ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Актуальное » Ерлан Сагадиев: Я никогда не говорил двусмысленно

Ерлан Сагадиев: Я никогда не говорил двусмысленно

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
29 марта, 2017
in Актуальное
0

Газета «Жас Алаш» провела обширное интервью с министром образования и науки Ерланом Сагадиевым. Поскольку ряд сложных вопросов в сфере образования в последнее время вызывал обеспокоенность общественности, Национальный портал счел целесообразным представить интервью вниманию своих читателей.

от редакции

***

В нашей стране все дороги ведут в школу. Трудно найти человека, который бы не переступил порог этого священного очага, не получил образования, не слышал звона его звонка. Возможно, таких и нет вовсе… Поэтому сейчас все обеспокоены реформами в сфере образования. Действительно ли мы даем молодому поколению правильное образование? Есть ли польза от многочисленных реформ? Куда в целом ведет выбранный нами путь в сфере образования? Вот такие сложные вопросы мы задали министру образования и науки Ерлану Сагадиеву и пригласили его на открытый разговор. Конечно, невозможно решить все проблемы сферы образования, которая всегда находится в центре бурных споров и противоречивых мнений, одним интервью. К тому же, немало специалистов, несогласных с мнением министра. «Жас Алаш», считающий открытость мнений и общественное обсуждение главными принципами, всегда открыт для тех, кто хочет высказать свои аргументы, критику, предложения или поддержку по поводу споров и новых инициатив в сфере образования.

А сегодняшний наш разговор развернулся вокруг вопросов, волнующих родителей. Итак, что скажет господин министр?

– Ерлан Кенжегалиевич, начнем разговор с «Әліппе». Это один из вопросов, который сейчас волнует родителей. До сих пор все малыши, переступившие порог школы, начинали уроки с «Әліппе» и через него учились читать буквы. То есть «Әліппе» для всех нас очень дорог. Почему же, нарушив эту многолетнюю традицию, его исключили из учебной программы? И что будет с учебником «Сауат ашу», если «Әліппе» вернется?

– Этот образовательный стандарт был принят в 2011 году. В том документе предмет 1-го класса называется «Сауат ашу». Это не мое решение. То есть это не то, что произошло только сегодня. Когда я был назначен министром, предмет «Сауат ашу» уже был в государственной программе. В связи с этим впоследствии вышел учебник. Хорошо, мы восполним этот пробел. Действительно, у «Әліппе» особое место. В настоящее время уровень знаний детей, впервые переступивших порог школы, составляет 70-80 процентов. Остальные еще не умеют читать буквы. С целью повышения этого показателя мы возвращаем «Әліппе» в нулевые классы. Таким образом, «Әліппе» будут изучать в нулевых классах, а «Сауат ашу» – ученики первого класса. Ведь работа по повышению качества образования в школе начинается именно с этих классов? Поэтому вопросы начального образования всегда находятся в нашем поле зрения.

– Как в целом проходят экспертизу учебники? В предыдущих интервью вы говорили, что «учебники, входящие в учебную программу, будут опубликованы на специальном сайте и представлены на всеобщее обозрение в течение шести месяцев»…

– Конечно, учебники не выходят в свет, не пройдя обсуждение со специалистами и экспертизу специально созданных комиссий. Недавно республиканская комиссия рассмотрела учебники для 2, 5, 7 классов и дала свои заключения. Для нас очень важно, чтобы родители, учителя, директора школ и все, кого интересует этот вопрос, высказывали свои мысли и мнения по всем учебникам, опубликованным на нашем сайте. Какие части учебника неверны, ошибочны, не нравятся – все это должно быть сказано. Все это будет учтено. Наша цель – выпускать лучшие учебники среди стран СНГ.

– Как вы восприняли критику депутата Мажилиса Бекболата Тлеухана в адрес качества этих учебников и его призыв к «поединку»?

