«Пушкин — и в Африке Пушкин!».
Русская поговорка
Кто забудет, как нас в учебных заведениях учили, что прародитель русского поэта А. Пушкина был эфиопским арабом? В российских фильмах его роль играли афроамериканцы или русские актеры, перекрашенные в черный цвет (например, В. Высоцкий).
В прошлый раз в этом пространстве поднимался вопрос «Какова национальность Пушкина?», и давались разные ответы. У меня не было времени своевременно написать то, что я знаю. Я сказал, что выскажусь, когда придет время.
Этот вопрос волновал и меня несколько лет назад. Причиной тому стало то, что одна малоизвестная страна Африки, Эритрея, обрела независимость и, заявив всему миру «мы — родина Пушкина», установила памятник поэту в своей столице. Эта страна была колонией Эфиопии, и после упразднения ее автономии и лишения самостоятельности в 1961 году, они подняли национально-освободительное восстание, сражались непрерывно 30 лет, потеряв около 300 тысяч человек. После падения Советской власти, поддерживавшей Эфиопию финансово и вооружением в 1991 году, когда у них не было сил дальше удерживать колонию, и они сами оказались в затруднительном положении, эритрейцы изгнали эфиопских колонизаторов и в 1992 году провозгласили независимость, а в 1994 году были приняты в члены ООН. После обретения свободы они начали присваивать Пушкина как своего соотечественника. Население этой юной и отважной страны составляет всего около 5 млн человек, и они говорят на арабском и тигринья.
А краткая история происхождения Пушкина такова.
Прадед великого поэта – Ибрагим, сын должностного лица Туниса, находившегося под властью Османской империи, был похищен вместе с младшим братом в 8-летнем возрасте работорговцами и находился на попечении у султана в одном из сералей (тип гарема) в Константинополе, где его увидел путешествовавший российский посол Савва Рагузинский. Он купил обоих мальчиков по одной бутылке рома и привез в Россию. Затем, завистливая и тщеславная, подарил царю Петру I в качестве раба. Черный мальчик понравился белому царю, его крестили и сделали денщиком, дав имя Абрам Петрович. Имя африканского мусульманина Ибрагима так легко изменили на имя Абрам, а его брату дали имя Алексей Петрович. Позже мусульманское происхождение стало причиной того, что Пушкин изучал священный Коран и написал знаменитый цикл стихов «Подражание Корану». Известно, что поэт писал о своем предке, происхождении в неоконченном романе «Араб Петра Великого», в стихах «Моя родословная», «К Языкову», во вступлении и первой главе романа «Евгений Онегин».
Во вступлении к роману великий поэт писал: «Автор родом из Африки по матери. Его прадед Абрам Петрович Ганнибал был похищен в 8-летнем возрасте с берегов Африки и доставлен в Константинополь. Ганнибал, даже в глубокой старости, не забывал Африку, постоянно вспоминал о роскошной жизни своего отца, о 19 детях, включая себя… и о любимой сестре Лагань, которая, преследуя корабль, увозивший его, вплавь отстала от него».
В стихотворении «Моя родословная» поэт писал:
Решил Фиглярин, сидя дома,
Что черный дед мой Ганнибал
Был куплен за бутылку рома
И в руки шкиперу подал.
Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.
Сей шкипер деду был доступен,
И сходно купленный арап
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперстник, а не раб,-
Здесь шкипер (капитан корабля) – это царь Петр I.
Император взял этого приемного сына во дворец, поселил в своей комнате, обучил и дал образование. Повзрослев, он получал жалованье 100 рублей в месяц в качестве денщика и секретаря, и Петр I не расставался с ним ни в одном походе. Когда Петр I отправился в Европу, он взял его с собой и устроил на обучение военному инженеру во Франции. После окончания обучения он служил во французской армии и получил звание капитана. Через 7 лет он вернулся в Россию и был принят на службу в полк, где числился царь, в звании инженер-поручика. Благодаря своей компетентности в военном деле и храбрости в сражениях, его слава распространилась.
Вернувшись из Франции, Ибрагим выбрал для своего происхождения имя карфагенского полководца Ганнибала. Он был дважды женат. Первую жену, Евдокию Диопер, дочь морского офицера, гречанку по национальности, он постоянно избивал и унижал, потому что она родила белокурую, светловолосую дочь, не похожую на него. Казалось, мусульманская кровь взяла свое. Поэтому первая жена вместе с каким-то кондуктором по фамилии Шишков попыталась отравить Ганнибала. Но их заговор был раскрыт, отравление доказано, оба были осуждены и приговорены к 11 годам тюремного заключения.
