«Если ушло из глаз, то уходит и из сердца», — говорят казахи. Действительно, мы с каждым днем все больше забываем происхождение, истоки слов, которые не уходят ни из глаз, ни из сердца, а стали нашими жизненными понятиями.
Конечно, если мы сможем правильно понимать и использовать их в общем смысле в устной речи и на письме, никто не потребует от нас знать, откуда и как они появились. Тем не менее, если бы мы знали, с какими предметами, использовавшимися нашими предками, связаны эти слова, наши национальные понятия расширились бы еще больше, наше мировоззрение укрепилось бы, и мы бы еще яснее увидели истинную сущность наших предков.
У бұрау (стяжки) тоже есть свой вопрос
Смотря на эти сокровища слов, разбросанные по пути кочевой жизни, испытываешь любопытство и печаль. Недавно за дастарханом зашел разговор о нашем сериале, который мы ждали 25 лет, и после различных обсуждений, конечно, сказали: «Поезд едет, и он выпрямляется». Один молодой человек резко возразил: «Я вообще не понимаю таких слов! Все должно быть сделано заранее!? Зачем такие слова?!». Это век технологий, и, возможно, он прав, но мое воображение переключилось на отдельный канал: «Как же поезд едет и выпрямляется?» — и я перестал слушать дальнейшие споры… Это было время моего детства, когда с раннего утра слышались крики: «Вставай-вставай!», лай собак, блеяние овец, мычание коров, ржание верблюдов, ржание лошадей, ворчание соседей… такой шумный переезд…
Да, поезд обязательно едет и выпрямляется. После того, как вы бросите веревку, продетую через горб двугорбого верблюда, и разделите ее на две части, одну для одной стороны, другую для другой, и нагрузите, вы обязательно вставите в груз круглый кусок дерева длиной с предплечье и толщиной с валек. Это и есть бұрау. Вот тот самый бұрау, о котором говорят: «У воды есть свой вопрос, у бұрау тоже есть свой вопрос». Кстати, в нашей деревне эти слова часто используют вместе. Как будто и у воды, означающей много, и у бұрау, означающего мало, есть свой вопрос, то есть это сравнительные слова…
«Как верблюд, который наклонился…»
Итак, поезд едет. По мере того, как груз нагружается, и в зависимости от крутизны дороги, груз смещается в одну сторону. В этот момент человек, ведущий поезд, глава семьи, останавливает поезд и выпрямляет наклонившийся верблюд. То есть, если груз сместился в сторону всадника, он подходит со стороны кнута и всей своей тяжестью давит на груз, выпрямляя его. Ах, какой же умный зверь этот верблюд, он приспосабливается и выпрямляет груз в ту сторону, куда его давят! Вот почему наш предок Балуан Шолак говорил Галии: «Приспосабливайся, как верблюд, который наклонился». После того, как груз выпрямлен, когда поезд трогается, вы вынимаете вставленный бұрау и одним оборотом затягиваете ослабевшую веревку, и все. Нельзя сказать, что груз всех верблюдов обязательно смещается, но редко бывает, чтобы в переезде груз не смещался.
Здесь мы хотим вернуться к знаменитой песне Балуана. Из ее слов исходит такое сильное чувство, что оно отражает нашу сущность и трогает нашу душу. «Ты моя луна, Галия, ты мое солнце». Он ласкает, повышает ее ценность. «Моя правая бровь дергается, когда ты улыбаешься». Он намекает на казахское поверье, что дерганье правой брови считается радостью, и говорит, что если ты будешь веселой, я буду рад, передавая, что его сердце трепещет вместе с ее сердцем. И только после этого он говорит: «Пусть мое сердце исцелится, Галия, если ты приспособишься, как верблюд, который наклонился». Сколько бы он ни был влюблен и не мог ее достичь, он говорит: «Ты приспосабливайся ко мне». Оказывается, когда женщина уступает мужчине и приспосабливается к его удобству, сердце мужчины исцеляется… Разве из исцеленного сердца не расцветает забота, подобная заботе ханской дочери!? Слава Аллаху, в исцелении мужского сердца казахская женщина того времени не уступала никому!
Вот, только вокруг одного наклонившегося верблюда мы нашли столько всего, и через песню нашего предка начали проникать в его сущность. Ну что ж, мы выпрямили наклонившийся верблюд, поезд выпрямился, пусть он едет дальше, достигает своего места назначения, а мы свернем с этого места в другую сторону.
