«Алаш партиясы» и «Алаш Орда»: 100 лет со дня основания
Русская революция 1905 года, охватившая всю Россию, и первый раздел Манифеста императора Николая II, подписанного в августе 1905 года, о «Свободе слова, свободе личности, свободе собраний и общественных организаций» принесли большие перемены в казахскую степь. Уже в начале ХХ века казахская интеллигенция, заботясь о народе и формируя политическое мировоззрение против колонизаторов, начала объединять страну и бороться против гнета империи. ПЕТИЦИЯ, организованная А. Бокейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, Ж. Акбаевым, подписанная тысячами представителей казахских регионов и направленная царю, премьер-министру Столыпину, министру внутренних дел, стала началом этого движения «Алаш». Четырнадцать статей, изложенных в этих петициях, в соответствии с законодательными статьями царского Манифеста, отражали невысказанные интересы казахского народа перед властью того времени.
Об этом историческом периоде я писал в своем исследовательском эссе «Те, кто поднял знамя Алаш», опубликованном в конце прошлого года на нескольких сайтах. Повторяться нет смысла. Тем не менее, наряду с такими деятелями, как А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Ж. Акбаев, М. Тынышпаев, Х. Досмухамедов, Ж. Досмухамедов, которые начали движение «Алаш» в эти годы, братья Ахмет и Газымбек БИРИМЖАНОВЫ также были в центре этого движения.
Ахмет Биримжанов, окончивший Оренбургскую гимназию и юридический факультет Казанского университета с золотой медалью, до 1906 года служил в судебной системе в Оренбурге и Томске. К этому времени А. Биримжанов уже был юристом, уважаемым народом за его народничество. Поэтому в 1906-1907 годах он был избран депутатом от Тургайской области в Российскую и I-II Государственные Думы. Хотя обе Думы имели короткий срок жизни, депутат Ахмет Биримжанов был активным членом Мусульманской фракции в Думе, требуя ограничения деспотичной аграрной политики России в колониальных странах, упразднения военно-полевых судов на казахской земле, ограничения переселенцев и осуществления распределения земель только в соответствии с законами, принятыми Думой.
Среди видных членов Мусульманской фракции, которые способствовали принятию в Думе некоторых законов о землеустройстве в Средней Азии, были депутаты Б. Каратаев (из Уральской области), А. Калменов (с Запада), М. Тынышпаев, Ж. Кулманов (из Семиреченской области).
В рядах членов I и II Дум были представители эсеров, меньшевиков, партии социалистов-народников. Большинство законов, предложенных этими партиями, а также депутатом Думы Ахметом Биримжановым и Мусульманской фракцией, не понравились премьер-министру Столыпину. Причина в том, что империя не имела экономических возможностей для повышения внутреннего социального положения по требованию вышеупомянутых партий. Кроме того, царская Россия не собиралась менять свою колониальную политику в Средней Азии.
То есть, в этот период началось массовое переселение многих российских крестьян, «черносотенцев» в Среднюю Азию, в том числе на самые плодородные земли казахской земли. Очень короткий срок деятельности двух Дум в 1906-1907 годах был обусловлен тем, что законы, предложенные русской социалистической партией и Мусульманской фракцией, не понравились премьер-министру Столыпину. Затем царь Николай II своим указом прекратил деятельность Думы.
А депутату Ахмету Биримжанову, поднимавшему вопросы казахского народа в Думе, было запрещено выдвигать свою кандидатуру на следующую Думу и возвращаться на родину, разрешив ему служить только в городе Бузулук России.
А представителям Средней Азии было ограничено депутатство в III Думу. Эта III Дума стала самой «долгоживущей» Думой. Отсутствие казахских депутатов в III Думе беспокоило деятелей «Алаш». Поэтому, с целью провести депутата от казахов в IV Думу из Оренбурга, Ахмет Байтурсынов в 1912 году написал статью «Қазақ, һәм, Дума». А. Байтурсынов и ранее через журнал «Айқап» обращался к народам Туркестана, Башкирии, Ногайской степи, Татарстана с просьбой о помощи в проведении одного представителя от казахов в IV Думу. Хотя представители Туркестана, Ногайской степи, Татарстана поддержали Ахана и согласились помочь, российские власти все же не допустили казахских депутатов в IV Думу. Тем временем началась Первая мировая война, и в России происходили бурные события.
В 1917 году царь Николай II был свергнут, и вместо него пришло Временное правительство во главе с Керенским, видным членом партии кадетов.
В это время Ахмет Биримжанов, известный как юрист, переехал в Оренбург. С того дня он активно участвовал в движении «Алаш». Он участвовал в нескольких Всеказахских съездах, начавшихся в Оренбурге с апреля 1917 года. На осеннем съезде он занимал должности комиссара Временного правительства по Тургайскому уезду, а затем по Костанайскому уезду. Он стал выборным членом партии «Алаш» и правительства. В 1919 году, после официального помилования деятелей «Алаш Орды» Советской властью, Ахмет Биримжанов стал членом Верховного суда Казахской автономии, а затем занимал ответственные должности в системе Верховного суда. Когда Кызылорда стала столицей республики, он поддерживал теплые и уважительные отношения с казахскими интеллигентами А. Байтурсыновым, А. Бокейхановым, М. Дулатовым и их семьями. Ахмет Биримжанов в возрасте 55 лет заболел опасной болезнью и умер в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в 1927 году и был похоронен там. На его похоронах присутствовали А. Бокейханов, М. Ауэзов, А. Маргулан.