Он не развелся с еще живой первой женой, держал ее в заточении под стражей, под постоянным надзором, в голоде и нищете. В возрасте сорока с лишним лет он познакомился со шведской девушкой Христиной-Региной фон Шеберг, вступил с ней в отношения, у них родился ребенок. Показав решение суда, доказавшее неверность жены, он женился повторно. От своей наложницы он имел 11 детей. Через несколько лет после освобождения под залог, военный суд, по решению Святейшего Синода, расторг брак с первой женой. Однако, несмотря на беременность, первую жену отправили в монастырь, а Ганнибалу назначили крупный штраф. Судя по тому, что он жил в согласии со своей наложницей, последующие дети, вероятно, были смуглыми. Четверо его сыновей (Иван, Петр, Осип, Исаак) и три дочери (Елизавета, Анна, Софья) выросли и стали на ноги. Пушкин – потомок дочери одного из них, генерала Осипа Абрамовича Ганнибала. Таким образом, Ибрагим Ганнибал оказывается прапрадедом поэта.
После смерти его покровителя Петра положение Ганнибала ухудшилось, он подвергся преследованиям со стороны Меншикова, временщика эпохи безвластия, был уволен из армии и сослан в Сибирь, в Томск, Тобольск, находился под арестом год-два, а затем около 10 лет под надзором. В это время он сжег свои мемуары, написанные на французском языке. Только когда дочь Петра, Елизавета, стала императрицей, его положение улучшилось, и он снова возвысился. За двадцать лет он получил звание генерала и вышел в отставку по возрасту.
Даже выйдя на пенсию, прославленный прадед Пушкина не мог сидеть сложа руки и, как при Петре I, начал выращивать картофель. Царь Петр I изначально не понимал значения картофеля, называл его «земляным яблоком» и привез из Европы как лекарственное растение. Похоже, что именно с прадеда Пушкина, Ганнибала, началось выращивание, уход, сбор, жарка, варка и употребление картофеля в пищу в России. Императрица Екатерина II, попробовав «земляное яблоко», выросшее в его саду, и убедившись, что его можно употреблять в пищу, осознала, что картофель может спасти народ от голода в случае неурожая, и поручила Ганнибалу основательно заняться выращиванием картофеля, создав для этого условия. Таким образом, генерал-прадед великого поэта, будучи на пенсии, оставил значительный след в деле выращивания картофеля в России, вовлек в это дело всех русских крестьян, прожил долгую жизнь около девяноста лет и скончался.
Младший сын Ганнибала, Петр, в своих записях указывал, что его отец – «негр» из африканской знати. А Пушкин, опираясь на биографию Ганнибала, написанную немцами, считал его эфиопским (древнее название Абиссиния) арабом. В стихотворении, посвященном Языкову, поэт писал:
В деревне, где Петра любимец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап,
Где позабыв Елисаветы
И двор, и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлажденны леты
О дальней Африке своей… («К Языкову»),-
Неслучайно имя любимой сестры, которую он оплакивал на родине, в стране своего рождения, и которую постоянно видел во сне и тосковал по ней всю жизнь, было Лагань. Американский русский поэт Владимир Набоков, исследовав место происхождения и род Ганнибала, доказал, что он был представителем народа котоко, исповедующего суннитский ислам, из небольшого государства Лагон, граничащего с республиками Камерун и Чад. Это утверждение подтверждает и бенинский ученый-славист, выпускник Сорбоннского университета, автор книги «Абрам Ганнибал» из серии «ЖЗЛ» Дьёдонне Гнамманку.
А иудеи, утверждая, что «имя Ганнибала еврейское – Абрам, и поскольку он был абиссинским иудеем, он дал своим детям еврейские имена, такие как Исаак, Яков (скончался рано), Иосиф (по-русски Осип)», сделали Пушкина евреем по происхождению.
Тем не менее, эфиопы не собираются расставаться с Пушкиным при жизни. Считая его своим поэтом, они 15 лет назад установили в столице Аддис-Абебе привезенный из России памятник-бюст. Сейчас в связи с реконструкцией площади он перенесен в Национальный музей. Однако, как говорится, «что было раньше, то и лучше», независимая Эритрея, отделившаяся от Эфиопии, установила величественный памятник Пушкину на площади в центре своей столицы Асмэры и объявила его своим поэтом. Теперь они собираются установить памятник Ибрагиму Ганнибалу.
Пушкин, постоянно говоривший и писавший о своем африканском происхождении, тем не менее считал себя русским.
На фото: бюст великого поэта в Эфиопии и памятник в Эритрее.
Из записи Улугбека Есдаулета в Facebook