Боздақ
Хотя мы повернули голову лошади в другую сторону, наши мысли все еще были в том поезде, в верблюде в поезде, в его голой шкуре после того, как его густая шерсть была сострижена перед переездом. Эту молодую, мягкую шерсть мы называли «боздақ». Старики говорили: «Если верблюд покрывается боздақ, его нужно состричь, иначе он зацепится за что-нибудь и останется в степи». То есть, это молодое поколение, которое выходит из старой шерсти. И мы задумались, есть ли связь между этим словом «боздақ» и теми «боздақтар», о которых мы говорим каждый день, которые страдают за народ.
«Если останутся бозбастар, пусть останутся, если выйдут боздақтар», — говорил старик Хасен, который вернулся из Тарымской тюрьмы, с черной козой. Мы не вдавались в подробности. Бозбас — это тот, у кого уже появилась седина, кто начал стареть, а боздақ — это молодые люди. Это было его желание, чтобы, если мы останемся в тюрьме, молодежь вышла. В этот момент из уст мудрого жырау Алмаса мы услышали фразу: «Мой юный боздақ, вышедший из глубины моей души». Когда мы снова спросили, он твердо закрепил эту мысль.
Следовательно, мы невольно верим, что понятие «боздақ», которое мы используем, происходит от названия молодой (живой) шерсти верблюда и передает это значение. Не зря ли мы называем погибших в декабре молодых людей «боздақтар»? Разве слово «мать, потерявшая своего боздақ» не стало устойчивым выражением времен той страшной войны? Так же, как и выражение «погибшие молодые боздақтар». Когда вчерашний герой Мустафа Озтюрк внезапно погиб в расцвете лет, как острый меч, как сверкающий орел, казахский поэт Кажытай, от кончиков черных волос до кончиков черных ногтей, горестно восклицал: «Мой ребенок, моя ветвь, мой боздақ! Ты пробуждаешь мою скорбь!» Вот почему он так горевал! Да, наши матери оплакивали своих детей как «боздақ», а своих мужей как «арыс». Из этого можно было бы понять, что боздақ — это слово, сказанное молодому человеку, но для того, чтобы сделать точный вывод, необходимо представить конкретные факты. Мы уверены, что в богатом устном народном творчестве казахов найдется много материала, близкого к этой мысли. Пока же, оставив наши мысли о боздақ здесь, скажем немного об «арыс».
Арыс
Во многих устных выступлениях это называют «дышловой балкой, к которой припрягают повозку или сани». В словарях это также объясняется как «нижние бревна повозки», «средние бревна повозки». Однако, понятие арыс, которое сегодня существует в нашем сознании, не полностью связано только с повозкой. Причина в том, что говорят «мой арыс упал» при оплакивании? На сегодняшнем безжизненном «научном» языке казахов «падение» — это действие, направленное сверху вниз. Может ли это относиться к бревну повозки?..
Было одно слово, которое пролило свет на этот вопрос: мой отец был мастером по изготовлению юрт, он делал кереге (стены), уык (стропила), шанырак (верхний обод). Однажды, когда я приехал в деревню, я узнал, что невестка моего старшего деда родила ребенка пару месяцев назад. Я поздоровался с дедом и поздравил внука: «Пусть родится здоровым». «Когда этот родился, Нургалым делал шанырак, поэтому я назвал его Арыс», — сказал мой дед, аксакал Маден. В то время мы, имея только передний ум, просто говорили «да, да, да». Как будто мы знали точный ответ, когда задавали простой вопрос, но что поделать?.. Тем не менее, когда я читал дастаны известного жырау Алмаса Алматова «Шыңғыснама», «Жошынама», я наткнулся на строки, связанные с «арыс», и слова моего деда снова вспыхнули в моей памяти! Чудо! В известном эпосе говорится: «Омырылып из арыса Ак Орды…». В любом случае, мы внутренне решили, что это дерево орды. Может ли слово «арыс» не заставить трепетать человека, увлеченного погоней за следами лисы, бегущей утром? Почему «Арыстар Алаша»? Почему это слово используется как эпитет для граждан, проливших кровь за казахов, как отражение их высокого статуса?
