключил соглашения с рядом предприятий региона. В связи с этим студенты института проходят практику по своим проектам в различных производственных лабораториях.
А по направлению «Искусство, культура и спорт» преподаватели ТарГПИ провели мастер-классы для юных дарований по секциям «Дизайн», «Изобразительное искусство», «Спортивные упражнения», «Рисунок и черчение», «Хореография», «Начальная военная подготовка» и «Обучение музыкальным инструментам», ознакомив их с тонкостями указанных специальностей. Практические занятия проводили известные деятели искусства, мастера кисти и спортсмены, показавшие выдающиеся результаты на мировых спортивных соревнованиях. Это мероприятие оказывает большое влияние на выбор профессии школьниками. Глубокое обучение молодежи в соответствии с их склонностями будет способствовать положительному решению проблемы нехватки специалистов и безработицы в стране.
Это лишь часть работ, проводимых в направлении создания предпосылок для внедрения современных технологий в школьную программу. Также при участии института была проведена акция «ТарГПИ в школе». В рамках проекта, направленного на расширение кругозора и всестороннее развитие подрастающего поколения в соответствии с требованиями времени, школьники Жамбылской области получили возможность освоить конструирование роботов и ознакомиться с тонкостями новых технологий. Акция была организована в 50 школах Байзакского, Жуалынского, Т. Рыскуловского, Меркенского, Жамбылского районов, а также в городах Тараз и Кара-Тау, и в ней приняли участие около 3000 школьников.
Реализуется проект «50 лет – 50 благих дел»
– Таразский государственный педагогический институт, пользующийся большим авторитетом среди вузов Южного региона и воспитавший множество мудрецов и выдающихся личностей, в этом году отмечает свое пятидесятилетие. Какие мероприятия запланированы в преддверии юбилея этого очага знаний?
– 50-летие Таразского государственного педагогического института – это праздник не только коллектива вуза и студентов, но и выпускников и преподавателей, учившихся в этом учебном заведении за этот период. Нам выпала честь отметить эту знаменательную дату на должном уровне. Конечно, все факультеты и структурные подразделения разработали специальные планы, связанные с юбилеем, и мероприятия проводятся с начала года. Вы можете узнать об этом из республиканских и региональных СМИ. А в рамках общеинститутского проекта «50 лет – 50 благих дел» в феврале был открыт Центр «Поддержка и развитие речи детей». В церемонии его открытия приняла участие вице-министр образования и науки РК Эльмира Суханбердиева. В центре будут обучаться и воспитываться дети с нарушениями речи. Здесь дефектологи будут проводить комплексные педагогические, физиологические и психологические исследования для детей и работать над коррекцией нарушений. Также для достижения гармоничного духовно-нравственного развития молодежи, обогащения национальными и общечеловеческими ценностями, стремления к взаимопониманию и согласию, реализации самосовершенствования и саморазвития был введен в эксплуатацию центр «Самопознание», открыт кабинет психологической помощи «Relax».
С участием государственных и общественных деятелей, известных ученых-исследователей, известных специалистов по языкам прошла республиканская научно-практическая конференция «Ценности Великой Степи и интеграция в глобальную индустрию образования», организован областной айтыс молодых акынов «За пятьдесят лет – новый народ». Прошел региональный конкурс «Мир танца», посвященный национальным танцам народов Казахстана. В хореографическом конкурсе приняли участие учащиеся общеобразовательных школ Жамбылской области.
Будущее народа, глубоко освоившего духовные ценности, обладающего высоким потенциалом и культурой, благополучно, а его завтрашний день – великолепен. В связи с этим в Таразском государственном педагогическом институте стартовала акция «50 лет – 50 книг». Цель социально-культурного проекта – пропаганда казахской и мировой литературы, сохранение нашего историко-культурного и духовного наследия, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и нравственности. Также привлечение сотрудников и студентов института к чтению, библиотеке. Самое главное – ведется работа по подготовке специальной книги и документального фильма, посвященных юбилею института. Кроме того, в наших планах – установка памятника «Учитель» и строительство музея имени Жусупа Баласагуна.
Наш главный принцип: «Думать – планировать – делать»
– Поделитесь планами ведущего вуза региона на предстоящий период.
– XXI век – век образованных людей. Перед нами стоит задача воспитания поколения с развитым мышлением, талантливого, умного и сильного духом патриотизма. Нынешняя молодежь – опора нашего государства, защита нашей независимости, будущее нашей страны. В связи с этим Глава государства Нурсултан Назарбаев в своем Послании этого года поставил задачу изменить роль системы образования и сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Кроме того, выдвигается необходимость направить учебные программы на развитие критического мышления и навыков самостоятельного поиска.
