Наследие прошлого – бесценное богатство настоящего. История – это судьба человечества, ставшая реальностью. Тот, кто оценивает достигнутое и ценит имеющееся, никогда не сбивается с пути. Те, кто извлекает уроки из истории, могут определить свою судьбу. В этом отношении, как сказал Бродель, история порождает личности, и точно так же личности создают историю.
Наши храбрые предки, возвысившие дух Алаша, объединялись вокруг выдающихся личностей и создавали могучие государства. Могущественные каганы, рожденные от Бога и получившие благодать с Небес, поддерживавшие четыре стороны света, покоряли мир. Они давали направление народу, искали благословенное место для жизни. Хотя в разные периоды они назывались разными именами, такими как «Отүкен», «Жерұйық», «Ергенеқон», «Қызыл алма», «Жиделі байсын», все они были связаны с главной целью – Бенгу ил – Вечной страной.
Одним из письменных исторических источников, подтверждающих это, является повествование о Ергенеконе. Если обратиться к древним легендам и преданиям, то согласно им, народ Ел хана, происходивший из рода Огыз хана, подвергся нападению, и его народ был почти полностью уничтожен, спаслись лишь Киян и Нукуз. Следуя за дикими баранами, они прошли через высокие перевалы, недоступные для врагов, и нашли прекрасную, обильную водой и растительностью долину, окруженную со всех сторон как крепостью величественными горами, и поселились там. В этом поселении, названном «Ергенекон», они прожили 400 лет, размножались, преуспевали и имели несметные стада. Пути, пройденные их предками, были забыты. Тогда вождь Бөртэ-ченэ обратился к народу: «О, храбрые сыны священного синего волка, слушайте меня, наши предки издавна жили на этой земле Ергенекон, эта земля стала для нас благословенной, но не будем забывать родную землю, где покоятся наши предки, пойдем и вернем наши земли у табгачей». Кузнец в месяц март растопил часть горы, окутанную железом, и, следуя за волком, спустился с горы. Таким образом, они победили врага и освободили свою родину. С тех пор день выхода из Ергенекона стали отмечать ежегодно в марте. Так гласит легенда.
Эта легенда, связанная с разгромом гуннов, появлением на исторической арене древних тюрков и династией Ашина, возродилась после знаменитой поэмы тюркского ученого Зии Гёкальпа, написанной в 1913 году, под названием «Бөртэ шино – имя волка, Ергенекон – имя народа». В Турции ученые, такие как профессора Фуад Кёпрюлю, Заки Валиди Тоган, Бахаддин Огел, Дурсун Йылдырым, опубликовали специальные исследования по этому поводу.
Конечно, эти исследования в основном опирались на труды Рашид-ад-дина и Абулгазы Бахадур хана. В фундаментальном труде Рашид-ад-дина Хамадани «Джами-ат-Тауарих» и в «Шежире-и тюрк» Абулгазы Бахадур хана, а также в аналогичных произведениях, написанных в XIII-XVII веках, легенда стала называться «Дастан Ергенекон». В труде Рашид-ад-дина, написанном при дворе ильханов и принятом как официальная история периода создания монгольского улуса, говорится, что Бөртэ-ченэ, 22-й предок Чингисхана, вышел из Ергенекона. Об этом событии рассказывается в книгах, написанных в XV-XVI веках, таких как «Шажаратул-атрак», «Тауарих-и гузиде-и нусратнама», «Абдулланама». Поэтому многие исследователи оценивают его как общее произведение тюрко-монгольского народа. В связи с этим мы хотим обратить внимание на сходство между волком в тюркской легенде и Бөртэ-шино. Кроме того, мы считаем, что сходство между волком, который был лозунгом династии Ашина и древних тюрков, и тамгой горного козла с легендой о происхождении династии Боржигин (Бөрітегін) от Бөртэ-чино и Марала не является случайным. Здесь стоит отметить, что те, кто укрылся в Ергенеконе, являются потомками Ел хана. А Ел хан происходит от Огыз хана. Известно, что Огыз хан является полулегендарным предком тюркских народов в древней истории.