– Я лично встретился с депутатом Мажилиса Бекболатом Тлеуханом. Мы поговорили вместе. Он согласился прийти в комиссию по учебникам и работать. За это ему большое спасибо. У нас ежегодно готовится 200 наименований учебников. Большинство из них – методические пособия. Я не могу прочитать и проанализировать их все сам. Поэтому нам нужно увеличить количество специалистов. В этом году 180 специалистов рассмотрели эти учебники за четыре дня. Среди них был и Бекболат Тлеухан. Раньше в республиканской комиссии было 18 специалистов, сейчас их число достигло 40. Среди них есть и несколько депутатов. Сейчас они проводят экспертизу. Далее мы публикуем эти учебники на сайтах и просим учителей, директоров школ, специалистов прочитать эти учебники и высказать свое мнение. Работа министра заключается в этом… Бекболат Тлеухан понял нашу работу. Мы также поняли его мнение.

– Существует мнение, что «обучение химии, биологии, физике, информатике на английском языке все равно не будет реализовано». Где мы найдем для этого специалистов? Что вы на это скажете?

– Действительно, многие родители считают, что с 1 сентября дети, придя на уроки, не смогут говорить ни по-казахски, ни по-русски, а должны будут изъясняться только на английском языке. Это неверно. В этом году начались работы в этом направлении, и 12 тысяч учителей пройдут долгосрочные курсы английского языка. Затем мы предоставим им возможность преподавать в своих классах на английском языке в качестве пилотного проекта. То есть в этом и следующем году мы будем наблюдать за этими классами. Будут исследоваться успеваемость учеников, положение учителей, что говорят родители. Еще один момент, который следует учитывать: на английском языке будут учиться только те классы, родители которых добровольно подадут заявление. То есть решение родителей будет решающим. Нас сейчас волнуют положение учителей и учеников, школ, что происходит с учебниками, готовы ли они или нет. В этом году мы изучим и разберемся в этом вопросе, а в следующем году начнем большую работу по обсуждению. Будет специальный график перехода на эту систему. У нас есть год впереди. Мы даем возможность до ноября-декабря следующего года. Готовы ли учителя или нет? Или начнем с 2019 года? Возможно, даже до 2020-2021 годов. Только после обсуждения, понимания и рассмотрения проблемы будет принято решение.
Сейчас Казахские образовательные инновационные лицеи (ҚТЛ) переводят учебники 7-го класса с казахского на английский язык в качестве эксперимента. Эти учебные заведения имеют богатый опыт. Это тоже нам поможет. Мы будем использовать и их методологию. Они будут постепенно увеличивать долю английского языка, начиная с 25 процентов в первом квартале. То есть на переход к этой системе дается год. Мы не будем переводить все сразу. Решение об обучении 4 предметам на английском языке в старших классах будет принято только в 2018 году.

– В сфере образования проводится множество реформ. Но думаете ли вы, что эти изменения хоть немного помогут учителям избавиться от бумажной волокиты? Учителя бегают по всем политическим кампаниям. Таким как выборы, переписи, регистрации…

– Чтобы избавиться от бумажной волокиты, нашему министерству нужны две большие базы. Первая – Национальная база данных образования, вторая – электронный журнал. По Национальной базе данных учителя заполняют информацию дважды в год – осенью и летом. Туда должна входить информация, необходимая другим государственным органам. Не только министерство запрашивает информацию у учителей. Чрезвычайные ситуации, пожарная служба, санэпидемстанция, Министерство здравоохранения, прокуратура запрашивают. Местные акиматы ежедневно донимают своими запросами информации. Из-за этого учителя устают от отправки бумаг в каждое учреждение и теряют время. Это нужно прекратить. Мы внесли всю эту информацию в Национальную базу данных образования. Но есть еще одна проблема: мы заметили, что многие школы неправильно заполняют базу данных. В октябре прошлого года, то есть по окончании первого квартала, по заполненной базе данных было выявлено 1,5 миллиона ошибок. Тем не менее, мы провели проверку во второй раз. По окончании второго квартала было выявлено около 500 тысяч ошибок. Постепенно их число уменьшается. Теперь мы прилагаем усилия к тому, чтобы к концу учебного года в информации не было никаких ошибок. Я считаю, что Национальная база данных образования должна прекратить самостоятельный запрос информации другими государственными органами. Эти учреждения должны получать необходимые им сведения с сайта. Но мы должны нести ответственность за точность информации.