В системе среднего и высшего образования страны начата реализация ряда стратегических задач. В частности, поэтапное внедрение трехъязычного обучения, переход на 12-летнее образование, проблема малокомплектных школ, эффективность системы критериального оценивания, развитие функциональной грамотности учащихся, повышение доступности принципа «обучение в течение всей жизни» для выпускников педагогических вузов – вот приоритеты. Коллектив является инициатором ряда благих дел, основанных на принципе «Думать – планировать – делать». За полвека в вузе сформирована организационная культура, систематизированы эффективный кадровый менеджмент и корпоративное управление. Это, в свою очередь, стало основой для принятия новой программы развития Таразского государственного педагогического института на 2016-2019 годы. Этот документ направлен на обеспечение дальнейшего устойчивого развития вуза и укрепление его стратегической позиции в сфере образовательной деятельности и на рынке труда. Стратегическая программа предусматривает основные механизмы систематизации деятельности вуза в соответствии с мировыми тенденциями. Кроме того, предложен механизм использования приоритетных направлений и достижений института в развитии южного региона Казахстана.
Хочу отметить пять основных приоритетов стратегической программы. Основные направления направлены на обеспечение темпов развития вуза выше среднего уровня и дальнейшее устойчивое продвижение образовательной деятельности. В первом приоритете осуществляется разработка и модернизация учебных планов и основных образовательных программ бакалавриата путем внедрения смешанных и онлайн форм обучения. В том числе будут разработаны образовательные программы на иностранных языках. И это не все. По основным приоритетным направлениям будет обеспечено качественное трехъязычное образование, подготовка образовательных ресурсов для нового поколения, разработка новых образовательных программ для системы дополнительного образования, развитие системы электронных библиотек и доступ граждан к ним, а также обеспечение признания образовательных программ социальной и профессиональной структурой общества. Второй приоритет направлен на решение проблем, стоящих перед взаимосвязью науки, образования и школы, практическое развитие направлений научно-исследовательской работы, обеспечение условий для интеграции вуза с мировым образовательным пространством в области фундаментальных, прикладных и педагогических исследований. Третий приоритет предусматривает создание современной структуры управления институтом и формирование современной корпоративной культуры путем внедрения стратегического менеджмента в современные технологии. Кроме того, предусмотрено активизация деятельности Попечительского и Наблюдательного советов как основного стратегического органа управления вузом, внедрение опыта Назарбаев Университета и Назарбаев Интеллектуальных школ, позволяющего оптимизировать структуру управления, и разработка процедуры планирования учебного процесса. Четвертый приоритет обеспечивает совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров, дифференциацию заработной платы в зависимости от квалификации сотрудника, улучшение мониторинга трудоустройства выпускников. Данный тренд направлен на рост творческого потенциала корпоративной среды института, повышение инновационной активности сотрудников и студентов, их профессиональное саморазвитие. Основная цель этого приоритета – повышение производительности труда профессорско-преподавательского состава. Пятый приоритет уделяет внимание развитию инфраструктуры вуза. Это будет осуществляться путем создания оптимальных условий для профессоров, преподавателей, сотрудников и студентов. Обновление парка учебных и научных лабораторий на кафедрах института ускорит процесс модернизации в сфере обучения и образования. А совершенствование библиотеки и других информационных ресурсов обеспечит информационную поддержку образовательного процесса.
За полвека Таразский государственный педагогический институт успешно осуществляет подготовку учителей, переподготовку и повышение квалификации педагогов. За эти годы фундаментальный учебный центр накопил богатый опыт работы, используя новаторские методы и формы работы в соответствии с потребностями, возникающими на рынке образовательных услуг. Образование – это ценность с глубокими корнями, не разделяющаяся по нациям и религиям, не проявляющаяся за один день или год. Это общее благо для всех. Только образование уравнивает народы между собой, людей между собой. В условиях возрастающих требований к образованию и науке, усложнения системы обучения, нагрузка на учителя нового общества и современного времени также возрастает. Настоящий учитель должен уметь заглянуть в душу ученика и направить его на правильный путь. В настоящее время коллектив института работает над тем, чтобы соответствовать этим требованиям.
– Спасибо за беседу!
Беседовал Жандар АСАН,
Руководитель службы информационной имиджевой политики ТарГПИ