В целом, очевидно, что история племен, происходящих из величественных Алтайских гор, живущих бок о бок с незапамятных времен, также развивается параллельно. Этому способствуют не только близкое географическое положение и единое пространство, схожие понятия и образ жизни, но и множество объединяющих факторов, таких как различные легенды и предания о происхождении племен, тотемы и святыни, которым они поклонялись, общие ценности.
Мотивы из дастана «Ергенекон» существовали у древних тюрков еще до Рашид-ад-дина. Например, в летописях «Чжоу-шу», «Бей-ши», «Тан-шу» VII-IX веков и в тибетских источниках IX века рассказывается похожая легенда, связанная с периодом древних тюрков. Также в надписях Кюльтегина, Бильге-кагана и Тоныкока строки «те, кто были в горах, спустились в город… сначала 70 человек, собравшись, стали 700 человек» намекают на то, что династия Ашина пришла с гор. В произведениях Бируни также рассказывается о создании государства тюркским войском, вышедшим из горной пещеры.
Немало написано о местоположении и этимологии Ергенекона, ставшего основой легенды. Некоторые исследователи, опираясь на значение «крутой склон горы» в первом источнике, относят корни этого слова к монгольскому языку.
Известно, что варианты слова Ергенекон существуют не только в монгольском, но и в тюркских языках. Например, в казахском и узбекском языках слово ергенек/ергәнәк используется в значении «ворота загона, дверь войлочной юрты».
В связи с этим, Койшыгара Салгараулы в своей книге «Великий каганат» выдвигает следующую новую гипотезу: «Абулгазы объясняет «Ергенекон» как ергене – «уступ горы», кон – «острый». Согласно данным легенды, «Ергене-кон» – это название долины, со всех четырех сторон окруженной скалами. По моему мнению, это слово «ергенек-көң». Из-за слияния двух звуков «к» в произношении оно, похоже, превратилось в «ергене-көң». Ергенек – это прямоугольная рама двери. Таким образом, смысловое значение «Ергенек-көң» кажется передающим «Ергенек-обитель», окруженную со всех четырех сторон».
Действительно, в легенде говорится, что вода в этой местности, окруженной горными ущельями со всех сторон, была необычайно чистой, а трава – сочной. Есть мнение, что название «эргүнэ-күн», «күн» – означает крутой склон, эргүнэ-тик, то есть «крутой ущельевый склон». По нашему мнению, Ергенекон состоит из двух слов – «ергенек» и «кон», что также означает «обитель, окруженная со всех сторон крутыми ущельями, высокими горами».
Среди исследователей также немало написано о том, где может находиться загадочное место – благословенная обитель. Большинство из них искали Ергенекон на территории современной Монголии. Например, И. Шмидт отождествляет его с районом Гюн-ерги в Куку-норе (ныне провинция Цинхай в Китае). Г. Миллер и Н. Бичурин считали правильным искать Ергенекон в Алтайских горах. А О.М. Ковалевский и П. Кафаров выдвигают версию о реке Аргунь, Фишер – об одном из бассейнов реки Аргунь. Д. Банзаров считает, что Ергенекон находится в горных хребтах Внутренней Монголии, расположенных недалеко от знаменитого кургана в Китае. Монгольский историк Х. Пэрлээ искал его в русле реки Хайлар в горах Великого Хингана. Российский тюрколог Л.Р. Кызласов писал, что Ергенекон находится в бассейне реки Аргунь, а другой русский историк Е.И. Кычанов связывает его с горами Великого Хингана и рекой Аргунь. Монгольский ученый Л. Билегт, учитывая, что наряду с топонимами Ононон, Керулен, Бурхан-Халдун, Далан-Балжуд и др. в труде Рашид-ад-дина встречается название Аргунь, считает необходимым искать Ергенекон в Аргунских хребтах, расположенных недалеко от северной границы Монголии.