– Значит, компетентные органы будут получать необходимые им сведения из Национальной базы данных. Тем не менее, этой реформе уже три квартала. Есть ли конкретный результат?

– Конечно, есть. Недавно администрация президента запросила у нашего министерства данные по этой сфере за период до 1 февраля. Мы не предоставили. Почему? Мы ответили: «Такой новой информации нет. Данные до 1 февраля будут готовы в марте. Или есть информация до 1 октября». А если бы мы, как раньше, начали готовить информацию в тот же момент, сколько образовательных учреждений, школ сидели бы день и ночь, копаясь в бумагах? То есть обновленной информации до конца марта не будет. Работа по сбору информации таким образом постепенно должна замедлиться и прекратиться. Только тогда мы избавимся от бумажной волокиты.

Второй вопрос – электронный журнал. Планы уроков, выставление оценок – все вносится в этот журнал. Если мы правильно организуем и это, то бумаги у учителя станет еще меньше. Третья большая проблема – приход контролирующих органов в школу. Действительно, они могут сказать: «Я не понимаю электронный журнал, дайте мне его распечатку». Это неправильно. По этому поводу будет отправлено письмо в Министерство финансов, Генеральную прокуратуру. То есть электронный журнал имеет такую же юридическую силу, как и бумажный документ. Контролирующие органы должны иметь это в виду.

– Тем не менее, в каждой школе, в каждом классе может не быть интернета. Даже в сельской местности есть учебные заведения без компьютеров.

– Да, это тоже вопрос, который нас волнует. Поэтому школы стоят в приоритете по программе «Цифровой Казахстан». Летом мы должны установить Wi-Fi в каждом классе с доступом в интернет. Для этого можно привлечь студентов в рамках летней практики, в любом случае мы намерены решить эту проблему. Затем нас также беспокоит нехватка компьютеров. В этом году мы закупим более 11 тысяч «тройных комплектов», то есть компьютеров, проекторов и экранов. В первую очередь мы оснастим сельские школы. В прошлом году мы закупили 7300 комплектов компьютеров, а в 2018 году планируем закупить 12 000 «тройных комплектов». В конечном итоге стоит задача обеспечить даже самые отдаленные села возможностью использования электронных дневников и лучшими видеоуроками по всем предметам.

– Ерлан Кенжегалиевич, вы уделяете больше внимания вопросу избавления от бумажной волокиты и, кажется, не хотите ничего сказать о том, что учителя бегают по всем политическим кампаниям…

– Нет, почему? Скажу сразу, учителей не будут «привлекать» к работам, не входящим в их обязанности. То есть мы запретим привлекать учителей к работам, не входящим в их компетенцию. Сегодня они собирают медицинские анализы, раздают карточки «Онай», ходят по домам… Закон запрещает это. Мы намерены сначала поднять этот вопрос на межведомственном уровне, а также урегулировать все документально и найти окончательное решение проблемы. В ближайшие три месяца мы планируем установить строгий порядок и утвердить единое положение относительно того, чтобы учителя не отвлекались на посторонние дела.

– Встречаетесь ли вы и беседуете ли с лидерами сферы образования, академиками, профессорами, учеными?

– Встречаемся и советуемся. Сегодня мы пришли к соглашению о создании научно-педагогического совета. В настоящее время в него войдут 21 человек. Большинство из них – известные в стране академики. Этот совет будет обсуждать наиболее важные вопросы в сфере образования.

– Включая известного академика Аскара Жумадильдаева, который поднимает много вопросов в сфере образования?