Краткий обзор юности А. Биримжанова
Ахмет Биримжанов учился на юридическом факультете Казанского университета вместе с В. Ульяновым (Лениным). Однако младший Ульянов был исключен из университета на последнем курсе из-за участия его брата в террористической организации и осуждения, поэтому он экстренно сдал экзамены и получил диплом. А Ахмет Биримжанов окончил юридический факультет Казанского университета с золотой медалью. Еще во время учебы в гимназии А. Биримжанов попал в список наблюдения Оренбургской жандармерии. Этому было две причины: во-первых, во время учебы в гимназии А. Биримжанов произносил народнические речи и выражал недовольство действиями русских колонизаторов, отнимавших земли казахов. Во-вторых, А. Биримжанов был потомком знаменитого батыра, тархана Шакшак Жанибека. Тарханский титул Шакшак Жанибек завещал деду Ахмета, Дауитбаю. От Дауитбая к Мусе, от Мусы к Шегену, от Шегена к Биримжану, от Биримжана к Корганбеку, от Корганбека к Ахмету, Газымбеку и другим. С момента образования Тургайского уезда в 1868 году потомки Шегена, начиная с Дауренбека, Жакыпа, Корганбека, управляли Тосынской волостью до падения Российской империи. Несмотря на это, все потомки Шегена, пользующиеся большим авторитетом в народе, находились под постоянным наблюдением уездной жандармерии, и их слова и действия фиксировались. У Ахмета Биримжанова также были такие причины для нахождения под наблюдением жандармерии.
Газымбек БИРИМЖАНОВ – ДЕЯТЕЛЬ ДВИЖЕНИЯ «АЛАШ»
В апреле 1917 года, когда он участвовал во Всеказахском съезде в Оренбурге, Газымбеку было всего 21 год. В это время Газымбек Биримжанов был всесторонне развитым молодым националистом, окончившим Оренбургскую гимназию с отличием, владевшим башкирским и русским языками. Одной из главных причин этого было то, что Газымбек с детства воспитывался под присмотром своего брата Ахмета и учился в городах Бузулук и Оренбург.
В мае он стал активным членом партии «Алаш» и «Алаш Орды» на Всеказахском съезде в Оренбурге. На том собрании он выступил от имени башкирской группы. Как сторонник идеи создания казахской автономии, он был на стороне Алихана Бокейханова. Он внес значительный вклад в создание армии правительства «Алаш Орды». Он мечтал о создании сильной казахской армии. Г. Биримжанов много консультировался по этому вопросу с М. Дулатовым. Они понимали, что для создания армии «Алаш Орды» необходимо безотлагательно приступить к обучению казахской молодежи воинской дисциплине и навыкам стрельбы. В том же году они приобрели винтовки и боеприпасы на средства «Алаш», наняли некоторых русских военнослужащих и начали обучать молодежь воинской дисциплине.
Руководители «Алаш Орды», понимая, что казахская армия будет бессильна только с винтовками и боеприпасами, отправили Газымбека Биримжанова, красноречивого на русском и казахском языках, в качестве посла для переговоров с Колчаком о предоставлении большого количества пушек, пулеметов и винтовок. Однако Колчак, командовавший сибирскими войсками, известными как «белые», был монархистом, человеком, стремившимся восстановить старую монархию. Он был категорически против автономии бывших инородческих стран. Газымбек, прибывший на переговоры от имени «Алаш Орды», сообщил о крупных сражениях между Временным правительством и большевиками в России и попросил выделить значительное вооружение и военных специалистов для армии «Алаш Орды». Однако переговоры между «Алаш Ордой» и Колчаком закончились неудачей. Причина в том, что Колчак заявил о своем категорическом несогласии с отделением азиатских стран от России и полностью отказался предоставить вооружение. Это был 1918 год. Это было время, когда многие политические силы боролись, отдавая и принимая жизни. Это были годы, когда армия Колчака то вторгалась на казахскую землю, то большевики побеждали, и ситуация менялась.
А через полтора года, в 1919 году, Красная Армия окончательно вытеснила армию Колчака в Китай и установила свою власть повсеместно. В 1920 году была образована Казахская автономия. В эти годы Газымбек Биримжанов, красноречивый, искусный оратор и публицист, занимал должность редактора газеты «Ак жол». Когда в Ташкенте отмечалось 50-летие национального учителя Ахмета Байтурсынова, статья о заслугах Ахана перед народом была опубликована в газете «Ак жол», а затем эта статья была упомянута в трудах многих ученых-исследователей. В 1922 году Турар Рыскулов, занимавший руководящий пост в правительстве, направил Газымбека Биримжанова, окончившего Ташкентский институт и получившего специальность врача, на учебу в Берлинский университет сельского хозяйства. Г. Биримжанов успешно окончил его в 1928 году и по дороге домой с дипломом ветеринара был арестован в Москве. Там его судили и отправили в лагерь в Карелию. Газымбек Биримжанов участвовал в строительстве канала «Белое море – Балтика» во время ссылки. Через несколько лет, в 1937 году, он снова был заключен в тюрьму и по приговору тройки был приговорен к расстрелу как деятель «Алаш». Ему были предъявлены обвинения в «борьбе против Советской власти (фотография, сделанная в Ташкенте), связи с Колчаком, контрреволюции». Приговор был приведен в исполнение в 1938 году.
Жумат АНЕСУЛЫ, писатель, историк
Национальный портал
На первой фотографии – депутат Думы Ахмет Биримжанов в окружении депутатов Думы (первый слева).
На второй фотографии – деятели «Алаш» (справа) Газымбек Биримжанов, Миржакып Дулатов, Ахметсафа Юсупов.