«У камня найдется лиса для того, кто ищет», — говорит наш мудрый предок. Когда мы открыли дастан Алмаса жырау «Казына», перед нами, как убегающая лиса, промелькнула всего одна строка эпоса. Мы никогда раньше не читали такого описания установки юрты, ее великолепия. Это отдельная история. Расскажем ту единственную строку: «Арысын шанырактын бутин шапкан…» (Он вырезал арыс шанырака целым…). Он говорит о большом круге шанырака. Как удивительно! Как тридцать позвонков, сорок ребер, все держится на главном позвонке, так и шанырак держит юрту. Если сломается одно из шести кереге, вы сделаете четыре крыла и снова поставите, если сломается уык, вы легко вставите другой, но если сломается шанырак… ваша орда станет дровами. Как тяжело!? «Шанырак шайкалыпты…» (шанырак покосился…), «шанырак ортасына тусипти…» (шанырак упал внутрь…), «арысы кулапты…» (арыс упал…). Теперь, когда мы поднимаем этого арыса от главы семьи до уровня нации, как нам не называть «арыс» наших уважаемых алашских деятелей? Когда наши арысы были расстреляны один за другим, вся Алаша осталась вдовами и сиротами! И тогда… Кайрат, которому «было 21 год», был снова уничтожен, как моль, на площади Желтоксан! «У меня имя Кайрат, у меня народ казахи, я — баран-овен для жертвоприношения, стреляйте, если хотите!» 21 век для казахов завершается этими словами. То, что говорили предыдущие арысы, — это те же слова, то, что они пережили, — та же судьба. Мы, как сирота Мукагали, выросли, будучи сиротами. Слава Богу, орел, поднявшийся в свободном небе казахов, снова парит.
Мы сильно отклоняемся от темы, как вихрь, но давайте подведем итог нашим мыслям.
Почему я не слышал, как мой отец называл круг шанырака «арыс», когда делал столько шаныраков? Я много раз был рядом, когда он делал шанырак. Или я не обратил внимания?.. Все, что я слышал, это имя моего брата Арыса, который родился, когда делали шанырак, и его назвали в честь этого. Песня Алмаса ага так ярко осветила это слово. Конечно, нет споров о том, что в некоторых регионах это слово называется по-другому. Мы знаем, что в «Словаре объяснений казахских ремесел» говорится, что круг шанырака без зубцов также называется «тогын». Нет сомнений и в том, что это название дерева повозки. Здесь можно предположить, что у каждой вещи может быть свой арыс (основная опора), как у повозки — ее дышло, а у каждой семьи — ее глава семьи. В любом случае, мысль о том, что слово «арыс», сказанное главе семьи или нашим уважаемым людям, происходит от названия круга шанырака, кажется логичной. Мы не ученые с рогами, как шанырак, которые исследуют происхождение слов, но это то, что мы проанализировали, вложив в наши умы до того, до чего мы дошли. Кто-то согласится с этим, кто-то нет. Просто махнуть рукой нельзя, если не согласен, нужно привести свои конкретные доводы. Если согласится, добавит новые данные, которые мы не достигли, которые не попали в наше поле зрения. В любом случае, это тоже караван слов, переезд, который будет выпрямляться по ходу движения. Да, это был переезд, направляющийся к 100-летнему юбилею Алаша, мы вставили бұрау в бок верблюда с грузом, если он сместится во время переезда, вы выпрямите его, сказав «ауп»…
Кстати, разве Алмас ага не говорит «вырезал целым»? Это уже арыс шанырака орды настоящих богачей, ханов и султанов. Обычный шанырак изготавливается путем сгибания трех-четырех берез и скрепления их гвоздями. А вырезать шанырак из одной березы целиком — непростая задача. Нужны и дерево, и мастер. Нужно много времени, чтобы согнуть и подготовить это дерево. Но зато оно будет крепким на ветру. Целое — это целое! Если арыс прочный, крепкий, то и уык, и кереге должны быть соответствующими. Но бедный казах, который перевозит дрова и соль на своем одно-горбом верблюде, не сможет перевезти такое массивное дерево для дома, это груз, который подходит только для сандальных атанов богача, чьи два горба похожи на детей, и который прогибается под ногами! Вот, если Аллах даст богатство, караван ханов и султанов, бай-багланов, с их шестикрылыми ак ордами, где арыс вырезан целиком, будет грузом для шестидесяти верблюдов. В свое время это тоже было особым великолепием…
Уларбек НУРГАЛЫМУЛЫ,
«Егемен Казахстан»