– Его там нет. Людей в этом списке предложила Национальная академия наук. Там есть такие академики, как Мамбет Койгельди, Торегельды Шарманов, Умирзак Айтбайулы, Хангельды Абжанулы. Этот список мы скоро опубликуем.

– Расскажите о вопросе пятидневного обучения в неделю. Есть мнение, что «программы начальных классов слишком тяжелы для ребенка»…

– По моему мнению, пятидневная учебная система очень эффективна как для ученика, так и для родителя. Дети должны проводить больше времени со своими родителями. Подумайте сами, разве у ученика не должно быть времени не только на учебу, но и на посещение других кружков? Это играет очень важную роль в воспитании ребенка. Ребенок должен отдыхать. Согласно результатам международных исследований, у нас нет связи между объемом домашних заданий и успеваемостью учеников. То есть, действительно, задают много домашних заданий. Поэтому мы занимаем 4-е место среди 85 стран по объему домашних заданий. Следовательно, объем домашних заданий нужно сократить. Над этим вопросом работают две специальные группы. В будущем, в среднем, задания будут сокращены на один час. Также будет введено требование не задавать домашние задания тем, кто отдыхает два дня. Я думаю, что это повысит интерес детей к учебе. Еще хочу сказать, что начиная со следующего года историю, литературу, химию и другие предметы можно будет проводить в музеях, научно-исследовательских институтах. Когда выезжаешь за границу, идешь в музеи, видишь там много школьников. Мы договорились об этом с Министерством культуры и спорта. Начиная с нового учебного года музеи не будут взимать плату за проведение уроков для школьников. Таким образом, можно будет проводить уроки по 7-8 часов в музеях, научно-исследовательских институтах. Я думаю, что это также повысит интерес детей и расширит их кругозор. Конечно, у этого тоже должны быть свои методики.

– В одном из интервью вы упомянули о повышении зарплаты учителей, чем привлекли внимание педагогической общественности. Однако этот вопрос, кажется, остался без ответа…

– Как работает бюджетный процесс, всем известно. Мы составляем расчеты и представляем их Министерству финансов. Эти предложения несколько раз поднимаются и обсуждаются на заседаниях правительства. Министр финансов высказывает свое мнение, мы высказываем свое. Затем предложения передаются в мажилис. Если депутаты поддержат, деньги будут выделены. Мы подали предложение, запросив дополнительно 88 миллиардов тенге на повышение зарплаты. Теперь Министерство финансов рассматривает свои возможности.

– Как вы думаете, если бы на эту должность пришел кто-то другой, кроме вас, столкнулся бы он с этими проблемами, этим шумом, спорами?

– Конечно… Мы реализуем государственную программу. Все четко написано внутри, как тавро на железе. Наша задача – объяснять. Обсуждать, слушать мнения, учитывать их. Только после этого будет подписано. Я не придумываю все эти реформы сам. Это программы, направленные на развитие и продвижение сферы образования.

– Когда вы пришли на эту должность, вас критиковали за то, что «вы пришли из сферы бизнеса». Что вы на это скажете?

– То, что я пришел из бизнеса, – правда. Но как быть с тем, что до этого я долгие годы работал в сфере образования? Я был ректором двух университетов. Поэтому эта сфера мне очень знакома. Конечно, мне нужно уделять больше внимания проблемам школы. В течение года я прилагал к этому усилия. Ведь все начинается со школы, не так ли?

– Вы – «любимый» герой социальных сетей. Известные блогеры пишут, что вы «говорите одно на собраниях, встречах, даете другие обещания, но работаете совершенно иначе»…