В связи с этим, хотя слова Ергенекон и Аргун похожи, другое написание топонима, упомянутого в труде Рашид-ад-дина, который первым записал дастан «Ергенекон», приводит этот аргумент в тупик. Во-вторых, практически отсутствуют сведения о священности горы Аргун для монголов. Напротив, во многих письменных источниках как по маслу ясно видно, что Алтайские горы считались священными как тюрками, так и другими кочевыми родами и племенами. Например, написано, что в Алтайских горах, где находились «пещеры предков» древних тюрков, ежегодно проводились религиозные обряды.
Многие исследователи пытались указать на область к юго-западу от Алтайских гор, где появился род Ашина, как на благословенное место. А эта сторона Алтайских гор в основном состоит из хребтов, она меньше других склонов, и ее почва менее плодородна. На этой стороне Алтайских гор, в соответствии с природной и географической структурой, не встречается долина с крутыми скалами, как описано в дастане. Поэтому ни высокая гора, где, согласно китайским летописям, скрывались предки древних тюрков, ни Ергенекон, упоминаемый Рашид-ад-дином и Абулгазы Бахадур ханом, не совпадают с юго-западным склоном Алтайских гор. На самом деле, в одной из китайских летописей, где записана легенда о сотворении рода Ашина, эта гора упоминается как находящаяся к северу от Гаочана (Турфан), но вторая легенда в этой же летописи предполагает искать это место с другой стороны Алтайских гор. Места, где основали государство потомки человека, пережившего нападение врага, согласно этой летописи, совпадают с отдаленными от Турфана местами – Абаканом, Енисеем, горами Западного Саяна. Хотя в легенде место проживания четвертого сына точно не указано, из строк легенды видно, что это северная сторона Алтайских гор. В упомянутой легенде говорится, что места проживания братьев были очень холодными, и когда старшие научились разжигать огонь, другие избрали его своим вождем.
Международная Тюркская академия в 2014-2015 годах провела поисковые работы Ергенекона в рамках специального проекта. В результате в районе Берел на Алтае, на высоте более 3 тысяч метров, на равнине Каракаба была обнаружена область поселения II-VII веков. Археологические раскопки проводились на северо-западе Алтайских гор, в Катон-Карагайском районе Восточного Казахстана. В результате Академия пригласила ведущих ученых из Турции, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Татарстана, Узбекистана и Монголии и организовала специальную научную экспедицию в этот регион. В результате ученые, изучающие историю тюрков, пришли к выводу, что этот регион может быть Ергенеконом. Действительно, это место, во-первых, является лесистой, обильной водой зеленой областью, окруженной со всех четырех сторон крутыми скалами, как описано в дастане о Ергенеконе. Во-вторых, известно, что на этой равнине, представляющей собой лишь небольшое плато на вершинах гор, имеются богатые запасы металла. В-третьих, в результате археологических раскопок было установлено, что здесь в период, считающийся концом эпохи гуннов и началом эпохи древних тюрков, люди жили длительное время.
Как бы то ни было, очевидно, что с момента появления на земле человечество начало искать утраченный рай. Поэтому понятие «Жерұйық» встречается во многих летописях-легендах, древних книгах, у народов и племен, сохранивших древние традиции. И истина в том, что не только тюркские народы, но и все кочевые народы, выросшие на спине лошади, почитают и уважают Алтай. Возможно, поэтому великий поэт Алаша Магжан сравнивает величественный Алтай с золотой матерью, родившей дикого коня-тюрка, и с золотым троном – наследством предков. Он призывает вернуться на Алтай, который стал убежищем для его брата, пережившего тяжелые страдания вдали.
Здесь стоит отметить еще один момент: казахи населяют четыре стороны величественного Алтая – Казахстан, Россию, Монголию и Китай, который сегодня разделен между несколькими государствами. Это, как говорил поэт Магжан, свидетельствует о том, что когда многие тюрки разошлись, получив свои доли, очаг остался у казахов. Следовательно, возрождение цели Вечной страны из казахского народа, который с незапамятных времен селился вокруг золотого кола Алтая – Ергенекона и почитал свою священную землю, кажется закономерным.
Дархан Кыдырали,
Президент Международной Тюркской академии.
Председатель Правления акционерного общества газеты «Егемен Қазақстан».
Газета «Егемен Қазақстан»