Существует категория феноменологии, которая описывает форму и проявление, место и время, причину и следствие аспектов исследования всех наук. Феномен – это реальное явление. От него не уйти, потому что именно через эту категорию определяется познавательный аспект взаимоотношений человека и мира. В свое время немецкий мыслитель Гегель также обратил внимание на феноменологию духа. Ведь без духа, смысла, сознания невозможно познать и осмыслить истину в этом мире. Но позитивизм познал и осмыслил наоборот. Только мир феноменов является истиной. Остальное – иллюзия, бред, не поддающийся научным измерениям. Поэтому такие категории, как Бог, дух, святость, священное, сакрализация, не могут быть отнесены к миру феноменов. Поскольку это всего лишь неизвестное «но-мен», оно ведет человека к внутреннему рабству, отсталости сознания, отчуждению от свободы и зависимости от мира, природы. Было доказано, что человек не может избавиться от детерминизма вечного циклического мышления. Это история, которая пишется и переписывается как поиски, пережитые человечеством в прошлом веке. Историю тоже нельзя отрицать. Потому что в ней тоже есть святость.
Но существует наука об онтологии, связанная с творением. Ее признание является моральным, демократическим уважением к смыслу и праву человека, его бытию и свободе, деятельности и статусу. Этот процесс прекратил бессмысленное упрямое противостояние, подобное прошлогоднему глобальному разделению на два полюса – «НАТО и Варшава». Но его инерция продолжается до сих пор. Если и была страна, которая не смогла внести свою лепту в этот поток, подобный течению воды, то это были мы.
Как сказал Бильге-каган: «…турки из-за бессознательности, бездумности пожирают свой дух червями», но вот когда мы уже думали, что умерли, мы стали суверенной страной. С тех пор пролетело четверть века. Это мгновение в истории государственности страны.
Причиной того, что я начал свой рассказ с философских категорий, стала статья Главы государства Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованная в газете «Егемен Қазақстан».
На самом деле, любое явление проявляется не бессмысленно, бездуховно. Раз существует казахский этнос, он создал и свою государственность. Объявил свой суверенитет. Государство – это гарантия политической свободы этого этноса. Раз существует наш этнос, мы получили свою свободу. Но эта политическая свобода напрямую связана с внутренней свободой нации, создающей это государство, и ее культуры. Здесь также важны отношения сознания и бытия. Но споры, как в греческой философии, «что первично – бытие или сознание» не принесут пользы. Эта диалектическая система мышления не подходит казахам, потому что само казахское бытие имеет особую цивилизационную природу: это универсальная целостность. Душа и тело едины. Вот эту феноменологическую истину наш Глава государства раскрыл словами: «Чтобы достичь цели, наше сознание должно опережать наши действия, то есть должно обновляться раньше них». То есть сознание и действие едины, но сознание должно опережать. Следовательно, не «бытие определяет сознание», как в прежней советской марксистской диалектической философии, а сознание должно опережать бытие.
Конечно, нельзя обходиться пустыми словами. Мы далеки от того, чтобы утверждать, что казахи до сегодняшнего дня были бездуховны, бессознательны. Если бы мы были бессознательны, бездуховны, то и нашего бытия не было бы. Мы есть. Поэтому казахский народ, нация, культура, история, религия, государственность, язык и менталитет существуют, живы. Они возродились вместе с суверенитетом. Но это было слишком слабое, несистемное, пугливое и беспринципное существование без преемственности. Потому что для избавления от прошлой советской инерции тоже нужно время. Можно сказать, что Глава государства сегодня открыто объявил об окончании этого необходимого времени. Не будет преувеличением сказать, что это произвело на меня не меньшее впечатление, чем «Провозглашение суверенитета» нашей страны четверть века назад.
У человека, нации, культуры, государства, цивилизации есть своя внутренняя сила, свое сознание. Этот смысл, сознание, душа, дух, номен… нуждаются в очищении или избавлении на каждом этапе времени. Само ощущение такой нужды, потребности является сакральным. Это можно назвать божественным даром. Но казахское бытие феноменологически изменилось. Оно утратило свою национальную идентичность, стало однородным культурным пространством, то есть отчудилось от тех слоев, которые удерживали нацию как нацию. Глава государства обращает внимание на важность этого слоя: «… возрожденное общество имеет свой духовный код, берущий начало в глубинах своей истории… Главным условием возрождения нового типа является умение сохранить свой национальный код. Без него возрождение легко может превратиться в пустой звук». Здесь вспоминается западный принцип «два шага вперед, один шаг назад». Потому что именно сегодня прочная константа духовной опоры ускользнула от нас. Потому что национальный код, то есть национальное сознание, неоднороден и неустойчив. Исследования, научные выводы по этому поводу до сих пор не вызывали спроса ни со стороны власти, ни со стороны правительства, даже на общественной основе.
В нашем сегодняшнем облике проблема «казаховедения» обострилась до предела. Местничество, трайбализм, коррупция, взяточничество, незащищенность и безответственность права и принципов, национальное сознание растаптывается между личностным и общинным. В такой ситуации национальное сознание, национальное познание, национальный опыт и вера не могут быть объединены. Бытие есть, но его динамический центр, то есть сознание, сильно окаменело. Искусственная диалектика между властью и обществом, прошлый советский политический опыт все еще стремительно развивается. Менталитет, язык, религия, культура, ценностный мир, исторический опыт и земля казахов до сих пор не смогли обрести сакральный характер. Некоторые казахские граждане, а также представители власти с недоверием относятся к казахскому бытию. Где нет веры, там не может быть гражданской ответственности. Если вы храните свои накопления в зарубежных фондах, дышите на чужом языке, а не на своем, живете ценностями чужой культуры, управляетесь чужими ориентирами, не уважаете себя, то чем вы будете отличаться от раба, отчужденного от своего бытия? Вот это явление – конкретный феномен. Наш Глава государства также сформулировал: «… Любое возрождение не должно идти вразрез с «историческим опытом» и «национальными традициями», как раньше. Напротив, необходимо уметь превратить передовые традиции, выдержавшие испытание временем, в важные предпосылки успешного возрождения. Если возрождение не сможет черпать силу из национально-духовных корней народа, оно приведет к заблуждению». Это вполне научное и соответствующее бытию определение.
Духовное обновление и возрождение сводятся к очищению национального сознания. Национальное сознание есть. Но оно окаменело, устало. За это ответственны и государство, и общество. Теперь власть и общество, государство и культура должны объединиться с историческим познанием, историческим опытом, исторической верой и сознанием, определяя свою созидательную опору. Потому что все новое для нации переосмысливается и возрождается путем анализа ценностей, унаследованных из исторической памяти.
Вот в этом направлении Глава государства предлагает несколько своих духовных стратегических планов… 1. Конкурентоспособность; 2. Прагматизм; 3. Сохранение национальной идентичности; 4. Торжество образования; 5. Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана; 6. Открытость сознания. Он также предлагает конкретные задачи и проекты по реализации этого плана. Этот текст сам по себе производит впечатление, как будто Абай сказал: «Слово исправилось, слушающий, и ты исправься».
Досай Кенжетай,
Национальный портал