– Честно говоря, я впервые слышу от вас, что блогеры так критикуют. Я хочу объяснить кое-что тем, кто меня часто критикует. В настоящее время 90 процентов казахских детей учатся на казахском языке. Такого раньше не было. Например, когда я учился, в Алматы была только одна казахская школа из 75 школ. Повторюсь, сейчас в среднем по стране 90 процентов казахов получают образование на казахском языке. В конечном итоге все придут к обучению на казахском языке. Казахстан ничего не выиграет от того, что не будет терпеть это и говорить «сделаем то, сделаем это, пусть эти уйдут». Нужно учитывать права других национальностей в нашей стране. И нужно изучать секреты лучших образовательных достижений в мире. Очень многие поддерживают обучение на трех языках. Потому что они понимают, что этого требует время. Я никогда не говорил двусмысленно. Одна из главных проблем сейчас – ученики русских школ, даже проучившись 11 лет на казахском, не говорят на государственном языке. Потому что технология неправильная. В связи с этим мы хотим внедрить новую коммуникативную технологию. Этот проект готов. Он разработан на научной основе. Мы начнем внедрять его в школы в качестве пилотного проекта. Если опыт пройдет хорошо, то со следующего года или с 2019 года эта технология начнет внедряться во всех русских школах. Его главная цель – заставить ребенка говорить по-казахски. Я уверен, что если мы внедрим это в течение ближайших двух-трех лет, ученики русских школ будут говорить по-казахски.

– Группа деятелей, известных личностей, академиков, ученых потребовала вашей отставки. Вы не уходите…

– Да, я знаю об этом. У нас есть своя процедура увольнения. Во-первых, в отставку отправляет президент; во-вторых, мажилис. Кто из них решит отправить в отставку, зависит от них. С одной стороны, я считаю, что обеспокоенность этих граждан реформами в образовании и их требования – это проявление демократии. В народе из 17 миллионов человек могут быть разные мнения. Если большинство населения поддерживает это, это другой вопрос…

– Еще одно, что я заметил, ваши доклады написаны латиницей. Где вы этому научились?

– Когда я был за границей, я учился и на латинице. Привык к этому. Могу писать и кириллицей. Никаких трудностей нет.

– Ваш отец Кенжегали – известный в стране ученый. Был и депутатом. Советуетесь ли вы с отцом по поводу своей работы?

– Конечно, советуюсь. Часто навещаю отца. Его тоже волнуют проблемы этой сферы. Он понимает. Дает советы. Пока он не говорил «здесь ты не прав». Но по некоторым вопросам он дает советы: «встреться, поговори с такими-то людьми, обсуди вопрос, который ты взял в руки». Многие люди знают, знают и уважают моего отца. Одно это мне очень помогает. И это налагает на меня большую ответственность.

– Какие еще мысли вас волнуют в этой сфере образования?

– Меня волнует много вопросов. Среди них, кажется, можно выделить следующее. На самом деле, нельзя делить детей на одаренных и неодаренных. Требования ко всем должны быть одинаковыми. Дети из села тоже имеют много мечтаний и целей. Нельзя ставить крест на стремлениях сельских детей, говоря «ты из села».

– То есть как? В нашей стране ведь есть специальные школы для одаренных детей?

– Да, лицеи-гимназии забирают одаренных детей из обычных школ. Но мы не должны обучать остальных детей по другой программе, считая их неодаренными. Должна быть единая программа. Все хвалят Финляндию. Прекрасно развитое государство. Самое замечательное в этой стране – разница между обычными школами и школами для одаренных детей по ЕНТ составляет всего 6,5%. То есть образование в обеих школах дается на одном уровне. А у нас этот показатель превышает 50%. Это неправильно. Наряду с школами для одаренных детей, мы должны уделять внимание образованию в сельских школах. Даже уделять особое внимание. Одна из главных задач нашего министерства – это.

– Большое спасибо за откровенный разговор.

Беседовал Оралхан ДАУИТ
Оригинальное название: Ерлан САГАДИЕВ, министр образования и науки: НЕЛЬЗЯ ДЕЛИТЬ РЕБЕНКА НА ОДАРЕННОГО И НЕОДАРЕННОГО

Previous Post

В Кызылорде открыли памятник Мустафе Шокаю

Next Post

К.Токаев призвал перейти к стратегии искоренения терроризма

Next Post

К.Токаев призвал перейти к стратегии искоренения терроризма

Свежие записи

  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.